СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Введение. Социальные, культурные и исторические изменения могут быть эффективно изучены через призму поколенческого подхода, который позволяет анализировать структуру общества, динамику его развития, трансформацию ценностей, норм и поведения.
Цель работы — анализ методологических и методических подходов в эмпирических исследованиях поколений в российской социогуманитарной науке с 2000 по 2025 гг. Для достижения поставленной цели был проведен вторичный анализ 120 отечественных научных публикаций из электронной реферативной базы E-Library, посвященных эмпирическому изучению поколений, опубликованных в первой четверти XXI века.
Результаты и научная новизна. Проведенный анализ показал, что поколенческий подход активно применяется в социогуманитарной сфере, особенно в социологии, психологии и философии. Содержательно фокус внимания сосредоточен на изучении характеристик отдельных поколений (особенно молодежи) — их ценностных установок и поведения, ментальных особенностей и психологического профиля. Проблемы межпоколенческих взаимодействий изучаются недостаточно. Это приводит к фрагментарному пониманию межпоколенческих отношений, оставляя неисследованными ключевые аспекты их взаимодействия. Доминирующим методом сбора информации о поколениях выступает массовый опрос. Научная новизна состоит в систематизированном анализе практик проведения эмпирических исследований поколений в российской науке XXI века и возможностях на основании него конструировать авторские теоретические и эмпирические исследования поколений.
Целью статьи является выявление межпоколенческих различий в восприятии и оценке трансформационных процессов в медиасфере Республики Саха (Якутия) на основе данных, полученных от репрезентативных групп. В статье авторы обсуждают отношение представителей поколений Z, миллиениалов и реформенного поколения к трансформациям в системе современной медиасферы. Внимание уделяется рефлексиям двуязычных потребителей информации (разговаривающих на русском и якутском языках), учитывая тот факт, что в Республике Саха (Якутия) активно коммуницируют на двух языках.
В статье использованы материалы социологических исследований, проведенных в 2023 году в Республике Саха (Якутия). Отталкиваясь от результатов количественных исследований, авторы использовали метод фокус-группового интервьюирования (4–5 марта 2025 г., г. Якутск) для уточнения ранее полученных выводов. Дискурс-анализ высказываний респондентов двух фокус-групп продемонстрировал: молодежная фокус-группа, представленная студентами, начинающими профессионалами в сфере масс-медиа, гораздо оптимистичней смотрит на развитие журналистики и масс-медиа в целом, нежели представители действующей журналистской страты, состоящей из опытных журналистов; двуязычный потребитель молодого возраста вполне удовлетворен оперативной информацией на языке большинства (на русском языке); мнения первой и второй фокус-групп отличаются друг от друга, особенно это касается отношения к новым медиа (соцсетям и гаджетам). В качестве результатов и научной новизны представлены отношение разных поколений якутян к трансформации в медиасфере, к проблемным вопросам сферы журналистики в регионе, а также характеристика особенностей двуязычного медиапотребления.
Статья посвящена анализу уровня и характера религиозности студенческой молодежи ХМАО-Югры. В ходе регионального социологического опроса (n=2445, предельная ошибка выборки не превышает 2%) было выявлено, что студенты демонстрирует низкие поведенческие показатели (вовлеченность в религиозные практики) и идентификационные, более трети молодых югорчан — конфессионально неаффилированные. Чуть выше, чем по России в целом, уровень религиозного сознания, то есть веры в ключевые религиозные идеи — в Бога, душу, загробный мир. В то же время у большинства студентов светские, естественнонаучные представления об устройстве мира. На основе самооценок студентов выделены три группы респондентов: «религиозные», «духовные, но не религиозные» и «нерелигиозные». Каждый тип отличается степенью распространенности верований и конфессиональной идентичности, частотой исполнения религиозных практик, отношением к традиционной религии и ее роли в собственной жизни.
