Preview

Вестник Сургутского государственного педагогического университета

Расширенный поиск
№ 5(99) (2025)
Скачать выпуск PDF

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

9-18 13
Аннотация

Введение. Социальные, культурные и исторические изменения могут быть эффективно изучены через призму поколенческого подхода, который позволяет анализировать структуру общества, динамику его развития, трансформацию ценностей, норм и поведения.

Цель работы — анализ методологических и методических подходов в эмпирических исследованиях поколений в российской социогуманитарной науке с 2000 по 2025 гг. Для достижения поставленной цели был проведен вторичный анализ 120 отечественных научных публикаций из электронной реферативной базы E-Library, посвященных эмпирическому изучению поколений, опубликованных в первой четверти XXI века.

Результаты и научная новизна. Проведенный анализ показал, что поколенческий подход активно применяется в социогуманитарной сфере, особенно в социологии, психологии и философии. Содержательно фокус внимания сосредоточен на изучении характеристик отдельных поколений (особенно молодежи) — их ценностных установок и поведения, ментальных особенностей и психологического профиля. Проблемы межпоколенческих взаимодействий изучаются недостаточно. Это приводит к фрагментарному пониманию межпоколенческих отношений, оставляя неисследованными ключевые аспекты их взаимодействия. Доминирующим методом сбора информации о поколениях выступает массовый опрос. Научная новизна состоит в систематизированном анализе практик проведения эмпирических исследований поколений в российской науке XXI века и возможностях на основании него конструировать авторские теоретические и эмпирические исследования поколений.

19-27 12
Аннотация

Целью статьи является выявление межпоколенческих различий в восприятии и оценке трансформационных процессов в медиасфере Республики Саха (Якутия) на основе данных, полученных от репрезентативных групп. В статье авторы обсуждают отношение представителей поколений Z, миллиениалов и реформенного поколения к трансформациям в системе современной медиасферы. Внимание уделяется рефлексиям двуязычных потребителей информации (разговаривающих на русском и якутском языках), учитывая тот факт, что в Республике Саха (Якутия) активно коммуницируют на двух языках.

В статье использованы материалы социологических исследований, проведенных в 2023 году в Республике Саха (Якутия). Отталкиваясь от результатов количественных исследований, авторы использовали метод фокус-группового интервьюирования (4–5 марта 2025 г., г. Якутск) для уточнения ранее полученных выводов. Дискурс-анализ высказываний респондентов двух фокус-групп продемонстрировал: молодежная фокус-группа, представленная студентами, начинающими профессионалами в сфере масс-медиа, гораздо оптимистичней смотрит на развитие журналистики и масс-медиа в целом, нежели представители действующей журналистской страты, состоящей из опытных журналистов; двуязычный потребитель молодого возраста вполне удовлетворен оперативной информацией на языке большинства (на русском языке); мнения первой и второй фокус-групп отличаются друг от друга, особенно это касается отношения к новым медиа (соцсетям и гаджетам). В качестве результатов и научной новизны представлены отношение разных поколений якутян к трансформации в медиасфере, к проблемным вопросам сферы журналистики в регионе, а также характеристика особенностей двуязычного медиапотребления.

28-41 13
Аннотация

Статья посвящена анализу уровня и характера религиозности студенческой молодежи ХМАО-Югры. В ходе регионального социологического опроса (n=2445, предельная ошибка выборки не превышает 2%) было выявлено, что студенты демонстрирует низкие поведенческие показатели (вовлеченность в религиозные практики) и идентификационные, более трети молодых югорчан — конфессионально неаффилированные. Чуть выше, чем по России в целом, уровень религиозного сознания, то есть веры в ключевые религиозные идеи — в Бога, душу, загробный мир. В то же время у большинства студентов светские, естественнонаучные представления об устройстве мира. На основе самооценок студентов выделены три группы респондентов: «религиозные», «духовные, но не религиозные» и «нерелигиозные». Каждый тип отличается степенью распространенности верований и конфессиональной идентичности, частотой исполнения религиозных практик, отношением к традиционной религии и ее роли в собственной жизни.

