Preview

Вестник Сургутского государственного педагогического университета

Расширенный поиск

Актуальные вопросы подготовки учителя для школы XXI века

https://doi.org/10.26105/SSPU.2022.76.1.001

Аннотация

В системе общего образования уже в ближайшей перспективе неизбежно произойдут качественные изменения, обусловленные разными причинами, в том числе т. н. цифровой трансформацией. Это приведет к изменению роли учителя в образовательном процессе и требований к его компетенциям. Анализ показывает, что современное педагогическое образование не готово к тому, чтобы выпускать учителей, отвечающих требованиям современной социальной ситуации. При всех изменениях, которые произошли в этой системе за последние тридцать лет, педагогическое образование сохраняет ориентацию на подготовку учителя-транслятора знаний. Чтобы преодолеть существующие в системе подготовки будущих учителей ограничения, потребуется существенно изменить содержание программ и технологии педагогического образования. Это в свою очередь потребует изменений в установках и компетенциях профессорско-преподавательского состава педагогических вузов.

Об авторе

В. С. Лазарев

Россия


Список литературы

1. Абраменкова В. В. Цифровизация воспитания как угроза безопасному развитию детства // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2021. Том 10. № 3. С. 3–12

2. Афанасьев А. С. Цифровизация образования, все минусы электронной школы. Что будет с детьми? URL: https://vc.ru/flood/43800‑cifrovizaciya-obrazovaniya-vse-minusy-elektronnoy-shkoly-chtobudet-s-detmi (дата обращения: 25.04.2020).

3. Барбер М., Муршед М. Как добиться стабильного высокого качества обучения в школах. Уроки анализа лучших систем школьного образования мира // Вопросы образования. 2008. № 3. С. 7–60

4. Болотов В. А., Левицкий М. Л., Реморенко И. М., Сериков В. В. Педагогическое образование в контексте вызовов и проблем XXI века: актуальность трансформации// Педагогическое образование в современной России: стратегические ориентиры развития. Ростов н/Д; Таганрог: Южный федеральный университет, 2020. С. 21–36

5. Болотов В. А., Новичков В. Б. Реформа педагогического образования // Педагогика. 1992. № 7–8. С. 49–54.

6. Вербицкий А. А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы // Homo Cyberus. 2019. № 1. URL: http://journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_AA_1_2019 (дата обращения: 25.04.2021).

7. Громыко Ю. В. К проблеме создания общенародной школы будущего: синтез предметного и проектного образования // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 1. C. 93–105.

8. Громыко Ю. В., Рубцов В. В., Марголис А. А. Школа как экосистема развивающихся детско-взрослых сообществ: деятельностный подход к проектированию школы будущего // Культурно-историческая психология, 2020. Том 16. № 1. С. 57–67.

9. Двенадцать решений для нового образования: доклад Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики / Под общей редакцией Я. И Кузьминова, И. Д. Фрумина. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2018. URL: https://www.hse.ru/data/2018/04/06/1164671180/Doklad_obrazovanie_Web.pdf (дата обращения: 25.04.2021).

10. Лазарев В. С. К проблеме построения модели «школы будущего». Психологическая наука и образование. 2021. Т 26. № 4. С. 64–79.

11. Образование для сложного общества: доклад Global Education Futures. 212 с. URL: https://drive.google.com/file/d/0B9ZvF6mQ5FMbSTFKVmhodU5rNTNiTXpUZ2QwZktiR0pzSmJR/view (дата обращения: 25.04.2021).

12. Образовательные экосистемы для общественного развития: доклад. URL: https://drive.google.com/file/d/0B9ZvF6mQ5FMbSTFKVmhodU5rNTNiTXpUZ2QwZktiR0pzSmJR/view (дата обращения: 25.04.2021).

13. Орлов А. А., Орлова Л. А., Бозиев Р. С. Актуальные проблемы проектирования моделей отечественного педагогического образования // В сб: «Педагогическое образование в современной России: стратегические ориентиры развития». — Ростов н/Д; Таганрог: Южный федеральный университет, 2020. С. 155–171 (дата обращения: 25.04.2021).

14. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / Под редакцией А. Ю. Уварова, И Д. Фрумина. М.: Издательский дом Высшей шк. экономики, 2019. 342 с.

15. Ученые и педагоги выступили против цифровизации школы. URL: http://kolokolrussia.ru/obrazovanie/uchene-i-pedagogi-vstupili-protiv-cifrovizacii-shkol (дата обращения: 25.04.2021).

16. Четверикова О. Н. Скрытые угрозы российского проекта «Цифровая школа» // Народное образование. 2019. № 1. C. 9–25.


Рецензия

Для цитирования:


Лазарев В.С. Актуальные вопросы подготовки учителя для школы XXI века. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2022;(1 (76)):9-18. https://doi.org/10.26105/SSPU.2022.76.1.001

For citation:


Lazarev V.S. Teacher Training Topical Issues for the School of the 21st Century. Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2022;(1 (76)):9-18. (In Russ.) https://doi.org/10.26105/SSPU.2022.76.1.001

Просмотров: 655


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-7626 (Print)