Preview

Вестник Сургутского государственного педагогического университета

Расширенный поиск
№ 1 (76) (2022)
Скачать выпуск PDF

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

9-18 655
Аннотация

В системе общего образования уже в ближайшей перспективе неизбежно произойдут качественные изменения, обусловленные разными причинами, в том числе т. н. цифровой трансформацией. Это приведет к изменению роли учителя в образовательном процессе и требований к его компетенциям. Анализ показывает, что современное педагогическое образование не готово к тому, чтобы выпускать учителей, отвечающих требованиям современной социальной ситуации. При всех изменениях, которые произошли в этой системе за последние тридцать лет, педагогическое образование сохраняет ориентацию на подготовку учителя-транслятора знаний. Чтобы преодолеть существующие в системе подготовки будущих учителей ограничения, потребуется существенно изменить содержание программ и технологии педагогического образования. Это в свою очередь потребует изменений в установках и компетенциях профессорско-преподавательского состава педагогических вузов.

19-28 236
Аннотация

Статья посвящена вопросу формирования специальных компетенций студентов- журналистов в цифровую эпоху. Проблема заключается в том, что в современной журналистике появились новые технологии, новые способы обработки и трансляции информационных материалов, новые способы взаимодействия с аудиторией. Появились также новые журналистские профессии, которые стали ответом на социальный запрос и вызовы времени. Автор статьи предлагает внести ряд изменений в систему подготовки журналистов в вузе. Новые методы и образовательные технологии должны, по мнению автора, быть реализованы в системе, например, в рамках виртуального медиапарка. Участники проекта, студенты-журналисты, работают на общую цель, используя современные технологии. Педагог (практикующий журналист) выступает в качестве фасилитатора, который направляет деятельность студентов, дает ей объективную оценку.

29-33 121
Аннотация

В статье рассматривается проблема развития эстетической культуры будущих дизайнеров в контексте изучения дисциплины «Пропедевтика». Основой исследования является определение роли художественно-проектной деятельности в данном процессе. Рассмотрены основные факторы развития эстетической культуры, представлен ряд практических заданий, направленных на культурную идентификацию личности студента.

34-41 138
Аннотация

Активное участие российских военнослужащих в событиях мирового масштаба об уславливает необходимость владения офицерами иностранным языком, однако в настоящее время курсанты военных вузов оказываются неспособны к иноязычной коммуникации. Цель данной статьи — анализ уровня сформированности иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности курсантов военного вуза. Также необходимо выявить трудности, препятствующие устной иноязычной коммуникации курсантов. Автором использованы следующие методы: анализ литературы, теоретическое обобщение, тестирование, анализ результатов педагогического опыта. На основании анализа литературы раскрывается содержание понятия, дается характеристика уровней иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности. Автором перечислены задания, а также представлены результаты тестирования. Новизна исследования заключается в дополнении эмпирических данных новыми сведениями о сформированности иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности курсантов, обучающихся по специальности «Танкотехническое обеспечение войск», а также о трудностях курсантов в устной иноязычной коммуникации.

42-49 148
Аннотация

Данная статья посвящена вопросам организации образовательного процесса в дис танционном формате. Актуальность и новизна материала заключается в методических разработках, применяемых авторами на занятиях по иностранному языку- - в неязыковых вузах. В исследовании рассматривается модель «перевернутого обучения»/«flipped learning» при работе со студентами на практических занятиях, при организации самостоятельной и индивидуальной работы и проведении контроля. Целью статьи авторы видят обобщение и анализ практического применения метода «flipped learning».

Авторы описывают ступени становления «перевернутого обучения» в историческом ракурсе; причины, акцентуализирующие применение данной методики в условиях ограничения социальных контактов во время распространения пандемии; обобщается опыт практической работы. В заключении делаются выводы о том, что полностью заменять традиционное обучение «перевернутым» целесообразно в том случае, когда аудиторные занятия ограничены по ряду причин.

50-56 208
Аннотация

Педагогическая деятельность прямо или косвенно опосредуются коммуникативной. Принятие идей инклюзивного образования не только расширяет количество субъектов образовательного пространства, но и усложняет всю коммуникативную деятельность. Все это требует более высокого уровня сформированности коммуникативной компетентности у современных педагогических работников. Кроме этого, коммуникативная компетентность важна для педагога не только как компонент его профессиональной компетентности, но и как фундамент для формирования других компетентностей.

