Preview

Вестник Сургутского государственного педагогического университета

Расширенный поиск

Обоснование модели обучения лингво-теоретическим дисциплинам с использованием корпусных технологий

https://doi.org/10.69571/SSPU.2024.91.4.005

Аннотация

Статья посвящена использованию электронных корпусов в обучении теории языка и оценке методического потенциала корпусных технологий как комплексного явления, представленного коллекциями текстов и корпусным инструментарием. Обращение к корпусным технологиям в лингводидактике обосновано цифровыми реалиями современного процесса обучения иностранным языкам и всей образовательной среды в целом. Тем не менее, корпусные технологии как лингводидактическая среда недостаточно раскрыты в контексте обучения иностранным языкам и теории языка, в частности. Корпусные технологии могут рассматриваться в качестве эффективного инструмента развития практических умений обучающихся в овладении теорией языка, а также формирования и развития исследовательской компетенции и учебной автономии. Целью настоящего исследования является обоснование структурной модели обучения теории языка на основе корпусной онлайн-технологии, которое позволит активировать и развивать исследовательские умения обучающихся. Проведенный анализ опубликованных источников по проблеме и анализ лингвистической системы немецкого языка DWDS — Digitales Wörterbuch der deutschen Sprache — как корпусной технологии в изучении лингвотеории, показали актуальность и необходимость разработки специальных методических указаний, как для преподавателей, так и для обучающихся. В связи с отмеченным недостаточным привлечением корпусных технологий к обучению теории языка, в статье предлагается модель обучения теории языка на основе корпусных технологий, в частности технологий DWDS.

Об авторе

И. Д. Качурин
Московский городской педагогический университет
Россия

Качурин Иван Дмитриевич —аспирант института иностранных языков, кафедры германистики и лингводидактики



Список литературы

1. Александрова Д. С., Варламова В. Н. Формирование когнитивной и информационной компетенций студентов в рамках дисциплины «Лексикология» // Вопросы методики преподавания в вузе, vol. 12, № . 2, 2023. С50.

2. Горина О. Г., Царакова Н. С. Корпусные инструменты, маршруты и эксперименты в современной лингводидактике // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация, 2021. Vol. 19, № 2. С. 36–53.

3. Золотов П. Ю. Лингводидактические свойства корпусных технологий // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 2020. Vol. 25, № 185. С. 75–82.

4. Качурин И. Д. Преподавание лингвотеоретических дисциплин в языковом вузе в условиях цифровой реальности // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык, 2023. № 4. С. 172–186.

5. Кащук С. В., Бервиаль Б. Особенности организации образовательного процесса в эпоху глобальной цифровизации: новые технологические вызовы и связанные с ними особенности обучения цифровых аборигенов // Иностранные языки в школе, 2021. № 9. С. 4–11.

6. Колесников А. А. Профориентационное направление в обучении иностранным языкам // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация, 2018. № 4. С. 176–187.

7. Копыловская М. Ю. Межкультурный digital native/digital immigrant конфликт в современном преподавании английского языка // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература, 2014. № 1. С. 167–177.

8. Корзун О. О., Савкина Е. А. Роль исследовательской компетенции в структуре профессиональнометодической компетентности будущих учителей иностранного языка // Филологические науки. Вопросы теории и практики, 2018. № 6–2 (84), Ч. 2. С. 420–424.

9. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 186 с.

10. Лодатко Е. А. Типология педагогических моделей // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология, 2014. № 1 (16). С. 126–128.

11. Павлова Л. В., Барышникова Ю. В., Артамонова М. В. Формирование ценностной автономии студентов в процессе овладения иностранным языком // ПНиО, 2019. № 2 (38). С. 327–341.

12. Павлова Л. В., Пулеха И. Р., Вторушина Ю. Л. Формирование познавательной самостоятельности студентов в процессе обучения иностранному языку в вузе // ПНиО, 2018. № 6 (36). С. 85–96.

13. Проценко А. И. Развитие исследовательских умений студентов средствами ИКТ // Концепт, 2020. № . 3. С. 57–68.

14. Реформатский А. А. Лингвистика и поэтика. Москва, 1987. С. 40–52.

15. Салькова М. А., Мачина О. А. ФГОС во 3+: стратификация компетенций и преподавание теоретических дисциплин // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки, 2016. № 21 (760). С. 137–153.

16. Сысоев П. В., Золотов П. Ю. Формирование прагматической компетенции студентов на основе корпусных технологий // Язык и культура, 2020. № 51, С. 259–266.

17. Сысоев П. В., Клочихин В. В. Формирование коллокационной компетенции студентов на основе корпусных технологий // ПНиО. 2022. № 4 (58). С. 320–335.


Рецензия

Для цитирования:


Качурин И.Д. Обоснование модели обучения лингво-теоретическим дисциплинам с использованием корпусных технологий. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2024;(4(91)):126-137. https://doi.org/10.69571/SSPU.2024.91.4.005

For citation:


Kachurin I.D. Teaching Linguo-Theoretical Disciplines on Basis of Corpora Technologies: Evaluating a Theoretical Model. Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2024;(4(91)):126-137. (In Russ.) https://doi.org/10.69571/SSPU.2024.91.4.005

Просмотров: 29


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-7626 (Print)