В статье рассматриваются ключевые тенденции и социальные изменения в российском шахматном сообществе, обусловленные широким распространением и доминированием искусственного интеллекта (ИИ) в релевантной сфере. На основе анализа отечественных научных работ отмечается недостаток эмпирических исследований и, как следствие, множество дискуссионных и необоснованных выводов по данной теме. Приводятся результаты авторского эмпирического исследования, проведенного в 2025 г. методом формализованного интервью. В качестве респондентов выступали шахматисты практически всех уровней игры — от любителей до международных гроссмейстеров — из 3 регионов России. Анализ результатов исследования позволил выявить как общие тенденции для шахматного сообщества в условиях широкого распространения алгоритмов (высокий уровень доверия к оценкам и рекомендациям ИИ, корреляция между интенсивностью применения ИИ в обучении, тренировке, анализе отдельных партий и ростом уровня игры, популяризация онлайн-шахмат, нетерпимость к намеренному нарушению правил игры для получения преимущества — читерству), так и специфику влияния ИИ на отдельные группы шахматистов: игроков начального, среднего и наиболее высокого уровней, молодежь и представителей старшего поколения, мужчин и женщин. Рассматриваются различные аспекты трансформации социальных взаимодействий между шахматистами в контексте распространения ИИ, связанные с уровнем межличностного доверия, формированием и поддержанием неформальных связей с другими членами сообщества, повышением открытости в обмене знаниями и интенсификацией опосредованных коммуникаций. В заключении делается вывод о необходимости преодоления «однобоких» подходов к оценке влияния ИИ на шахматное сообщество и актуальности дальнейших эмпирических исследований в рассматриваемой сфере.
Предметом исследования в статье являются факторы реализации репродуктивных стратегий у студентов. Актуальность темы связана с выявлением дополнительных возможностей стимулирования рождаемости у молодежи и выяснением факторов, препятствующих реализации этих стратегий.
Выявлению основных факторов, влияющих на репродуктивные стратегии, посвящено проведенное в 2024 г. социологическое исследование методами полуформализованного письменного опроса и традиционного (качественного) анализа документов. В исследовании приняли участие 75 студентов вузов г. Екатеринбурга.
Результаты исследования позволили провести ранжирование факторов реализации репродуктивных стратегий. Выявлены мега-, макро-, мезо— и микрофакторы. Мегафакторы, влияющие на репродуктивные стратегии — это международная обстановка в целом, политическое и экономическое положение страны, социально-экономические кризисы. Макрофакторы, оказывающие воздействие на репродуктивные стратегии — это меры государственной поддержки семьи, наличие жилья, автомобиля, материальная обеспеченность, доступность медицинских услуг. Мезофакторы — влияние социального окружения, СМИ, родительской семьи. Микрофакторы, влияющие на репродуктивные стратегии связаны с внутренними личностными психологическими представлениями о себе, детях и деторождении, о семье и партнере, с жизненными сценариями в целом, с представлениями о психологической готовности к родительству. Комплексное изучение и учет всех этих факторов будет способствовать эффективной демографической политике.
Влияние женщин на развитие всех сфер жизнедеятельности современного социума безусловна. Историческая ретроспектива явно указывает на существенные эффективные преобразования, инициированные выдающимися женщинами как в России, так и в мире в целом. Только за XX век активность женщин в обществе привела к созданию собственного движения, а также повлияла на принятие стратегически важных решений во многих сферах. Однако оставшийся гендерный стереотип в общественном сознании позволяет констатировать существование аспекта «гендерной дискриминации» в определённых сферах, а также фактора «недоверия», проявляющегося к женскому политическому и властному представительству РФ.
Анализируя влияние современных женщин-политиков на развитие страны очевидна роль Губернатора ХМАО-Югра Натальи Комаровой, деятельность которой способствовала росту не только социально-экономической, культурной и др. сфер региона, но и возрождению «крылатого флота», судов на подводных крыльях страны в целом. В статье представлен анализ результатов деятельности известных российских женщин-политиков, влияющих на развитие стратегически важных сфер, а также приведены результаты исследования, касающихся отношения жителей Тюменского региона к деятельности женщин в области высокой политики и управления, а также оценки их влияния на развитие страны.
Решение проблем, связанных с уровнем и качеством жизни, существенно влияет на направленность и темпы преобразований в стране. В конечном итоге, это влияет на экономическую, а следовательно, и политическую стабильность в обществе.