Именно поэтому значима диагностика компетентности у студентов педагогических специальностей. В данной статье предлагается критериально-диагностический инструментарий для определения уровня сформированности коммуникативной компетентности.

57-63 141
Аннотация

Статья посвящена изучению основных подходов к определению понятия «самоопре деление» в рамках педагогики. Результатом анализа научных работ по данной проблематике за последние полвека становится вывод о неразрешенности на данный момент проблемы определения понятия в общей дефиниционной структуре педагогической науки. Разнообразие подходов и точек зрения отражает различные аспекты, важные для общего понимания феномена самоопределения. Методологической основой исследования стал сравнительно-сопоставительный анализ научных исследований в рамках изучаемого проблемного поля, использовались также общенаучные методы синтеза и обобщения. Научная новизна статьи заключается в том, что такого рода анализ был проведен впервые.

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ, ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ

64-73 88
Аннотация

Статья посвящена проблеме методического сопровождения педагогов при освоении информационно- «Наураша». Следует отметить недостаточную степень разработанности указанной коммуникационных технологий на примере цифровой лаборатории проблемы и при этом её актуальность. Новизна материала заключается в разработке и экспериментальной проверке результативности модели методического сопровождения педагогов дошкольного образования в освоении информационно-коммуникационных технологий на примере программы «Наураша».

Результаты диагностического исследования позволили авторам оценить организацию методического сопровождения педагогов в освоении информационно-коммуникационных технологий и уровень сформированности компетентности педагогов в изучаемом аспекте. На формирующем этапе исследования бала разработана модель и организовано-методическое сопровождение педагогов в соответствии с разработанной моделью, а на контрольном этапе исследования доказана её результативность.

Авторы приходят к выводу о том, что методическое сопровождение должно быть направлено на формирование информационно-коммуникационной компетентности педагогов в процессе организации их деятельности в информационно-образовательной среде ДОО без отрыва от основной работы.

74-83 106
Аннотация

В статье описана необходимость разработки программы повышения квалификации педагогов по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся, обусловленная переосмыслением целевых ориентиров образования, запросом на качество образования. Авторы статьи проводят анализ основных проблем, существующих в учительской среде, связанных с процессами формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся на основе результатов проведенного опроса учителей в феврале 2022 года. Представлен учебный план программы, разработанной с учетом выделенных авторами ориентиров и трудностей, существующих в учительской среде, представлено содержательное описание модулей, условий реализации программы.

84-89 132
Аннотация

Важность образования состоит в том, что как система воспитания и обучения личности она формирует у школьников базовые ценности, необходимые для общественного развития. Цель — показать, что образовательная область «физическая культура» обладает необходимым ценностным потенциалом по выполнению задач, перечисленных в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. В Сургутском государственном педагогическом университете разработан новый подход к процессу двигательного обучения, который повышает ценностный потенциал уроков физической культуры. Инновационность подхода к процессу обучения двигательным действиям заключается в том, что в нем применена кооперация основных положений учения Н. А. Бернштейна и теории функциональных систем П. К. Анохина. Применение нового функционального подхода к обучению двигательным действиям на уроках физической культуры выводит сам урок на новый уровень, он становится действенным инструментом по формированию у занимающихся ценности занятий физической культурой и спортом и таким образом повышает свой существующий ценностный потенциал. Реализация учителями на уроках физической культуры положений нового подхода в двигательном обучении закрепляет у детей необходимые знания и умения их осознанного применения в различных формах физкультурно-спортивных занятий. Новый подход в двигательном обучении способствует достижению целевых показателей, указанных в Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года и позволяет реализовать задачи национальной безопасности России по развитию человеческого потенциала.

90-98 86
Аннотация

В статье представлен анализ комплекса основных подходов (личностно-деятельностый, системный, функциональный) к формированию готовности педагогов к процедуре аттестации. На основе изучения работ предшественников авторы предлагают свое понимание проблемы. Цель статьи — теоретико-методологический анализ и критическое осмысление комплекса основных подходов, позволяющих сформировать высокий уровень готовности педагогов дошкольной образовательной организации к аттестации. Авторы, опираясь на собственный практический опыт, приводят примеры организации работы с педагогами в дошкольной образовательной организации по формированию готовности педагогов к аттестационным процедурам. Предлагаемые авторами методические рекомендации могут быть адаптированы для дошкольных образовательных организаций с учетом соблюдения необходимых условий, включающих организацию методической работы с педагогами в межаттестационный период. Авторы пришли к выводу о том, что при организации методических мероприятий, направленных на повышение уровня сформированности готовности педагогов к процедуре аттестации, важно учитывать комплекс различных подходов, которые гарантируют не только соответствие качественных характеристик педагогических работников дошкольной образовательной организации текущим, но и перспективным требованиям образовательной системы, а также их профессиональный рост на основе успешного прохождения аттестационных процедур.

