Preview

Вестник Сургутского государственного педагогического университета

Расширенный поиск
№ 4(91) (2024)
Скачать выпуск PDF

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

9-20 89
Аннотация

В статье рассмотрена проблема мотивации студентов — будущих учителей физики к научно-исследовательской работе. Анализируется значимость и готовность будущих учителей к проведению научно-исследовательской работы. Описываются полученные результаты проведения опытно экспериментальной работы на базе «ЮУрГГПУ» среди студентов бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование» профиль «Физика. Математика» в рамках учебной практики (проектно-исследовательской). Разработанная совокупность дидактических материалов и апробированная организация курса и мероприятий способствуют формированию научно-исследовательских компетенций будущих учителей физики. В результате работы выделены трудности, даны рекомендации и делается общий вывод о необходимости мотивации к научно-исследовательской работе студентами педагогического вуза, будущими учителями физики.

21-26 62
Аннотация

Лекция является и продолжает оставаться ведущей и наиболее эффективной формой обучения в ВУЗе, которой трудно найти альтернативу. Вместе с тем дидакты давно поднимают вопрос о необходимости повышения мотивации студентов на лекционных занятиях. Отсюда цель статьи — рассмотреть возможности практического использования интерактивных методик для повышения познавательной активности студентов на лекциях. В статье представлен обзор применения активных лекционных форм в высшей школе, даются рекомендации по их использованию. Обосновано предположение о том, что применение новых лекционных форм способствует модернизации традиционной формы учебных занятий в ВУЗе, преодолению ее однонаправленности и налаживанию обратной связи от студента к преподавателю. Все это в конечном счете повысит их мотивацию к учебно-профессиональной деятельности и позволит преодолеть недостатки лекционной методики.

27-35 66
Аннотация

В статье раскрыты основные подходы, закономерности формирования культуры профессиональной успешности будущего учителя. Выявлены авторские точки зрения о понятии в области социокультурного, философского, психолого-педагогического, профессионального знания. Проведен контент-анализ научных подходов для уточнения методологических параметров исследования, выявлена функционально-дидактическая роль культуры профессиональной успешности как многокомпонентной системы и процесса для повышения эффективности образовательного процесса в педагогическом вузе и становления будущего учителя в параметрах конкурентоспособности. Предложена субъектно-ориентированная технология (СОТ) для формирования культуры профессиональной успешности будущего учителя, особенности включения технологии с учетом параметров развивающейся среды вуза и продуктивного взаимодействия «студент-педагогработодатель». Показаны методы создания ситуации успеха, очный формат встреч с успешными практиками; игровой метод, метод Lesson Study для отработки умений учиться рациональным приемам учебной деятельности, приемам здоровьесбережения, повышения качества работоспособности, мобильности, коммуникации, рефлексивности, НИР, что обеспечивает высокий уровень сформированности компонентов культуры профессиональной успешности.

36-44 66
Аннотация

В статье представлены результаты работы по изучению готовности будущего педагога к тьюторской деятельности в инклюзивном образовании. Раскрыты сущность, содержание и компоненты готовности педагога к тьюторской деятельности. Сформулированы позиции и функции тьютора в инклюзивном образовании, представлен комплекс организационно-педагогических условий, направленных на формирование готовности будущего педагога к тьюторской деятельности в инклюзивном образовании. Представлены результаты исследования и доказана эффективность условий в формировании готовности будущего педагога к тьюторской деятельности в инклюзивном образовании.

45-53 51
Аннотация

В данной статье рассматривается подход к языковой педагогике, который показывает, как культура может играть центральную роль в изучении иностранного языка и способствовать развитию целостной личности. Концепция языковой педагогики рассматривается с применением системы деятельности, как инструмента для развития целостной личности, который объединяет исследования по изучению культуры через язык и теорию культурно-исторической деятельности. Преподавание и изучение языка требует более адекватной концептуализации культуры и человеческой деятельности.