Целью данной статьи является сравнение качества жизни в разных регионах России и их классификация на основе показателей качества жизни.
Новизна исследования заключается в том, что сравнение регионов осуществляется при помощи разработанного автором индекса качества жизни. Эмпирической базой исследования были результаты обработки значений показателей качества жизни в регионах при помощи программы SPSS. В процессе обработки данных был применён кластерный анализ.
В результате анализа данных были выявлены значительные различия между регионами: высокое качество жизни характерно для регионов Южного и Центрального федеральных округов, а низкое — для Сибирского округа. Разрыв в качестве жизни между столицей и остальными регионами страны остаётся одним из самых значительных.
Принадлежность к сельской местности оказывает неоднозначное влияние на качество жизни. Увеличение доли сельского населения в регионах снижает уровень преступности и заболеваемости, но приводит к уменьшению розничного товарооборота и миграционного прироста. Особенно выявленная закономерность заметна в республиках Северного Кавказа. Негативная связь между экономической активностью и качеством жизни проявляется в Северо-Западном и Уральском округах: высокий валовый региональный продукт на душу населения сопровождается здесь повышенным уровнем заболеваемости.
Зафиксировано явно выраженное несоответствие между высоким уровнем производственной активности в нефтегазодобывающих регионах России и низкой социальной отдачей для их населения, выражающейся в высокой заболеваемости и преступности.
Современные трансформации в медиапространстве (цифровизация, виртуализация, большой объем информации и т.д.) требуют от современных исследователей переосмысления подходов к оценке личности журналиста, прежде всего его социальной идентичности. В статье, на основе проведенного в 2024–25 гг. анкетирования журналистов в возрасте от 18 до 35 лет ХМАО — Югры, делается ряд выводов относительно особенностей формирования указанной идентичности. Сделан акцент на проблемах практической журналистской деятельности, изменениях в сфере индивидуального журналистского творчества, необходимых компетенциях журналиста, ключевых аспектах современной журналистики в медиапедагогике — все это в контексте цифровизации медиапространства. Выявлено следующее противоречие: молодые журналисты округа видят угрозы и преимущества, которые несет цифровизация СМИ, но считают необходимым формирование компетенций, связанных с развитием «цифрового интеллекта», у студентов вузов, не относя данные требования к себе. Решение проблемы автор исследования видит в уточнении критериев оценки социальной идентичности актора медиапространства, одним из ключевых параметров предлагается сделать «отношение к цифровым инструментам СМИ».
Отношение к мигрантам обусловлено системой взглядов принимающего общества на социальную реальность, что позволяет идентифицировать особый тип взаимодействий между двумя этими категориями, диалектику их взаимоотношений. Целью исследования является выявления отношения к мигрантам, его динамики и ключевых аспектов проявления для определения уровня социальной дистанции как фактор стабильности межнациональных отношений в российском обществе. Методология исследования основывалась на синтезе экономического и социокультурного подходов, что позволило анализировать данную проблематику с точки зрения взаимосвязи условий внешней среды и субъективной оценки происходящих событий. Устанавливается, что преобладание позитивных оценок в отношении миграции не способствует уменьшению социальной дистанции в отношении данной социальной группы, особенно в ряде социальных групп (молодежь, малообеспеченные граждане и активные пользователи Интернета). В качестве факторов, влияющих на отношения россиян к миграции, выделяются индивидуальные характеристики, особенности места проживания и социокультурные установки. Выводы исследования указывают на необходимость применения комплексного подхода к интеграции мигрантов, включающего социально-политические, образовательные и информационные мероприятия, направленные на улучшение их восприятия.