99-112 111
Аннотация

В статье описываются способы решения задач на игровые стратегии с использованием информационных технологий. Учебная тема «Поиск выигрышных стратегий» рассматривается исключительно в курсе углубленного изучения информатики в 11 классе. Задачи на игровые стратегии традиционно включаются в состав контрольно-измерительных материалов единого государственного экзамена по информатике. В на- стоящее время в школьных учебниках различных авторов предложен только аналитический способ решения подобных задач. Введение в 2020 году Единого государственного экзамена по информатике в компьютерной форме, поставил перед школьными учителями и методистами в области информатики проблему поиска оптимальных вариантов решения с использованием прикладного программного обеспечения или инструментария программирования, в зависимости от уровня подготовки обучающихся. В качестве одного из вариантов решения данной проблемы, автор предлагает два способа решения задач на игровые стратегии на примере задачи с камнями. Первый вариант — решение задачи средствами табличного процессора предназначен для обучающихся, не имеющих опыта программирования, второй вариант — решение задачи с использованием языка программирования Phyton. Данные способы решения задач на игровые стратегии были успешно апробированы в процессе подготовки выпускников образовательных организаций г. Сур- гута Ханты-Мансийского автономного округа-Югры к Единому государственному экзамену по информатике в компьютерной форме. Результаты, полученные по итогам экзамена, показали эффективность предложенных способов решения, позволяющих визуализировать информацию и оптимизировать обработку больших массивов данных средствами информационных технологий. Предложенные способы решения будут полезны будущим учителям математики и информатики (уровень бакалавриата).

113-123 108
Аннотация

Введение. Одним из эффективных и успешно апробированных отечественной педагогической системой на протяжении многих десятилетий способов формирования и развития патриотизма является поисковая деятельность и организация поисковых отрядов. К сожалению, с периода перестройки достаточно длительное время этот традиционный, но при этом достаточно продуктивный в воспитательном, учебном, духовно-нравственном и личностно-развивающем плане вид коллективной деятельности был незаслуженно забыт и игнорировался во многих учебных заведениях страны. Сегодня интерес к поисковой деятельности и развитию поисковой активности в российских образовательных заведениях возобновляется, требуя разработки и развития теоретических и методических основ данного процесса.

Проведенное в статье исследование направлено на обоснование и анализ разработанного автором алгоритма организации поискового отряда в учебном заведении. Исследование темы ведется автором с опорой на изучение широкого массива научных, правовых источников и собственный практический опыт в рамках новой модели развития поисковой активности обучающихся, приобретающей сегодня особую актуальность в условиях модернизации отечественного общего и дополнительного образования.

В рамках поставленной цели с использованием исторического, описательного, функционального, системного, сравнительного методов исследования в статье решаются такие задачи, характеризующие основную новизну полученных результатов, как определение особенностей поисковой активности и деятельности обучающихся в системе поискового отряда в контексте их возрастного и личностного развития; обоснование компетенций педагога в ходе организации поисково-исследовательской деятельности и создания по- искового отряда, этапизация алгоритма организации поискового отряда и рассмотрение содержание каждого из его компонентов, обоснование возможных проблем в ходе организации поискового отряда в отечественных условиях.

Автором обосновано понимание поисковой активности и деятельности в узком и широком смысле его трактовки; выделены распространенные формы и виды деятельности поисковых отрядов, проанализированы различные методы и технологии работы. Представленный в статье алгоритм организации поискового отряда, представляющий научную новизну, носит типовой характер и может быть адаптирован к деятельности подобных структур как в условиях общеобразовательной школы (в т. ч. при школьном музее), так и в заведениях системы дополнительного образования. Систематизированные автором направления, профили деятельности современных поисковых отрядов не являются исчерпывающими и представляют интерес для дальнейшей научной разработки.

124-134 154
Аннотация

Введение. В статье анализируется методологическая основа управления образовательными услугами дошкольной образовательной организации, которая предусматривает ориентацию на запросы ребёнка, семьи, образовательных организаций, государства и общества в сфередошкольного образования, подкрепляется системными мероприятиями, направленными на максимальное удовлетворение образовательных потребностей заказчиков при сохранении высокого качества образовательных услуг.

