Preview

Вестник Сургутского государственного педагогического университета

Расширенный поиск

Подготовка будущих учителей к формированию функциональной грамотности школьников: содержательный аспект

https://doi.org/10.69571/SSPU.2024.91.4.011

Аннотация

Проблема формирования функциональной грамотности школьников вышла на передний план в последние годы, что нашло свое отражение в документах, определяющих функционирование среднего общего образования. Ее решение невозможно без квалифицированного педагогического руководства, которое может быть получено при специальной подготовке учителей. Цель исследования состоит в том, чтобы представить содержание подготовки будущих педагогов в интересующем нас направлении в виде компетенций, овладение которыми позволит обеспечить совокупное формирование у школьников различных видов функциональной грамотности. Для ее достижения были применены следующие методы исследования: анализ научной литературы и ее обобщение, наблюдение за образовательным процессом, беседа. В результате исследования выделены три группы компетенций, необходимых педагогу для осуществления профессиональной деятельности, включая формирование функциональной грамотности школьников; показано, что на материале одного и того же предмета могут формироваться разные ее виды, и это требует от учителя соответствующей квалификации; на примере общепедагогических дисциплин раскрыто, какие изменения в их содержании следовало бы произвести, чтобы подготовить будущего учителя к формированию функциональной грамотности школьников.

Об авторе

А. В. Перевозный
УВО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»
Беларусь

Перевозный Алексей Владиславович — кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики факультета социально-педагогических технологий



Список литературы

1. Авдеева Т. И., Высокос М. И. Подготовка студентов к деятельности по формированию финансовой грамотности школьников при обучении математике // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 77–2. С. 14–17.

2. Азимов Э. Г. А.Н Щукин. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. 448 с.

3. Бычков А. В. Содержательные основы подготовки будущего учителя математики к формированию математической грамотности учащихся основной школы // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Том 6. Выпуск 6. С. 1020–1026.

4. Гарашкина Н. В., Дружинина А. А. Развитие у будущих педагогов компетенций в формировании финансовой грамотности школьников // Гаудеамус. 2022. Т. 21. № 4. C. 105–112.

5. Жданова Н. М. Подготовка будущих учителей начальных классов к формированию естественнонаучной грамотности учащихся на уроках окружающего мира // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2021. № 1. С. 42–45.

6. Лукшин А. П., Жданович Ю. Е. Демонстрационный экзамен как инструмент оценки методических компетенций будущих педагогов в процессе формирования читательской грамотности у школьников // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2023. № 4 (121). С. 79–86.

7. Низамова Э. И., Шигапова Э. Д., Хисамова А. Р. Развитие профессиональных компетенций учителя физики в области формирования естественнонаучной грамотности обучающихся // Развитие профессиональных компетенций учителя: основные проблемы и ценности: сб. науч. тр. V Междунар. форума по пед. образованию, 29.05.2019–31.05.2019. Ч. 2. Казань: ПФУ, 2019. С. 31–35.

8. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (с изменениями и дополнениями): Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г. N 122. URL: https://www.fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440302_B_3_15062021.pdf (дата обращения: 20.09.2024).

9. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (с изменениями и дополнениями): Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г. N 125. URL: https://www.fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440305_B_3_15062021.pdf (дата обращения: 20.09.2024).

10. Петрушкина Т. А., Хрисанова Е. Г. Подготовка будущих учителей физики к формированию естественнонаучной компетентности школьников с использованием этнопедагогического наследия Г.Н. Волкова // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2022. № 2 (115). С. 219–225.

11. Профессиональный стандарт Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель): утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 № 544н. URL: https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestrprofessionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=56367 (дата обращения: 21.09.2024).

12. Рутковская Е. Л., Половникова А. В., Сорокин А. А. Формирование функциональной грамотности будущего педагога как элемент его профессионального становления // Отечественная и зарубежная педагогика. 2024. Т. 1. № 1 (97). С. 62–76.

13. Филиппова А. Р. Готовность будущих педагогов к формированию читательской грамотности как результат образовательной деятельности вуза // Казанский педагогический журнал № 1. 2022. С. 84–90.

14. Шитякова Н. П., Верховых И. В., Забродина И. В., Гольцева Ю. В. Подготовка будущих педагогов к формированию личностного самоопределения обучающихся в условиях виртуальной социализирующей среды // Перспективы науки и образования. 2022. № 3 (57). С. 160–173.


Рецензия

Для цитирования:


Перевозный А.В. Подготовка будущих учителей к формированию функциональной грамотности школьников: содержательный аспект. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2024;(4(91)):68-75. https://doi.org/10.69571/SSPU.2024.91.4.011

For citation:


Perevozny A.V. Preparation of Prospective Teachers for Formation Functional Literacy of Schoolchildren: Content Aspect. Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2024;(4(91)):68-75. (In Russ.) https://doi.org/10.69571/SSPU.2024.91.4.011

Просмотров: 43


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-7626 (Print)