Социальные процессы, протекающие среди граждан старше 55 лет, зависят от различных факторов — демографических, экономических, социально-политических и психологических. Все эти факторы имеют региональное измерение и изменяются с течением времени. Современное восприятие старения населения существенно изменилось: вместо терминов «пожилое население» или «пожилые люди», которые часто связывают беспомощностью, теперь используется понятие «старшее поколение», подчеркивающее активность и самостоятельность людей. Это нашло отражение в ключевых документах — «Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года» и Национальном проекте 2025 года «Продолжительная и активная жизнь». Сегодня активное долголетие понимается гораздо шире, чем просто медицинское обслуживание. Активное долголетие охватывает материальное благополучие, социальную вовлеченность, физическую активность, занятость, в общем, всё то, что можно назвать качеством жизни. Цель исследования заключается в изучении потребностей старшего поколения в контексте активного долголетия, определении значимости сохранения ценностей для исследуемой возрастной группы, а также соотнесение социальных ценностей и потребностей с региональными и общественными инициативами по предлагаемым практикам долголетия. Для этого было проведено социологическое исследование среди жителей старшего возраста Тюменской области, а также контент-анализ региональных СМИ.
Субъектами социальных процессов активного долголетия стали не только государственные структуры, НКО, но и сами граждане 55+. Выявлены основные факторы физического и психологического благополучия и здоровья для лиц старшего возраста в Тюменской области. Социальные практики активного долголетия лежат и в плоскости поддержания социальных связей внутри референтных групп, опоры на семейные ценности. Показано, что для вовлечения пожилых людей в социальные практики здоровьесбережения, экономическую и политическую активность необходимы дополнительные стимулы и адаптируемые под старшее поколение информационные каналы.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цифровая трансформация образования ставит перед педагогическим вузом задачу подготовки конкурентоспособных выпускников, обладающих компетенциями в области цифровых технологий. Эффективное решение этой задачи возможно только в том случае, если сам преподаватель в полном объеме обладает такими компетенциями. Однако в реальной образовательной практике, зачастую, среди преподавателей наблюдается «цифровой разрыв», обусловленный целым рядом причин: возрастным цензом, низкой мотивацией, технологической некомпетентностью, отсутствием цифрового опыта, цифровыми барьерами и др. Одним из путей преодоления «цифрового неравенства» явилась разработка модели цифровой компетенции преподавателя педагогического вуза. Описанная в работе модель предназначена для выявления индивидуальных дефицитов преподавателя и построения, на этой основе, персонализированных траекторий повышения квалификации, что позволяет перейти от формального соответствия требованиям к управлению непрерывным профессиональным развитием профессорско-преподавательского состава.
В условиях стирания границ между реальностью и виртуальностью чат— боты, основанные на технологиях искусственного интеллекта, представляют собой эффективный инструмент, для формирования информационной культуры студентов колледжа в социальных сетях.
Целью данной было рассмотреть роль чат-ботов как инструмента формирования информационной культуры студентов колледжа в цифровой среде с акцентом на их внедрение в образовательный процесс на базе социальных сетей.
В проведенном исследовании применен метод структурно-функционального анализа с целью выявления функций чат ботов в формировании структурных компонентов информационной культуры.
По результатам исследования было выявлено, что чат-боты при формировании информационной культуры студентов колледжа при педагогическом взаимодействии в социальных сетях, играют роль: ценностного ориентира-мировоззренческий компонент; навыкового тренажера-компетентностный компонент; инструмента продуктивной деятельности-деятельностный компонент; нормативный посредник-поведенческий компонент. Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о необходимости внедрения чат-ботов в процесс организации педагогического взаимодействия в социальных сетях как средства формирования информационной культуры студентов колледжа.
В данной статье исследуются особенности педагогического сопровождения формирования культуры безопасного поведения обучающихся военного вуза в процессе использования информационной среды. Это в первую очередь связано с необходимостью обеспечения информационной безопасности личного состава и защиты данных в условиях роста киберугроз. Сегодня хорошо известно, что информационные технологии предоставляют широкие возможности для обучения, но одновременно создают новые уязвимости, особенно в замкнутой цифровой среде военного учебного заведения. В статье обсуждаются особенности этой закрытой информационной среды и связанные с ней риски: строгие ограничения доступа, требования секретности (оперативной безопасности) и влияние внешних киберугроз.