42-53 9
Аннотация

В статье рассматриваются ключевые тенденции и социальные изменения в российском шахматном сообществе, обусловленные широким распространением и доминированием искусственного интеллекта (ИИ) в релевантной сфере. На основе анализа отечественных научных работ отмечается недостаток эмпирических исследований и, как следствие, множество дискуссионных и необоснованных выводов по данной теме. Приводятся результаты авторского эмпирического исследования, проведенного в 2025 г. методом формализованного интервью. В качестве респондентов выступали шахматисты практически всех уровней игры — от любителей до международных гроссмейстеров — из 3 регионов России. Анализ результатов исследования позволил выявить как общие тенденции для шахматного сообщества в условиях широкого распространения алгоритмов (высокий уровень доверия к оценкам и рекомендациям ИИ, корреляция между интенсивностью применения ИИ в обучении, тренировке, анализе отдельных партий и ростом уровня игры, популяризация онлайн-шахмат, нетерпимость к намеренному нарушению правил игры для получения преимущества — читерству), так и специфику влияния ИИ на отдельные группы шахматистов: игроков начального, среднего и наиболее высокого уровней, молодежь и представителей старшего поколения, мужчин и женщин. Рассматриваются различные аспекты трансформации социальных взаимодействий между шахматистами в контексте распространения ИИ, связанные с уровнем межличностного доверия, формированием и поддержанием неформальных связей с другими членами сообщества, повышением открытости в обмене знаниями и интенсификацией опосредованных коммуникаций. В заключении делается вывод о необходимости преодоления «однобоких» подходов к оценке влияния ИИ на шахматное сообщество и актуальности дальнейших эмпирических исследований в рассматриваемой сфере.

54-64 11
Аннотация

Предметом исследования в статье являются факторы реализации репродуктивных стратегий у студентов. Актуальность темы связана с выявлением дополнительных возможностей стимулирования рождаемости у молодежи и выяснением факторов, препятствующих реализации этих стратегий.

Выявлению основных факторов, влияющих на репродуктивные стратегии, посвящено проведенное в 2024 г. социологическое исследование методами полуформализованного письменного опроса и традиционного (качественного) анализа документов. В исследовании приняли участие 75 студентов вузов г. Екатеринбурга.

Результаты исследования позволили провести ранжирование факторов реализации репродуктивных стратегий. Выявлены мега-, макро-, мезо— и микрофакторы. Мегафакторы, влияющие на репродуктивные стратегии — это международная обстановка в целом, политическое и экономическое положение страны, социально-экономические кризисы. Макрофакторы, оказывающие воздействие на репродуктивные стратегии — это меры государственной поддержки семьи, наличие жилья, автомобиля, материальная обеспеченность, доступность медицинских услуг. Мезофакторы — влияние социального окружения, СМИ, родительской семьи. Микрофакторы, влияющие на репродуктивные стратегии связаны с внутренними личностными психологическими представлениями о себе, детях и деторождении, о семье и партнере, с жизненными сценариями в целом, с представлениями о психологической готовности к родительству. Комплексное изучение и учет всех этих факторов будет способствовать эффективной демографической политике.

65-73 7
Аннотация

Влияние женщин на развитие всех сфер жизнедеятельности современного социума безусловна. Историческая ретроспектива явно указывает на существенные эффективные преобразования, инициированные выдающимися женщинами как в России, так и в мире в целом. Только за XX век активность женщин в обществе привела к созданию собственного движения, а также повлияла на принятие стратегически важных решений во многих сферах. Однако оставшийся гендерный стереотип в общественном сознании позволяет констатировать существование аспекта «гендерной дискриминации» в определённых сферах, а также фактора «недоверия», проявляющегося к женскому политическому и властному представительству РФ.

Анализируя влияние современных женщин-политиков на развитие страны очевидна роль Губернатора ХМАО-Югра Натальи Комаровой, деятельность которой способствовала росту не только социально-экономической, культурной и др. сфер региона, но и возрождению «крылатого флота», судов на подводных крыльях страны в целом. В статье представлен анализ результатов деятельности известных российских женщин-политиков, влияющих на развитие стратегически важных сфер, а также приведены результаты исследования, касающихся отношения жителей Тюменского региона к деятельности женщин в области высокой политики и управления, а также оценки их влияния на развитие страны.

