Применение массовых открытых онлайн курсов (МООК) в высших учебных заведениях (на примере ТИУ): pro et contra
https://doi.org/10.69571/SSPU.2024.91.4.019
Аннотация
В исследовании фокус акцентируется на возможности и перспективы применения массовых открытых онлайн-курсов (MOOК) в высших учебных заведениях на примере Тюменского индустриального университета. Проанализированы в диахроническом срезе ступени становления MOOК, преимущества внедрения MOOК в образовательный процесс, такие как доступность, гибкость и индивидуализация обучения. В работе приведены конкретные примеры использования онлайн-курсов в учебной программе университета, направленные на успешную интеграцию MOOК в образовательную систему; также обсуждаются проблемы, связанные с массовым внедрением онлайн-курсов. Авторы приходят к выводу о том, что использование MOOК способствует расширению доступа к учебным ресурсам и повышению конкурентоспособности вуза на образовательном рынке.
Об авторах
В. В. ЮдашкинаРоссия
Юдашкина Валентина Владимировна — старший преподаватель кафедры иностранных языков
О. Е. Яцевич
Россия
Яцевич Ольга Евгеньевна — кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков
В. В. Исаков
Россия
Исаков Василий Владимирович — ведущий специалист отдела электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, Институт дополнительного и дистанционного образования;
старший преподаватель кафедры Физики и приборостроения
Список литературы
1. Ибатова А.З., Ильин А.Г. Изучение эффективности МООК в современном образовательном пространстве // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 126127.
2. Иванов П.Д., Бойко Т.А. Идентификация факторов, влияющих на успешность обучения на MOOC-курсах // Экономика и управление: проблемы, решения. 2019. Т. 5. № 12. С. 5564.
3. Менциев А.У., Даулетукаева К.Д. МООК как новый инструмент дистанционного образования: педагогическая основа МООК, проблемы и ограничения. ЦИТИСЭ. 2019. № 2 (19). С. 33.
4. Рощина Я.М., Рощин С.Ю., Рудаков В.Н. Спрос на массовые открытые онлайн-курсы (MOOC) опыт российского образования // Вопросы образования. 2018. № 1. С. 174199.
5. Яцевич О.Е., Сперанская Н.И., Омелаенко Н.В., Юдашкина В.В., Шабатура Л.Н. Реализация индивидуальных образовательных траекторий в высших учебных заведениях // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 5. С. 150168.
6. Gianni Renda, Blair Kuys. Connectivism as a Pedagogical Model within Industrial Design Education // Procedia Technology. Vol. 20. 2015. Pр. 1519. URL: https://doi.org/10.1016/j.protcy.2015.07.004. (дата обращения: 28.07.2024).
7. Hall R., & Winn J. Mass intellectuality and democratic leadership in higher education. 2017. London: Bloomsbury.
8. Hao Huang, Lihjen Jew, Dandan Qi Take a MOOC and then drop: A systematic review of MOOC engagement pattern and dropout factor. Heliyon. Vol. 9. Issue 4. 2023. URL: https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2023.e15220. (дата обращения: 12.06.2024).
9. Koller D., Ng A., Do C., Chen Z. Retention and intention in massive open online courses // Educause Review Online. June 3. 2013. URL: https://er.educause.edu/articles/2013/6/retention-and-intentionin-massiveopen-online-courses. (дата обращения: 22.08.2024).
10. Lazarus J. Hacking the MOOC: Towards a Postdigital Pedagogy of Critical Hope // Postdigital Science and Education. 2019. 1 (2). Pp. 391–412.
11. Porter S. What are MOOCs? To MOOC or Not to MOOC. Chandos Publishing, 2015. Pp. 1-7. URL: https://doi.org/10.1016/B978-0-08-100048-9.00001-9. (дата обращения: 08.07.2024).
12. Shu Li, Yuan Zhao, Longjiang Guo, Meirui Ren, Jin Li, Lichen Zhang, Keqin Li Quantification and prediction of engagement: Applied to personalized course recommendation to reduce dropout in MOOCs // Information Processing & Management. Vol. 61. Issue 1. 2024. URL: https://doi.org/10.1016/j.ipm.2023.103536. (дата обращения: 18.06.2024).
13. Sorokina E.I., Gambeeva Yu.N., Glotova A.V., Litvak L.D. Factors affecting MOOC retention rates // Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences. 2020. № 196. Pp. 194–202.
Рецензия
Для цитирования:
Юдашкина В.В., Яцевич О.Е., Исаков В.В. Применение массовых открытых онлайн курсов (МООК) в высших учебных заведениях (на примере ТИУ): pro et contra. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2024;(4(91)):156-164. https://doi.org/10.69571/SSPU.2024.91.4.019
For citation:
Yudashkina V.V., Yatsevich O.E., Isakov V.V. The Use of Massive Open Online Courses (MOOCS) in Higher Education Institutions (Using the Example of TIU): Pro et Contra. Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2024;(4(91)):156-164. (In Russ.) https://doi.org/10.69571/SSPU.2024.91.4.019