Подробно раскрыты понятия «культура безопасного поведения» и «информационная среда», акцентировано внимание на необходимости интеграции навыков кибергигиены в повседневную деятельность обучающихся. Отмечается, что обучаемые нередко подвержены таким угрозам, как фишинг и дезинформация, несмотря на врождённую техническую грамотность. Обоснована важность комплексного подхода к воспитанию культуры информационной безопасности, включающего практико-ориентированное обучение, развитие критического мышления и поддерживающие меры со стороны руководства. Сделан вывод, что культура безопасного поведения должна стать неотъемлемой частью профессиональной культуры офицера в современную эпоху, поскольку от этого во многом зависит кибербезопасность армии и национальная оборона.
Статья посвящена исследованию значимости преподавания цифровых инструментов, применяемых в проектной деятельности студентов вузов. Основное внимание уделено тому, каким образом включение этих инструментов в учебный процесс содействует развитию важнейших компетенций, необходимых в будущей профессиональной деятельности. Подробно рассматриваются цифровые инструменты, их вклад в развитие навыков самостоятельного и командного проектирования, а также преимущества их регулярного использования в учебной практике. Представлен опыт интеграции курса «Цифровая культура» и проектной деятельности студентов Югорского государственного университета. Перспективы дальнейших исследований связаны с более глубоким изучением влияния различных цифровых инструментов на качество проектной и исследовательской работы студентов.
Формирование культуры оценочной деятельности будущего учителя представляется значимой проблемой вузовского обучения. От сформированного уровня культуры оценочной деятельности будущего учителя будет зависеть качество оценивания им знаний и учебных достижений обучающихся. На основе анализа научных источников выявлено; что структура культуры оценочной деятельности будущего учителя включает в себя когнитивный; операциональный и рефлексивный компоненты. Формирование культуры оценочной деятельности будущего учителя возможно при соблюдении следующих необходимых и достаточных педагогических условий: разработки и последующего внедрения в учебный процесс педвуза программы дополнительного образования «Культура оценочной деятельности учителей» и применения в учебном процессе вуза педагогических интенсивов; актуализирующих оценочную деятельность будущих учителей.
В статье рассматривается актуальная проблема формирования ценностных отношений у студентов медицинского вуза в условиях аксиологического кризиса; с одной стороны; и усиления внимания к организации воспитательной работы в вузах — с другой.
Изучение понимания и содержания ценностных отношений у студентов медицинского вуза для поиска инструментов определения.
Автор проводит обзор содержания понятий «ценности»; «ценностные отношения»; «ценностные ориентации» и сопоставляет их с приоритетами; закрепленными в действующих нормативно-правовых документах; регламентирующих деятельность образовательных организаций высшего образования. Как показывает анализ литературы; нет единой универсальной трактовки понятия «ценность» и рассматривается в разных научных областях — философии; социологии; психологии и педагогике. Так; в психологии под ценностями понимают устойчивое убеждение в том; что предпочтительнее определенный способ поведения и мотивирующее человека к действиям. В педагогике; ценности рассматривают как лично и добровольно осознанно и неосознанно выбранные нравственные аксиомы; идеалы; признаваемые лучшей частью или большинством того культурного сообщества; в котором вы живете; которые вы исповедуете и которым руководствуетесь в своих оценках; поступках; действиях и решениях.
Вместе с тем автор обращается к социологическим исследованиям по изучению ценностных ориентаций молодежи; проведенным за последние годы. Результаты исследований подтверждают актуальность данной проблемы во все времена и требуют совершенствования нормативных документов; в том числе рабочих программ воспитания; календарных планов воспитательной работы образовательных организаций и обновления применяемых форм и методов воспитания.
Особое внимание уделяется проблеме поиска и обоснования эффективного инструментария изучения ценностных отношений студентов на основе анализа теоретических и методологических исследований в области воспитания и культуры и тщательного изучения нормативно-правовых документов на предмет понимания «ценности; ценностные отношения». Автор пришел к выводу; что одним из наиболее эффективных инструментов является методика изучения ценностных отношений; основанная на материалах русских пословиц. Результаты изучения ценностных отношений у студентов по данной методике позволяют отметить; что преобладает неустойчивость сформированности ценностных отношений; определяющая в дальнейшем задачи и педагогические действия по формированию у них базовых ценностей.