74-83 8
Аннотация

Решение проблем, связанных с уровнем и качеством жизни, существенно влияет на направленность и темпы преобразований в стране. В конечном итоге, это влияет на экономическую, а следовательно, и политическую стабильность в обществе.

Целью данной статьи является сравнение качества жизни в разных регионах России и их классификация на основе показателей качества жизни.

Новизна исследования заключается в том, что сравнение регионов осуществляется при помощи разработанного автором индекса качества жизни. Эмпирической базой исследования были результаты обработки значений показателей качества жизни в регионах при помощи программы SPSS. В процессе обработки данных был применён кластерный анализ.

В результате анализа данных были выявлены значительные различия между регионами: высокое качество жизни характерно для регионов Южного и Центрального федеральных округов, а низкое — для Сибирского округа. Разрыв в качестве жизни между столицей и остальными регионами страны остаётся одним из самых значительных.

Принадлежность к сельской местности оказывает неоднозначное влияние на качество жизни. Увеличение доли сельского населения в регионах снижает уровень преступности и заболеваемости, но приводит к уменьшению розничного товарооборота и миграционного прироста. Особенно выявленная закономерность заметна в республиках Северного Кавказа. Негативная связь между экономической активностью и качеством жизни проявляется в Северо-Западном и Уральском округах: высокий валовый региональный продукт на душу населения сопровождается здесь повышенным уровнем заболеваемости.

Зафиксировано явно выраженное несоответствие между высоким уровнем производственной активности в нефтегазодобывающих регионах России и низкой социальной отдачей для их населения, выражающейся в высокой заболеваемости и преступности.

84-95 10
Аннотация

Современные трансформации в медиапространстве (цифровизация, виртуализация, большой объем информации и т.д.) требуют от современных исследователей переосмысления подходов к оценке личности журналиста, прежде всего его социальной идентичности. В статье, на основе проведенного в 2024–25 гг. анкетирования журналистов в возрасте от 18 до 35 лет ХМАО — Югры, делается ряд выводов относительно особенностей формирования указанной идентичности. Сделан акцент на проблемах практической журналистской деятельности, изменениях в сфере индивидуального журналистского творчества, необходимых компетенциях журналиста, ключевых аспектах современной журналистики в медиапедагогике — все это в контексте цифровизации медиапространства. Выявлено следующее противоречие: молодые журналисты округа видят угрозы и преимущества, которые несет цифровизация СМИ, но считают необходимым формирование компетенций, связанных с развитием «цифрового интеллекта», у студентов вузов, не относя данные требования к себе. Решение проблемы автор исследования видит в уточнении критериев оценки социальной идентичности актора медиапространства, одним из ключевых параметров предлагается сделать «отношение к цифровым инструментам СМИ».

96-104 10
Аннотация

Отношение к мигрантам обусловлено системой взглядов принимающего общества на социальную реальность, что позволяет идентифицировать особый тип взаимодействий между двумя этими категориями, диалектику их взаимоотношений. Целью исследования является выявления отношения к мигрантам, его динамики и ключевых аспектов проявления для определения уровня социальной дистанции как фактор стабильности межнациональных отношений в российском обществе. Методология исследования основывалась на синтезе экономического и социокультурного подходов, что позволило анализировать данную проблематику с точки зрения взаимосвязи условий внешней среды и субъективной оценки происходящих событий. Устанавливается, что преобладание позитивных оценок в отношении миграции не способствует уменьшению социальной дистанции в отношении данной социальной группы, особенно в ряде социальных групп (молодежь, малообеспеченные граждане и активные пользователи Интернета). В качестве факторов, влияющих на отношения россиян к миграции, выделяются индивидуальные характеристики, особенности места проживания и социокультурные установки. Выводы исследования указывают на необходимость применения комплексного подхода к интеграции мигрантов, включающего социально-политические, образовательные и информационные мероприятия, направленные на улучшение их восприятия.

