Preview

Вестник Сургутского государственного педагогического университета

Расширенный поиск

К вопросу о моделировании процесса формирования педагогической культуры будущих учителей

https://doi.org/10.69571/SSPU.2024.91.4.014

Аннотация

Педагогическая культура исследуется как составляющая народной педагогики, как наследие авторских педагогических систем, как составная часть профессионализма учителя. Авторами статьи описываются педагогические интенсивы как организационная форма процесса формирования педагогической культуры будущих учителей. Их сущность состоит в активизации учебной деятельности будущих учителей за счет уменьшения времени, отведенного на учебное занятие. Интерактивное взаимодействие преподавателя и обучающихся между собой в процессе педагогических интенсивов способствует формированию мотивационного, эмотивно-аксиологического и деятельностного компонентов их педагогической культуры. Соблюдение педагогических условий в процессе реализации разработанной модели в образовательном процессе будет способствовать повышению качества профессиональной подготовки студентов педагогических вузов в аспекте их педагогической культуры.

Об авторах

Л. Г. Светоносова
ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
Россия

Светоносова Любовь Геннадьевна — кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики гуманитарного института



Д. Ж. Беркулов
ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
Россия

Беркулов Данияр Жомартович — студент 3 курса



Д. И. Пешков
ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
Россия

Пешков Дмитрий Игоревич — студент 4 курса



Список литературы

1. Воробьев Н. Е., Суханцева В. К., Иванова Т. В. О педагогической культуре будущего учителя // Педагогика. 1992. № 1–2. С. 66–70.

2. Горбунова И. А. Педагогическая культура как феномен социально-педагогической среды // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-kultura-kak-fenomen-sotsialno-pedagogicheskoy-sredy (дата обращения: 30.04.2024).

3. Захарченко Е. Ю. Педагогическая культура и культурно-образовательная ситуация // Педагогика. 1999. № 3. С. 69–73.

4. Качалов Д. В. Развитие профессионального самосознания будущих учителей как условие формирования педагогической культуры // Наука и школа. 2011. № 3. С. 105–107. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-professionalnogo-samosoznaniya-buduschih-uchiteley-kak-uslovie-formirovaniyapedagogicheskoy-kultury (дата обращения: 30.04.2024).

5. Качалова Л. П., Светоносова Л. Г. Педагогический интенсив как прогрессивный ресурс подготовки. Курск: изд-во ЗАО «Университетская книга», 2024. 112 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=63157582 (дата обращения: 30.04.2024).

6. Киричек Л. В. Проблемы формирования педагогической культуры как условия творческой деятельности будущего педагога // Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского. Серия «Проблемы педагогики средней и высшей школы». Том 26 (65). 2013. № 2. С. 170–182.

7. Корчагина Л. Г. Рефлексивно-пиктографические задачи как средство формирования педагогической культуры учителя: автореферат дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Тюмень, 2007. 25 с.

8. Макарова О. А., Ковардакова М. А. Ситуационный подход как конкретизация личностноориентированной парадигмы профессионального образования // Russian Journal of Educationand Psychology. 2017. № 6–2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/situatsionnyy-podhod-kak-konkretizatsiyalichnostno-orientirovannoy-paradigmy-professionalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 30.04.2024).

9. Российская Федерация. Ядро высшего педагогического образования // Академия Минпросвещения России. URL: https://apkpro.ru/proekty/yadro-vysshego-pedagogicheskogo-obrazovaniya/ (дата обращения: 01.05.2024).

10. Светоносова Л. Г. К вопросу об условиях формирования педагогической культуры будущих учителей в педвузе // Ученые записки Шадринского государственного педагогического университета: сетевой науч. журн. 2024. № 2 (4). URL: https://uzshspu.ru/journal/article/view/193 (дата обращения: 12.07.2024).

11. Си Чжэньсинь. Понятие «дидактический подход» в современной педагогической науке: содержательные и структурно-функциональные характеристики // Известия ВГПУ. 2023. № 1 (174). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-didakticheskiy-podhod-v-sovremennoy-pedagogicheskoynauke-soderzhatelnye-i-strukturno-funktsionalnye-harakteristiki (дата обращения: 30.04.2024).

12. Сластенин В. А. и др. Педагогика. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.

13. Сластенин В. А. Профессионализм учителя как явление педагогической культуры // Педагогическое образование и наука. 2008. № 12. С. 14–28.

14. Хорошилова Н. В. Культурологический подход как методологическая основа реализации развивающей функции образования // Вестник ВятГУ. 2010. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturologicheskiy-podhod-kak-metodologicheskaya-osnova-realizatsii-razvivayuschey-funktsii-obrazovaniya (дата обращения: 30.04.2024).

15. Юнусова Е. Б. Театральная педагогика как средство развития педагогической культуры студентовхореографов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2023. № 6 (178). С. 264–282.

16. Янова М. Г., Игнатова В. В. Формирование педагогической культуры будущего учителя: организационный контекст // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2011. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-pedagogicheskoy-kultury-buduschego-uchitelya-organizatsionnyy-kontekst (дата обращения: 01.05.2024).


Рецензия

Для цитирования:


Светоносова Л.Г., Беркулов Д.Ж., Пешков Д.И. К вопросу о моделировании процесса формирования педагогической культуры будущих учителей. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2024;(4(91)):91-98. https://doi.org/10.69571/SSPU.2024.91.4.014

For citation:


Svetonosova L.G., Berkulov D.Zh., Peshkov D.I. On the Issue of Modeling the Process of Forming the Pedagogical Culture of Future Teachers. Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2024;(4(91)):91-98. (In Russ.) https://doi.org/10.69571/SSPU.2024.91.4.014

Просмотров: 41


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-7626 (Print)