54-61 34
Аннотация

Государственная политика в сфере воспитания и образования студентов, определяется законодательными и правовыми актами Российской Федерации, в которые ориентируют образовательные учреждения на формирование гражданской позиции обучающихся. В статье представлено теоретическое обоснование гражданской позиции студентов как актуального состояния человека с определенным уровнем сформированности его ценностной системы, установок и личностной ориентации в обществе. Представленные педагогические условия, ориентированные на формирование гражданской позиции у студентов в вузе, позволили нам разработать педагогическую модель и программу ее реализации. Программа нацелена на гражданское воспитание студентов первокурсников, обучающихся на программе бакалавриата. Модель имеет три блока: целевой, содержательный и результативный. Реализация программы в вузе, мониторинг процессов, анализ результатов доказывают эффективность экспериментальной работы и позволяют сделать вывод об эффективной реализации экспериментальной деятельности, направленной на формирование гражданской позиции студентов вуза.

62-67 52
Аннотация

Межличностные, когнитивно-интеллектуальные компетенции в отличие от профессионально ориентированных не поддаются точному измерению, однако совершенствуются в процессе социального опыта и являются ведущими в критерии оценки успешности личности в сегодняшние дни. Система 4К, четыре ключевых навыка, получившие название Soft Skills (гибкие навыки): критическое мышление, координация, коммуникация и креативность по требованиям современных работодателей имеют тенденцию расширения такими качествами, как умение принимать решения, ответственность, саморазвитие, тайм-менеджмент, восприимчивость к инновациям, любознательность, мобильность и другие. В статье обосновывается целесообразность применения метода проектов в гуманитарных курсах учебного процесса, как эффективного средства формирования гибких компетенций обучающихся в высшей школе.

68-75 43
Аннотация

Проблема формирования функциональной грамотности школьников вышла на передний план в последние годы, что нашло свое отражение в документах, определяющих функционирование среднего общего образования. Ее решение невозможно без квалифицированного педагогического руководства, которое может быть получено при специальной подготовке учителей. Цель исследования состоит в том, чтобы представить содержание подготовки будущих педагогов в интересующем нас направлении в виде компетенций, овладение которыми позволит обеспечить совокупное формирование у школьников различных видов функциональной грамотности. Для ее достижения были применены следующие методы исследования: анализ научной литературы и ее обобщение, наблюдение за образовательным процессом, беседа. В результате исследования выделены три группы компетенций, необходимых педагогу для осуществления профессиональной деятельности, включая формирование функциональной грамотности школьников; показано, что на материале одного и того же предмета могут формироваться разные ее виды, и это требует от учителя соответствующей квалификации; на примере общепедагогических дисциплин раскрыто, какие изменения в их содержании следовало бы произвести, чтобы подготовить будущего учителя к формированию функциональной грамотности школьников.

76-84 28
Аннотация

В статье описана проблематика педагогической технологии сопровождения в медицинском вузе. Показана высокая потребность в формировании научно-исследовательских компетенций у студентов медицинских вузов. Также отражены проблемы индивидуализации подхода в обучении и принципиальная значимость данного подхода.
Цель — создание технологии индивидуального сопровождения научно-исследовательской работы студента и проверка ее эффективности при работе в тематике клинической патофизиологии.
Исследование было проведено в два этапа. На первом этапе при помощи специально разработанного опросника была проведена оценка осведомленности студентов медицинского вуза в области научно-исследовательской деятельности, а также была оценена потребность в разработке специальной технологии сопровождения. На втором — сформирована поэтапно сама технология индивидуального сопровождения, а также проведена оценка эффективности данной технологии на примере работы с конкретными обучающимися.
Описаны конкретные этапы и основные блоки работы по разработанной технологии, а также приведены конкретные примеры работы по данной технологии в практике обучения. Новизна заключается в авторской методике оценки осведомленности обучающихся в медицинском вузе, а также в практической реализации технологии индивидуального сопровождения применительно к студентам медицинского вуза. Приведены результаты проведенной работы как в виде анализа соответствующего опросника, так и в виде конкретных достижений обученных студентов.

85-91 39
Аннотация

Статья рассматривает концептуальные основы формирования прогностической компетентности студентов педагогических учебных заведений. В работе уделено особое внимание анализу и структурированию различных понятий, взятых из множества источников по данной теме. Исследование направлено на определение степени развития прогностической компетентности у студентов педагогических вузов и выяснение необходимости углубленного изучения данной компетенции. Методы исследования включали анализ научной литературы, анкетирование студентов на знание и понимание концепта прогностической компетентности. Результаты исследования показали, что значительная часть студентов имеет недостаточный уровень прогностической компетентности. Это подтверждает необходимость углубленного изучения и погружения в данный аспект профессиональной подготовки. Результаты исследования подчеркивают важность создания специализированных образовательных программ и методических подходов, ориентированных на успешное развитие прогностической компетентности у студентов, готовящихся к педагогической деятельности.