105-118 15
Аннотация

Социальные процессы, протекающие среди граждан старше 55 лет, зависят от различных факторов — демографических, экономических, социально-политических и психологических. Все эти факторы имеют региональное измерение и изменяются с течением времени. Современное восприятие старения населения существенно изменилось: вместо терминов «пожилое население» или «пожилые люди», которые часто связывают беспомощностью, теперь используется понятие «старшее поколение», подчеркивающее активность и самостоятельность людей. Это нашло отражение в ключевых документах — «Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года» и Национальном проекте 2025 года «Продолжительная и активная жизнь». Сегодня активное долголетие понимается гораздо шире, чем просто медицинское обслуживание. Активное долголетие охватывает материальное благополучие, социальную вовлеченность, физическую активность, занятость, в общем, всё то, что можно назвать качеством жизни. Цель исследования заключается в изучении потребностей старшего поколения в контексте активного долголетия, определении значимости сохранения ценностей для исследуемой возрастной группы, а также соотнесение социальных ценностей и потребностей с региональными и общественными инициативами по предлагаемым практикам долголетия. Для этого было проведено социологическое исследование среди жителей старшего возраста Тюменской области, а также контент-анализ региональных СМИ.

Субъектами социальных процессов активного долголетия стали не только государственные структуры, НКО, но и сами граждане 55+. Выявлены основные факторы физического и психологического благополучия и здоровья для лиц старшего возраста в Тюменской области. Социальные практики активного долголетия лежат и в плоскости поддержания социальных связей внутри референтных групп, опоры на семейные ценности. Показано, что для вовлечения пожилых людей в социальные практики здоровьесбережения, экономическую и политическую активность необходимы дополнительные стимулы и адаптируемые под старшее поколение информационные каналы.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

119-130 9
Аннотация

Цифровая трансформация образования ставит перед педагогическим вузом задачу подготовки конкурентоспособных выпускников, обладающих компетенциями в области цифровых технологий. Эффективное решение этой задачи возможно только в том случае, если сам преподаватель в полном объеме обладает такими компетенциями. Однако в реальной образовательной практике, зачастую, среди преподавателей наблюдается «цифровой разрыв», обусловленный целым рядом причин: возрастным цензом, низкой мотивацией, технологической некомпетентностью, отсутствием цифрового опыта, цифровыми барьерами и др. Одним из путей преодоления «цифрового неравенства» явилась разработка модели цифровой компетенции преподавателя педагогического вуза. Описанная в работе модель предназначена для выявления индивидуальных дефицитов преподавателя и построения, на этой основе, персонализированных траекторий повышения квалификации, что позволяет перейти от формального соответствия требованиям к управлению непрерывным профессиональным развитием профессорско-преподавательского состава.

131-137 10
Аннотация

В условиях стирания границ между реальностью и виртуальностью чат— боты, основанные на технологиях искусственного интеллекта, представляют собой эффективный инструмент, для формирования информационной культуры студентов колледжа в социальных сетях.

Целью данной было рассмотреть роль чат-ботов как инструмента формирования информационной культуры студентов колледжа в цифровой среде с акцентом на их внедрение в образовательный процесс на базе социальных сетей.

В проведенном исследовании применен метод структурно-функционального анализа с целью выявления функций чат ботов в формировании структурных компонентов информационной культуры.

По результатам исследования было выявлено, что чат-боты при формировании информационной культуры студентов колледжа при педагогическом взаимодействии в социальных сетях, играют роль: ценностного ориентира-мировоззренческий компонент; навыкового тренажера-компетентностный компонент; инструмента продуктивной деятельности-деятельностный компонент; нормативный посредник-поведенческий компонент. Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о необходимости внедрения чат-ботов в процесс организации педагогического взаимодействия в социальных сетях как средства формирования информационной культуры студентов колледжа.

138-145 9
Аннотация

В данной статье исследуются особенности педагогического сопровождения формирования культуры безопасного поведения обучающихся военного вуза в процессе использования информационной среды. Это в первую очередь связано с необходимостью обеспечения информационной безопасности личного состава и защиты данных в условиях роста киберугроз. Сегодня хорошо известно, что информационные технологии предоставляют широкие возможности для обучения, но одновременно создают новые уязвимости, особенно в замкнутой цифровой среде военного учебного заведения. В статье обсуждаются особенности этой закрытой информационной среды и связанные с ней риски: строгие ограничения доступа, требования секретности (оперативной безопасности) и влияние внешних киберугроз.