Цель: раскрыть логику формирования маркетинговых компетенций специалиста дошкольного образования в управлении образовательными услугами дошкольной образовательной организации.

Материалы и методы: научные и прикладные исследования в области философии взаимодействия; системного, логико-структурного и структурно-функционального анализа; теорий маркетинга, маркетинга образовательных услуг, управления организационными системами, стратегического управления.

Результаты и научная новизна. Дано описание методики формирования маркетинговых компетенций будущих педагогов в управлении образовательными услугами дошкольной образовательной организации, которая может быть использована в целях профессионального становления и развития педагогов и руководителей дошкольной образовательной организации в области образовательного маркетинга.

135-142 122
Аннотация

На современном этапе в системе физического воспитания детей дошкольного возраста важное место занимает процесс отслеживания динамики результатов образовательной деятельности. Для того чтобы определить индивидуальный маршрут физического развития каждого ребенка, руководителю физического воспитания необходимо знать и уметь интерпретировать качественные и количественные показатели физической подготовленности. Процесс определения уровня физической подготовленности воспитанников от 4 до 7 лет позволяет руководителю физического воспитания установить уровень развития ребенка относительно возрастных показателей, представленных в учебной программе дошкольного образования; определить формы и методы работы с детьми для совершенствования их двигательного развития; создать комфортные условия, в которых дети с низким уровнем физической подготовленности будут готовы к выполнению упражнений и демонстрации своих двигательных возможностей; выявить воспитанников с признаками психомоторной одаренности с целью дальнейшего совершенствования их двигательных способностей.

Цель статьи — описать специфику индивидуально-дифференцированного подхода в процессе диагностики физической подготовленности с учетом состояния здоровья воспитанников. В ходе исследования мы проанализировали представленные в литературе контрольные упражнения для обследования физических качеств детей от 4 до 7 лет, а также выделили основные направления индивидуально-дифференцированного подхода с учётом состояния участников диагностики.

Даны рекомендации по проведению диагностики физической подготовленности для детей с отклонениями в состоянии здоровья и физического развития, предусматривающие вариативность выбора диагностических методик.

143-150 75
Аннотация

В статье с опорой на совместную продуктивную деятельность задается необходимость психологического обоснования эффективных направлений профилактики и преодоления непродуктивных жизненных стратегий современного юношества, в частности, развития реабилитационного потенциала наркозависимых. Исследование проводилось с целью выявления психологических условий, оптимизирующих формирование у участников проектной деятельности коммуникативной компетентности, проявляющейся в процессе разработки замысла и создания социальной рекламы. Подготовка зависимых юношей к возможности взять на себя позицию автора социальной рекламы с целью вступить друг с другом в коммуникацию для успешного группового взаимодействия станет одним из эффективных направлений в реабилитации зависимости. Материалы и методы, применяемые в исследовании: авторский опросник «Готовность к групповой проектной деятельности», экспертная оценка качества образцов социальной рекламы, дискурс-анализ результатов анализа социальной рекламы; наблюдение за вербальным и невербальными проявлениями процесса коммуникативной компетентности, проект психологического сопровождения «Социальная реклама». Результаты, полученные в ходе проведенного исследования, говорят о том, что зафиксированный низкий уровень готовности к участию в проектной деятельности, который отражается не только в оценке собственных способностей, но и низком уровне коммуникативной компетентности, можно совершенствовать через становление готовности к проектному взаимодействию на примере частного вида проекта — создания социальной рекламы.

151-160 90
Аннотация

В статье представлен анализ авторского опыта создания и использования тематического кейса, основанного на регионально-исторических материалах и используемого в практике смешанного обучения истории. Во введении характеризуются основные факторы актуальности и практической значимости темы, среди которых указывается важность применения моделей смешанного обучения. Подчёркивается эффективность использования регионального материала в обучении истории в процессе реализации моделей смешанного обучения. Цель настоящей публикации — представить авторский опыт создания тематического кейса, предназначенного для использования в практике смешанного обучения истории. Информационной основой образовательного контента стали исследовательские архивные материалы авторов, которые составили со- держание кейса. Методической основой для разработки послужила модель «Перевёрнутый класс», а также принципы проектного обучения. Результатом практической работы стал разработанный кейс, апробация которого подтвердила эффективность применения регионально-исторического контента в смешанном обучении для формировании как предметных результатов, так и познавательных компетенций.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-7626 (Print)