Preview

Вестник Сургутского государственного педагогического университета

Расширенный поиск

Формирование готовности будущего педагога к тьюторской деятельности в инклюзивном образовании

https://doi.org/10.69571/SSPU.2024.91.4.004

Аннотация

В статье представлены результаты работы по изучению готовности будущего педагога к тьюторской деятельности в инклюзивном образовании. Раскрыты сущность, содержание и компоненты готовности педагога к тьюторской деятельности. Сформулированы позиции и функции тьютора в инклюзивном образовании, представлен комплекс организационно-педагогических условий, направленных на формирование готовности будущего педагога к тьюторской деятельности в инклюзивном образовании. Представлены результаты исследования и доказана эффективность условий в формировании готовности будущего педагога к тьюторской деятельности в инклюзивном образовании.

Об авторах

Е. С. Жаворонко
БУ «Сургутский государственный педагогический университет»
Россия

Жаворонко Елена Сергеевна — старший преподаватель кафедры педагогического и специального образования



А. А. Ниязова
БУ «Сургутский государственный педагогический университет»
Россия

Ниязова Амина Абтрахмановна — доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогического и специального образования



Список литературы

1. Алехина C. В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании / C. В. Алехина, М. Н. Алексеева, Е. Л. Агафонова // Психологическая наука и образование. 2011. Т. 16. № 1. С. 83–92.

2. Карпенкова И. В. Тьютор в инклюзивной школе: сопровождение ребенка с особенностями развития. Из опыта работы / И. В. Карпенкова / 2-ое издание, переработанное и дополненное. М.: АНО «Наш Солнечный Мир». 2017. 116 с.

3. Ковалева Т. М. Личностно- ресурсное картирование как средство работы тьютора. И не только…: коллективная монография. М.: Ресурс. 2018. 104 с.

4. Матасов Ю. Т., Богданова А. А. Тьюторское сопровождение в структуре инклюзивного образования // Специальное образование. 2012. № 3 (27). С. 64–72.

5. Махов А. П. Научно- практические основы формирования тьюторской позиции педагога. Автореф. … канд. пед. наук. Нижний Новгород. 2012. 24 с.

6. Печерская А. А. Методика исследования профессиональных ценностных ориентаций учителя // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. № 6. 2016. С. 148–154.

7. Полуянова Л. А., Колотилова У. В. Формирование тьюторской позиции будущих педагогов в современных условиях инклюзивного образования // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. № 5. 2020. С. 153–165.

8. Профессиональная подготовка тьюторов, сопровождающих обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования: методические рекомендации для педагогических вузов и институтов развития образования / авт. колл.: Е. В. Самсонова [и др.]; под ред. Е. В. Самсоновой. М.: МГППУ. 2022. 142 с.

9. Самсонова Е. В., Мельник Ю. В., Карпенкова И. В. Тьюторское сопровождение обучающихся с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования // Клиническая и специальная психология. 2021. Том 10. № 2. C. 165–182.

10. Хитрюк В. В. Готовность педагогов к работе в условиях инклюзивного образования // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2013. № 3. С. 189–194.

11. Цилицкий В. С. Формирование готовности будущих педагогов к тьюторской деятельности. Автореф. … канд. пед. наук. Челябинск. 2018. 27 с.

12. Шеманов А. Ю., Самсонова Е. В., Быстрова Ю. А., Кутепова Е. Н. Подход к оценке особенностей профессиональной компетентности тьютора в условиях инклюзивного образования: пилотное исследование // Клиническая и специальная психология. 2022. Том 11. № 4. C. 233–263.

13. Шрамко Н. В. Основы тьюторства: курс лекций: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н. В. Шрамко; Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург. 2018. 112 с.

14. Topping K. J. A theoretical model of intergenerational tutoring // Journal of Intergenerational Relationships. 2020. Vol. 18. № 1. P. 88–105.


Рецензия

Для цитирования:


Жаворонко Е.С., Ниязова А.А. Формирование готовности будущего педагога к тьюторской деятельности в инклюзивном образовании. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2024;(4(91)):36-44. https://doi.org/10.69571/SSPU.2024.91.4.004

For citation:


Zhavoronko E.S., Niyazova A.A. Formation of Future Teacher’s Readiness for Tutoring Activity in Inclusive Education. Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2024;(4(91)):36-44. (In Russ.) https://doi.org/10.69571/SSPU.2024.91.4.004

Просмотров: 66


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-7626 (Print)