Подробно раскрыты понятия «культура безопасного поведения» и «информационная среда», акцентировано внимание на необходимости интеграции навыков кибергигиены в повседневную деятельность обучающихся. Отмечается, что обучаемые нередко подвержены таким угрозам, как фишинг и дезинформация, несмотря на врождённую техническую грамотность. Обоснована важность комплексного подхода к воспитанию культуры информационной безопасности, включающего практико-ориентированное обучение, развитие критического мышления и поддерживающие меры со стороны руководства. Сделан вывод, что культура безопасного поведения должна стать неотъемлемой частью профессиональной культуры офицера в современную эпоху, поскольку от этого во многом зависит кибербезопасность армии и национальная оборона.

146-154 12
Аннотация

Статья посвящена исследованию значимости преподавания цифровых инструментов, применяемых в проектной деятельности студентов вузов. Основное внимание уделено тому, каким образом включение этих инструментов в учебный процесс содействует развитию важнейших компетенций, необходимых в будущей профессиональной деятельности. Подробно рассматриваются цифровые инструменты, их вклад в развитие навыков самостоятельного и командного проектирования, а также преимущества их регулярного использования в учебной практике. Представлен опыт интеграции курса «Цифровая культура» и проектной деятельности студентов Югорского государственного университета. Перспективы дальнейших исследований связаны с более глубоким изучением влияния различных цифровых инструментов на качество проектной и исследовательской работы студентов.

155-163 14
Аннотация

Формирование культуры оценочной деятельности будущего учителя представляется значимой проблемой вузовского обучения. От сформированного уровня культуры оценочной деятельности будущего учителя будет зависеть качество оценивания им знаний и учебных достижений обучающихся. На основе анализа научных источников выявлено; что структура культуры оценочной деятельности будущего учителя включает в себя когнитивный; операциональный и рефлексивный компоненты. Формирование культуры оценочной деятельности будущего учителя возможно при соблюдении следующих необходимых и достаточных педагогических условий: разработки и последующего внедрения в учебный процесс педвуза программы дополнительного образования «Культура оценочной деятельности учителей» и применения в учебном процессе вуза педагогических интенсивов; актуализирующих оценочную деятельность будущих учителей.

164-172 9
Аннотация

В статье рассматривается актуальная проблема формирования ценностных отношений у студентов медицинского вуза в условиях аксиологического кризиса; с одной стороны; и усиления внимания к организации воспитательной работы в вузах — с другой.

Изучение понимания и содержания ценностных отношений у студентов медицинского вуза для поиска инструментов определения.

Автор проводит обзор содержания понятий «ценности»; «ценностные отношения»; «ценностные ориентации» и сопоставляет их с приоритетами; закрепленными в действующих нормативно-правовых документах; регламентирующих деятельность образовательных организаций высшего образования. Как показывает анализ литературы; нет единой универсальной трактовки понятия «ценность» и рассматривается в разных научных областях — философии; социологии; психологии и педагогике. Так; в психологии под ценностями понимают устойчивое убеждение в том; что предпочтительнее определенный способ поведения и мотивирующее человека к действиям. В педагогике; ценности рассматривают как лично и добровольно осознанно и неосознанно выбранные нравственные аксиомы; идеалы; признаваемые лучшей частью или большинством того культурного сообщества; в котором вы живете; которые вы исповедуете и которым руководствуетесь в своих оценках; поступках; действиях и решениях.

Вместе с тем автор обращается к социологическим исследованиям по изучению ценностных ориентаций молодежи; проведенным за последние годы. Результаты исследований подтверждают актуальность данной проблемы во все времена и требуют совершенствования нормативных документов; в том числе рабочих программ воспитания; календарных планов воспитательной работы образовательных организаций и обновления применяемых форм и методов воспитания.

Особое внимание уделяется проблеме поиска и обоснования эффективного инструментария изучения ценностных отношений студентов на основе анализа теоретических и методологических исследований в области воспитания и культуры и тщательного изучения нормативно-правовых документов на предмет понимания «ценности; ценностные отношения». Автор пришел к выводу; что одним из наиболее эффективных инструментов является методика изучения ценностных отношений; основанная на материалах русских пословиц. Результаты изучения ценностных отношений у студентов по данной методике позволяют отметить; что преобладает неустойчивость сформированности ценностных отношений; определяющая в дальнейшем задачи и педагогические действия по формированию у них базовых ценностей.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-7626 (Print)