Особенности решения задач на игровые стратегии средствами информационных технологий в школьном курсе информатики
https://doi.org/10.26105/SSPU.2022.76.1.012
Аннотация
В статье описываются способы решения задач на игровые стратегии с использованием информационных технологий. Учебная тема «Поиск выигрышных стратегий» рассматривается исключительно в курсе углубленного изучения информатики в 11 классе. Задачи на игровые стратегии традиционно включаются в состав контрольно-измерительных материалов единого государственного экзамена по информатике. В на- стоящее время в школьных учебниках различных авторов предложен только аналитический способ решения подобных задач. Введение в 2020 году Единого государственного экзамена по информатике в компьютерной форме, поставил перед школьными учителями и методистами в области информатики проблему поиска оптимальных вариантов решения с использованием прикладного программного обеспечения или инструментария программирования, в зависимости от уровня подготовки обучающихся. В качестве одного из вариантов решения данной проблемы, автор предлагает два способа решения задач на игровые стратегии на примере задачи с камнями. Первый вариант — решение задачи средствами табличного процессора предназначен для обучающихся, не имеющих опыта программирования, второй вариант — решение задачи с использованием языка программирования Phyton. Данные способы решения задач на игровые стратегии были успешно апробированы в процессе подготовки выпускников образовательных организаций г. Сур- гута Ханты-Мансийского автономного округа-Югры к Единому государственному экзамену по информатике в компьютерной форме. Результаты, полученные по итогам экзамена, показали эффективность предложенных способов решения, позволяющих визуализировать информацию и оптимизировать обработку больших массивов данных средствами информационных технологий. Предложенные способы решения будут полезны будущим учителям математики и информатики (уровень бакалавриата).
Список литературы
1. Алгоритмизация и основы программирования: 19–21: теория игр. URL: https://kpolyakov.spb.ru/school/prog.htm (дата обращения 18.03.2021).
2. Босова Л. Л. О курсе информатики в Российской школе // Известия Кыргызской академии образования. 2015. № 3 (35). С. 323–325. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_28360563_34496438.pdf (дата обращения: 12.12.2021).
3. Вабищевич С. В. МПИ как новый раздел педагогики // Методика преподавания информатики. URL: https://phys.bspu.by/static/um/inf/mpi/lekc/lek2.pdf (дата обращения 12.12.2021).
4. Горбулина Т. С. Теория игр. Задача № 26 ЕГЭ по информатике и ИКТ / Т. С. Горбулина, К. А. Колесниченко. Курск, 2020. URL: https://www.kiro46.ru/docs/EGE_Informatika_01.pdf (дата обращения: 12.12.2021).
5. Григорьева Н. Д. Теория игр и ее практическое применение: учебные материалы / Н. Д. Григорьева. URL: https://works.doklad.ru/view/BMUfSH7EWYU.html (дата обращения: 12.12.2021).
6. Губко М. В. Теория игр в управлении организационными системами / М. В. Губко, Д. А. Новиков. М.: Изд-во МФТИ, 2005. 138 с.
7. Дмитриева Ю. Ю. История развития и формирование теории игр / Ю. Ю. Дмитриева, В. С. Келий. — Текст: электронный // Студенческий научный форум — 2014: международная студенческая научная конференция, 15 февраля‑31 марта 2014 г., г. Пенза. Саратов: Академия Естествознания, 2014. URL: https://scienceforum.ru/2014/article/2014001981 (дата обращения: 12.12.2021).
8. Костромин А. В. Теория игр: конспект лекций / А. В. Костромин, Д. М. Мухаметгалеев; Казанский федеральный университет. Казань, 2013. 87 с. URL: http://libweb.kpfu.ru/ebooks/72-IEF/72_198_A5kl‑000487.pdf (дата обращения: 12.12.2021).
9. Мажитова М Р. Формирование ИКТ-компетенций в преподавании информатики и ИКТ / М. Р. Мажитова // Информатика. Все для учителя. 2017. № 9 (81). С. 2–4.
10. Мулен Э. Теория игр с примерами из математической экономики / Э. Мулен. М.: Мир, 1985. URL: http://www.pseudology.org/lokhotron/GamesTheory.pdf (дата обращения: 12.12.2021).
11. Нейман Дж. Фон. Теория игр и экономическое поведение / Дж. Фон Нейман, О. Моргенштерн. М.: Наука, 1970. 983 с.
12. Петросян Л. А. Теория игр / Л. А. Петросян, Н. А. Зенкенвич, Е. В. Шевкопляс. СПб, 2012. URL: http://static.ozone.ru/multimedia/book_file/1005735639.pdf (дата обращения: 12.12.2021).
13. Потешкина Г. В. Современные проблемы в преподавании информатики / Г. В. Потешкина. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-problemy-v-prepodavanii-informatiki (дата обращения: 12.12.2021).
14. Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности / под редакцией: М. С. Добряковой, И. Д. Фрумина; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». М: Высшая школа экономики, 2020. 472 c.
15. ФИПИ. Демоверсии, кодификаторы, спецификации (ЕГЭ). URL: http://fipi.ru/ege-i-gve‑11/demoversii-specifikacii-kodifikatory (дата обращения: 12.12.2021).
Рецензия
Для цитирования:
Громова С.Ф. Особенности решения задач на игровые стратегии средствами информационных технологий в школьном курсе информатики. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2022;(1 (76)):99-112. https://doi.org/10.26105/SSPU.2022.76.1.012
For citation:
Gromova S.F. Features of Solving Problems of Game Strategies by Means of Information Technologies in the School Course of Computer Studies. Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2022;(1 (76)):99-112. (In Russ.) https://doi.org/10.26105/SSPU.2022.76.1.012