Организация работы поискового отряда в образовательном учреждении
https://doi.org/10.26105/SSPU.2022.76.1.013
Аннотация
Введение. Одним из эффективных и успешно апробированных отечественной педагогической системой на протяжении многих десятилетий способов формирования и развития патриотизма является поисковая деятельность и организация поисковых отрядов. К сожалению, с периода перестройки достаточно длительное время этот традиционный, но при этом достаточно продуктивный в воспитательном, учебном, духовно-нравственном и личностно-развивающем плане вид коллективной деятельности был незаслуженно забыт и игнорировался во многих учебных заведениях страны. Сегодня интерес к поисковой деятельности и развитию поисковой активности в российских образовательных заведениях возобновляется, требуя разработки и развития теоретических и методических основ данного процесса.
Проведенное в статье исследование направлено на обоснование и анализ разработанного автором алгоритма организации поискового отряда в учебном заведении. Исследование темы ведется автором с опорой на изучение широкого массива научных, правовых источников и собственный практический опыт в рамках новой модели развития поисковой активности обучающихся, приобретающей сегодня особую актуальность в условиях модернизации отечественного общего и дополнительного образования.
В рамках поставленной цели с использованием исторического, описательного, функционального, системного, сравнительного методов исследования в статье решаются такие задачи, характеризующие основную новизну полученных результатов, как определение особенностей поисковой активности и деятельности обучающихся в системе поискового отряда в контексте их возрастного и личностного развития; обоснование компетенций педагога в ходе организации поисково-исследовательской деятельности и создания по- искового отряда, этапизация алгоритма организации поискового отряда и рассмотрение содержание каждого из его компонентов, обоснование возможных проблем в ходе организации поискового отряда в отечественных условиях.
Автором обосновано понимание поисковой активности и деятельности в узком и широком смысле его трактовки; выделены распространенные формы и виды деятельности поисковых отрядов, проанализированы различные методы и технологии работы. Представленный в статье алгоритм организации поискового отряда, представляющий научную новизну, носит типовой характер и может быть адаптирован к деятельности подобных структур как в условиях общеобразовательной школы (в т. ч. при школьном музее), так и в заведениях системы дополнительного образования. Систематизированные автором направления, профили деятельности современных поисковых отрядов не являются исчерпывающими и представляют интерес для дальнейшей научной разработки.
Список литературы
1. Алексеева Е., Белкин П. Школьный музей в новом информационном пространстве // Директор школы. 2006. № 1. С. 84–86.
2. Галкина Е. Л. Музей и этнология. М.: РИК, 2017. 120 с.
3. Горбунов В. Школьный музей и воспитание патриотизма // Воспитание школьников. 2007. № 7. С. 2–7.
4. Гурин Д. А., Виноградова А. И. Место субкультуры в современном культурном пространстве // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2011. № 7. С. 258–259.
5. Закон РФ от 14.01.1993 г. № 4292–1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»// Ведомости ВСиСНД РФ. 1993. № 7. Ст. 245
6. Касимов Р. Н. Изучение истории поискового движения (на примере Удмуртии)// Историко-культурное наследие народов Урало-Поволжья. 2020. № 1 (8). С. 22–30.
7. Комарова Н. С. Поисковая активность в контексте новой модели образования. М.: Приорис, 2021. 100 с.
8. Косова И. М., Медведева Е. Б. Отечественное музейное дело в русле международных тенденций // Музей для всех: сб. тр. М.: Приоритет, 2003. Вып. 4. С. 6–17.
9. Котилевский С. С. Теория и практика поисковых работ. Казань: Сигма, 2020. 230 с.
10. Мельникова Е. А. Руками народа: следопытское движение 1960–1980‑х гг. в СССР // Антропологический форум. 2018. № 37. С. 19–53.
11. Нагорский Н. В. Музейная педагогика и музейно-педагогическое пространство // Педагогика. 2005. С. 3–12.
12. Поисковое движение России. URL: http://rf-poisk.ru (дата обращения: 01.06.2021)
13. Постановление Правительства РФ от 12.08.1994 г. № 910 «О мерах по реализации Закона РФ «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества"// Собрание законодательства РФ. № 6. Ст. 1984
14. Родин Е. В. Поисковое движение как вид социальных движений и как система добровольных общественных организаций // Среднерусский вестник общ. наук. 2014. № 1. С. 24–28.
15. Родионов Н. А. Удмуртская республика: путь к победе 1945 г.: монография. Ижевск: УрО РАН, 2015. 320 с.
16. Ротенберг В. С., Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация. М.: Наука, 2019. 300 с.
17. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. М.: Наука, 2020. 180 с.
18. Середина О., Кузьмина О. Книга Памяти. Герои Великой Отечественной войны — наши прадедушки и прабабушки // Учитель. 2020. № 4. С. 86–88
19. Союз поисковых отрядов России. URL: https://sporf.ru/ (дата обращения: 01.06.2021)
20. Ягудина Р. И. Школьный музей как средство развития информационной компетентности учащихся // Молодой ученый. 2012. № 8. С. 388–390.
Рецензия
Для цитирования:
Еремин С.В. Организация работы поискового отряда в образовательном учреждении. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2022;(1 (76)):113-123. https://doi.org/10.26105/SSPU.2022.76.1.013
For citation:
Eremin S.M. Organization of the Search Squad in an Educational Institution. Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2022;(1 (76)):113-123. (In Russ.) https://doi.org/10.26105/SSPU.2022.76.1.013