Работа с инфографикой по материалам художественных произведений как средство развития читательской грамотности студентов педагогических вузов
https://doi.org/10.69571/SSPU.2024.91.4.015
Аннотация
Метапредметными результатами иноязычного гуманитарного образования становятся развитие у обучающихся читательской грамотности; развитие отношения к чтению как к культурной и личностной ценности. Усиление роли визуализации информации и изменение характера усвоения текстовой информации приводит педагогические высшие учебные заведения к поиску новых методик и приемов работы с иноязычными текстами на занятиях иностранным языком.
Целью статьи является обобщение практического опыта работы с художественными произведениями на занятиях по иностранному языку со студентами — будущими учителями английского языка. В качестве средства формирования читательской грамотности студентов — будущих педагогов, предлагается прием самостоятельного составления инфографики по материалам художественных произведений зарубежных авторов. Теоретикометодологической основой исследования стали работы Сметанниковой Н.Н., Землинской Т.В., Григорьевой Н.В., Сороки О.Г. и др., зарубежные авторы Antonova A., Clanfield L., Ribeiro R.; учебно-методическая литература по методике и смежным наукам; нормативные документы. К методам исследования можно отнести критический анализ литературных источников, анализ базовых понятий исследования, проектирование, обобщение имеющегося положительного педагогического опыта, пробное обучение.
В статье представлен авторский алгоритм составления инфографики по материалам художественных произведений зарубежных авторов; предложены собственные критерии оценивания инфографик, составленных студентами. В заключительной части статьи выделены преимущества выбранного способа визуализации содержания художественного произведения; дается общая оценка результатов и эффективности проведенной практической работы по развитию у студентов читательской грамотности.
Об авторе
Е. А. ТаранчукРоссия
Таранчук Евгения Александровна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры германо-романской филологии и иноязычного образования
Список литературы
1. Алехина Н. В. К вопросу об использовании несплошных текстов при формировании дискурсивной компетенции будущих лингвистов: практический аспект / Н. В. Алехина, Е. А. Стерлигова, Н. А. Кажаева, С. Ю. Тухватуллина // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31578 (дата обращения: 17.08.2024).
2. Белянин В. П. Психолингвистические аспекты художественного текста. М.: Изд-во МГУ, 1988. 121с.
3. Галкина Е. А. Работа учащихся с несплошными текстами // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. 2014. № 3 (29). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rabota-uchaschihsya-s-nesploshnymi-tekstami (дата обращения: 19.08.2024).
4. Гальскова Н. Д. Основы методики обучения иностранным языкам: учебное пособие / Н. Д. Гальскова, А. П. Василевич, Н. Ф. Коряковцева, Н. В. Акимова. М.: КНОРУС, 2017. 390 с.
5. Гейман Н. Зачем читать художественную литературу // Аналитика культурологии. 2015. № 1 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zachem-chitat-hudozhestvennuyu-literaturu (дата обращения: 12.08.2024).
6. Гильманова А. А. Использование художественных текстов для обучения чтению на иностранном языке / А. А. Гильманова, С. Е. Никитина, Э. Р. Даминова // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 4 (46). URL: https://research-journal.org/archive/4–46–2016april/ispolzovaniexudozhestvennyx-tekstov-dlya-obucheniya-chteniyu-na-inostrannom-yazyke (дата обращения: 17.08.2024).
7. Григорьева Н. В. Инфографика как способ визуализации учебной информации // Научный компонент. 2019. № 3 (3). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/infografika-kak-sposob-vizualizatsii-uchebnoyinformatsii1 (дата обращения: 17.08.2024).
8. Землинская Т. Е. Методики вузовского обучения в контексте клипового мышления современного студента / Т. Е. Землинская, Н. Г. Ферсман // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Сер.: Гуманитарные и общественные науки: научное издание. 2016. № 4 (255). С. 153–159.
9. Иваненко Г. С. Пути формирования читательских умений студентов педагогического вуза / Г. С. Иваненко, О. Б. Адаева // Вестник ЮУрГГПУ. 2022. № 6 (172). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/putiformirovaniya-chitatelskih-umeniy-studentov-pedagogicheskogo-vuza (дата обращения: 17.08.2024).
10. Кириченко Е. А. Использование инфографики как вида графической наглядности в обучении иностранному языку / Е. А. Кириченко, И. А. Кольцов, А. А. Кольцова // Kant. 2020. № 1 (34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-infografiki-kak-vida-graficheskoy-naglyadnosti-v-obucheniiinostrannomu-yazyku (дата обращения: 17.08.2024).
11. Киселева Н. В. Прочитать. Понять. Применить. Все, или почти все, о читательской грамотности: методическое пособие. Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2023. 60 с.
12. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016) «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550)» (дата обращения: 15.08.2024).
13. Сидельникова Т. Т. Инфографика как инструмент визуального сопровождения профессиональной подготовки специалистов в сфере коммуникативно-ориентированных дисциплин / Т. Т. Сидельникова, И. Д. Порфирьева // Педагогический журнал. 2022. Т. 12. № 2 А. С. 433–441.
14. Сметанникова Н. Н. Стратегиальный подход к обучению профессионально-специализированному чтению // Высшее образование сегодня. 2018. № 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategialnyypodhod-k-obucheniyu-professionalno-spetsializirovannomu-chteniyu (дата обращения: 17.08.2024).
15. Сорока О. Г. Визуализация учебной информации / О. Г. Сорока, И. Н. Васильева. URL: http://elib.bspu.by/handle/doc/10693 (дата обращения: 17.08.2024).
16. Antonova A. Building Sophisticated Infographics as Effective Knowledge Visualization and Knowledge Sharing Tool. URL: https://rhetoric.bg/albena-antonova-building-sophisticated-infographics-as-effective-knowledgevisualization-and-knowledge-sharing-tool (дата обращения: 28.08.2024).
17. Clanfield L. Teaching materials: using literature in the EFL/ESL classroom. URL: http://www.onestopenglish.com/methodology/methodology/teaching-materials/teaching-materials-using-literature-inthe-efl/-eslclassroom/146508.article (дата обращения: 28.08.2024).
18. Ribeiro R. Using Infographics in the ELT classroom. URL: https://www.teachingenglish.org.uk/professionaldevelopment/teachers/integrating-ict/magazine/using-infographics-elt-classroom (дата обращения: 28.08.2024).
Рецензия
Для цитирования:
Таранчук Е.А. Работа с инфографикой по материалам художественных произведений как средство развития читательской грамотности студентов педагогических вузов. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2024;(4(91)):145-155. https://doi.org/10.69571/SSPU.2024.91.4.015
For citation:
Taranchuk E.A. Working with Infographics Based on Works of Literature as a Means of Developing Reading Literacy in Students of Pedagogical Universities. Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2024;(4(91)):145-155. (In Russ.) https://doi.org/10.69571/SSPU.2024.91.4.015