91-98 37
Аннотация

Педагогическая культура исследуется как составляющая народной педагогики, как наследие авторских педагогических систем, как составная часть профессионализма учителя. Авторами статьи описываются педагогические интенсивы как организационная форма процесса формирования педагогической культуры будущих учителей. Их сущность состоит в активизации учебной деятельности будущих учителей за счет уменьшения времени, отведенного на учебное занятие. Интерактивное взаимодействие преподавателя и обучающихся между собой в процессе педагогических интенсивов способствует формированию мотивационного, эмотивно-аксиологического и деятельностного компонентов их педагогической культуры. Соблюдение педагогических условий в процессе реализации разработанной модели в образовательном процессе будет способствовать повышению качества профессиональной подготовки студентов педагогических вузов в аспекте их педагогической культуры.

99-108 34
Аннотация

Статья посвящена вопросам определения содержания структурных компонентов педагогического мировоззрения будущих руководителей хореографическими коллективами, оценке их роли в структуре исследуемого феномена посредством применения методов анализа, синтеза, обобщения, систематизации, конкретизации и сравнения доступных научных источников. Автором обозначена актуальность исследования, заключающаяся в необходимости комплексного изучения педагогических профессиональноличностных новообразований для повышения качества подготовки творческих кадров сферы культуры. Новизна исследования представлена выделением авторских структурных компонентов изучаемого феномена, раскрытием их содержания относительно специфики профессиональной деятельности будущего руководителя хореографическим коллективом с опорой на имеющийся в научной литературе массив психолого-педагогических представлений относительно объекта исследования. Полученные результаты могут быть применены для эффективного формирования педагогического мировоззрения у будущих руководителей хореографическими коллективами в образовательном пространстве ВУЗа культуры.

109-115 33
Аннотация

Одной из задач системы высшего образования является поиск образовательного окружения и воспитательных событий для развития самоорганизации будущих педагогов. Это связано с необходимостью подготовки нового типа специалиста, способного к педагогической деятельности в обстановке сложности и неоднозначности.
Цель представленного исследования — теоретический анализ деятельности студенческого спортивного клуба как условия развития самоорганизации будущих педагогов. Наши задачи заключались в изучении понятия «самоорганизация» и выявлении возможности студенческого спортивного клуба для ее развития.
В современном общекультурном и образовательном пространстве педагогическая деятельность предписывает повышенные запросы к будущим педагогам, требуя от них наличия самоорганизации. Ее развитие в системе профессионального педагогического образования является актуальной и своевременной задачей. Анализ и синтез информации специальной педагогической литературы, посвященной актуальности процесса высшего образования и изучению вопросов развития самоорганизации, а также изучение нормативных и программных документов образовательных организаций высшего образования позволяет нам обобщить материалы статей научных и образовательных сообществ.
Возможности студенческого спортивного клуба отвечают основным параметрам понятия самоорганизации как поведенческой характеристики будущих педагогов. Деятельность в студенческом спортивном клубе обеспечивает высокий уровень личностной свободы и активность будущих педагогов; многообразие возможных направлений развития личностного потенциала через способность и готовность решать текущие и перспективные задачи профессиональной деятельности.

116-125 57
Аннотация

В статье рассмотрена специфика деятельности университета как центра формирования технологических инноваций и предпринимательских инициатив. Выявлены ключевые особенности инновационно-предпринимательской инфраструктуры университета: многофункциональность структурных подразделений, приоритетность технологического предпринимательства, партнерство с промышленным и финансовым бизнесом, многовекторность охвата молодежной аудитории. Систематизированы преимущества и риски участников инновационного предпринимательства в образовательной сфере. Актуализируется, что инновационно-предпринимательское развитие высшего образования — это современный тренд, влияющий на конкурентоспособность университетов и региональных экономических систем.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

