Preview

Вестник Сургутского государственного педагогического университета

Расширенный поиск

Формирование культуры профессиональной успешности как условие развития субъектности, конкурентоспособности будущего учителя

https://doi.org/10.69571/SSPU.2024.91.4.003

Аннотация

В статье раскрыты основные подходы, закономерности формирования культуры профессиональной успешности будущего учителя. Выявлены авторские точки зрения о понятии в области социокультурного, философского, психолого-педагогического, профессионального знания. Проведен контент-анализ научных подходов для уточнения методологических параметров исследования, выявлена функционально-дидактическая роль культуры профессиональной успешности как многокомпонентной системы и процесса для повышения эффективности образовательного процесса в педагогическом вузе и становления будущего учителя в параметрах конкурентоспособности. Предложена субъектно-ориентированная технология (СОТ) для формирования культуры профессиональной успешности будущего учителя, особенности включения технологии с учетом параметров развивающейся среды вуза и продуктивного взаимодействия «студент-педагогработодатель». Показаны методы создания ситуации успеха, очный формат встреч с успешными практиками; игровой метод, метод Lesson Study для отработки умений учиться рациональным приемам учебной деятельности, приемам здоровьесбережения, повышения качества работоспособности, мобильности, коммуникации, рефлексивности, НИР, что обеспечивает высокий уровень сформированности компонентов культуры профессиональной успешности.

Об авторах

М. В. Осин
БУ «Сургутский государственный педагогический университет»
Россия

Осин Максим Владиславович — старший преподаватель кафедры медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности



Г. И. Егорова
БУ «Сургутский государственный педагогический университет»
Россия

Егорова Галина Ивановна — доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогического и специального образования



Список литературы

1. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно- историческое понимание развития человека: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Психология» / А. Г. Асмолов. 3-е издание, исправленное и дополненное. М.: Смысл, 2007. 526 с.

2. Геворкян Г. Г. Профессиональная успешность как предмет научной рефлексии в зарубежной и отечественной психологии / Г. Г. Геворкян // Гуманизация образования. 2015. № 5. С. 12.

3. Дубровина И. В. Культура как связующее звено между прошлым, настоящим и будущим системы непрерывного образования // Мир психологии. 2023. № 2 (113). С. 112.

4. Зеер Э. Ф. Психология профессий. Учебное пособие для студентов вузов / Э. Ф. Зеер. 2-е издание, переработанное и дополненное. Москва: «Академический проект», 2003. 318 с.

5. Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека / Е. П. Ильин. — Санкт- Петербург: Питер, 2005. 412 с.

6. Киселева Н. Л. Психолого- педагогические условия развития профессиональной успешности учителя: дис. … канд. пед. наук. Курск, 2002. 187 с.

7. Ларионова Д. В. Формирование социальной успешности старшеклассников в условиях медиаобразовательной среды: дис. … канд. пед. наук. Курск, 2023. 244с.

8. Митин Г. В., Митина Л. М., Востокова Ю. И. Профессиональная деформация педагогов и девиации учащихся в период глобального кризиса: психологическая диагностика, профилактика, коррекция // Психология и право. 2023. Том 13. № 2. С. 183.

9. Митина Л. М. Конвергенция научных традиций и инновационных технологий как путь к обновлению содержания педагогической деятельности // Теоретическая и экспериментальная психология. 2022. Том 15. № 3. С. 143.

10. Митина Л. М., Митин Г. В., Востокова Ю. И. Психологические закономерности и ресурсы личностнопрофессионального развития полисубъектной общности «педагог- учащийся» при переходе с одной ступени образования на другую в условиях технологических трансформаций // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2023. № 1. С. 77.

11. Никандров Н. Д. Воспитание в современной России: влияние информационной среды, социализации и культуры // Педагогика. 2022. Том 86. № 12. С. 5.

12. Онищенко Э. В. Феноменология историко-педагогической культуры в современной системе профессиональной подготовки будущего учителя: Terra incognita // Образование, профессиональное развитие и сохранение здоровья учителя в XXI веке: сборник научных трудов VIII Международного форума по педагогическому образованию. Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2022. С. 340.

13. Осадчева И. И. Феноменология характера в общности «учитель-ученик» // Сборник научных статей «Стратегии и ресурсы личностно-профессионального развития педагога: современное прочтение и системная практика» / под ред. Л. М. Митиной. М.: Психологический институт РАО, 2022. С. 167.

14. Щелина Т. Т. Психолого-педагогическое сопровождение молодых педагогов в условиях кадрового дефицита в системе образования России // Мир психологии. 2023. № 2 (113). С. 60.


Рецензия

Для цитирования:


Осин М.В., Егорова Г.И. Формирование культуры профессиональной успешности как условие развития субъектности, конкурентоспособности будущего учителя. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2024;(4(91)):27-35. https://doi.org/10.69571/SSPU.2024.91.4.003

For citation:


Osin M.V., Egorova G.I. Formation of a Culture of Professional Success as a Condition for the Development of Subjectivity and Competitiveness of a Future Teacher. Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2024;(4(91)):27-35. (In Russ.) https://doi.org/10.69571/SSPU.2024.91.4.003

Просмотров: 66


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-7626 (Print)