Preview

Вестник Сургутского государственного педагогического университета

Расширенный поиск

Формирование гражданской позиции у обучающихся в дореволюционной и современной России

https://doi.org/10.69571/SSPU.2024.91.4.008

Аннотация

Государственная политика в сфере воспитания и образования студентов, определяется законодательными и правовыми актами Российской Федерации, в которые ориентируют образовательные учреждения на формирование гражданской позиции обучающихся. В статье представлено теоретическое обоснование гражданской позиции студентов как актуального состояния человека с определенным уровнем сформированности его ценностной системы, установок и личностной ориентации в обществе. Представленные педагогические условия, ориентированные на формирование гражданской позиции у студентов в вузе, позволили нам разработать педагогическую модель и программу ее реализации. Программа нацелена на гражданское воспитание студентов первокурсников, обучающихся на программе бакалавриата. Модель имеет три блока: целевой, содержательный и результативный. Реализация программы в вузе, мониторинг процессов, анализ результатов доказывают эффективность экспериментальной работы и позволяют сделать вывод об эффективной реализации экспериментальной деятельности, направленной на формирование гражданской позиции студентов вуза.

Об авторе

В. Л. Моложавенко
ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет»
Россия

Моложавенко Вера Леонидовна — доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры маркетинга и муниципального управления



Список литературы

1. Абзалов А. Ф. Педагогические условия формирования гражданской позиции у студентов вузов в процессе изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»: специальность ВАК РФ: 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания»: дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2006. 151 с.

2. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания: избр. психол. тр. / под ред. А.А. Бодалева; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. Москва: «Ин-т практ. Психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 382с.

3. Казаева Е. А. Формирование и развитие гражданской позиции личности будущего педагога в исследованиях зарубежных и отечественных ученых // Концепт. 2013. Спецвыпуск № 02. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-i-razvitie- (дата обращения: 01.05.2024).

4. Каптерев П. Ф. История русской педагогии / Рос. академия образования, Сев.-Зап. отд-ние. СПб.: Алетейя, 2004. 560 с.

5. Коджаспирова Г. М. Культура профессионального самообразования педагога. Москва: Гардарики, 1994. 146 с.

6. Кужеков А. Ю. Проблема гражданского воспитания в истории педагогики и образовании // МНКО. 2015. № 2 (51). URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 01.05.2024).

7. Макаренко А. С. Собрание сочинений в четырех томах / А.С. Макаренко. Москва. Правда, 1987. Комплект: https://www.livelib.ru/book/1000516282 (дата обращения: 01.05.2024).

8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Серия: Мастера психологии / С.Л. Рубинштейн. Москва. Питер, 2002. 720 с.

9. Сморгова Е. И. К уточнению понятия «Гражданская позиция» // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2010. № 4. URL: https://cyberleninka.ru /article/ (дата обращения: 12.06.2023).

10. Сухомлинский С. А. Но гражданином быть обязан // Неделя (еженедельник). 1974. 4–10 ноября. № 195.


Рецензия

Для цитирования:


Моложавенко В.Л. Формирование гражданской позиции у обучающихся в дореволюционной и современной России. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2024;(4(91)):54-61. https://doi.org/10.69571/SSPU.2024.91.4.008

For citation:


Molozhavenko V.L. Formation of Civic Position in Students in Pre-Revolutionary and Modern Russia. Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2024;(4(91)):54-61. (In Russ.) https://doi.org/10.69571/SSPU.2024.91.4.008

Просмотров: 34


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-7626 (Print)