126-137 29
Аннотация

Статья посвящена использованию электронных корпусов в обучении теории языка и оценке методического потенциала корпусных технологий как комплексного явления, представленного коллекциями текстов и корпусным инструментарием. Обращение к корпусным технологиям в лингводидактике обосновано цифровыми реалиями современного процесса обучения иностранным языкам и всей образовательной среды в целом. Тем не менее, корпусные технологии как лингводидактическая среда недостаточно раскрыты в контексте обучения иностранным языкам и теории языка, в частности. Корпусные технологии могут рассматриваться в качестве эффективного инструмента развития практических умений обучающихся в овладении теорией языка, а также формирования и развития исследовательской компетенции и учебной автономии. Целью настоящего исследования является обоснование структурной модели обучения теории языка на основе корпусной онлайн-технологии, которое позволит активировать и развивать исследовательские умения обучающихся. Проведенный анализ опубликованных источников по проблеме и анализ лингвистической системы немецкого языка DWDS — Digitales Wörterbuch der deutschen Sprache — как корпусной технологии в изучении лингвотеории, показали актуальность и необходимость разработки специальных методических указаний, как для преподавателей, так и для обучающихся. В связи с отмеченным недостаточным привлечением корпусных технологий к обучению теории языка, в статье предлагается модель обучения теории языка на основе корпусных технологий, в частности технологий DWDS.

138-144 49
Аннотация

В статье исследованы особенности формирования цифровой и графической грамотности курсантов военных учебных заведений в условиях гибридного обучения. Современное общество предъявляет высокие требования к уровню профессиональной подготовки выпускников военных высших учебных заведений. Это подразумевает необходимость их всесторонней развитости, как в теоретическом, так и в практическом аспектах, для успешного ведения научных исследований, аналитической работы и внедрения инноваций. Для того чтобы курсанты были конкурентоспособны и способны эффективно работать в условиях активного применения современных информационных технологий, необходимо сформировать условия для формирования навыков пользования современными цифровыми системами в своей профессии. Для улучшения эффективности обучения курсантов и их подготовки к информационно-аналитической работе критически необходимо определить и применить необходимый набор организационных и педагогических мер.
Целью исследования является изучение особенностей обучения курсантов графическим дисциплинам и формирование навыков цифровой грамотности в условиях применения гибридного типа обучения.
В результате исследования произведен обзор научно-практических сведений по представленной тематике, даны авторские выводы.

145-155 46
Аннотация

Метапредметными результатами иноязычного гуманитарного образования становятся развитие у обучающихся читательской грамотности; развитие отношения к чтению как к культурной и личностной ценности. Усиление роли визуализации информации и изменение характера усвоения текстовой информации приводит педагогические высшие учебные заведения к поиску новых методик и приемов работы с иноязычными текстами на занятиях иностранным языком.
Целью статьи является обобщение практического опыта работы с художественными произведениями на занятиях по иностранному языку со студентами — будущими учителями английского языка. В качестве средства формирования читательской грамотности студентов — будущих педагогов, предлагается прием самостоятельного составления инфографики по материалам художественных произведений зарубежных авторов. Теоретикометодологической основой исследования стали работы Сметанниковой Н.Н., Землинской Т.В., Григорьевой Н.В., Сороки О.Г. и др., зарубежные авторы Antonova A., Clanfield L., Ribeiro R.; учебно-методическая литература по методике и смежным наукам; нормативные документы. К методам исследования можно отнести критический анализ литературных источников, анализ базовых понятий исследования, проектирование, обобщение имеющегося положительного педагогического опыта, пробное обучение.
В статье представлен авторский алгоритм составления инфографики по материалам художественных произведений зарубежных авторов; предложены собственные критерии оценивания инфографик, составленных студентами. В заключительной части статьи выделены преимущества выбранного способа визуализации содержания художественного произведения; дается общая оценка результатов и эффективности проведенной практической работы по развитию у студентов читательской грамотности.

156-164 98
Аннотация

В исследовании фокус акцентируется на возможности и перспективы применения массовых открытых онлайн-курсов (MOOК) в высших учебных заведениях на примере Тюменского индустриального университета. Проанализированы в диахроническом срезе ступени становления MOOК, преимущества внедрения MOOК в образовательный процесс, такие как доступность, гибкость и индивидуализация обучения. В работе приведены конкретные примеры использования онлайн-курсов в учебной программе университета, направленные на успешную интеграцию MOOК в образовательную систему; также обсуждаются проблемы, связанные с массовым внедрением онлайн-курсов. Авторы приходят к выводу о том, что использование MOOК способствует расширению доступа к учебным ресурсам и повышению конкурентоспособности вуза на образовательном рынке.

ОБЗОР КОНФЕРЕНЦИИ



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-7626 (Print)