ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИКИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Педагогическое образование на современном этапе обеспечивает реализацию статусных потребностей и ценностных устремлений российской молодежи. Исследования показывают, что успешная трудовая карьера часто связана с профессией учителя, так как системность педагогического образования обеспечивает позитивную трансформацию социальной структуры общества, статусные диспозиции педагога и интеллектуальные профессиональные траектории его развития. Подобная трансформация, востребованный социальный статус выпускника приводят к ценностной революции в российском педагогическом образовании. Это означает, что развивать и совершенствовать свои навыки и компетенции в контексте будущей профессии необходимо в режиме «обучения на протяжении всей жизни». Ценностные ориентации педагогического образования базируются на ценностях современной информационной среды и обусловлены ее потенциальной открытостью, множеством внешних связей, вариативностью цифровых инструментов и накопления цифровых продуктов на цифровых платформах. Ценностные ориентиры российского педагогического образования определяются спецификой общественного развития общества, которая зависит и от динамично меняющихся требований социума в целом, и его структур: семья, культура, наука и др., а также от цифровизации всех сфер деятельности педагога в современной информационной среде.
Содержание статьи представляет оценку значимости формирования системного мышления при освоении профессиональных компетенций у будущих менеджеров социально- культурной деятельности в современном вузе. Освоение содержания управленческой деятельности в социально- культурных учреждениях осуществляется обучающимися в ходе изучения дисциплин, связанных с менеджментом и маркетингом в сфере культуры, а также с особенностями организации художественно- творческой деятельности в разных секторах арт-индустрии. Основная проблема формирования представлений обучающихся об особенностях управления социально-культурными учреждениями, либо их частными, внутренними процессами, заключается в отсутствии у них понимания механизмов, влияющих на результативность деятельности учреждения, а также отсутствии образа работающей, результативной модели функционирования и развития организационной системы учреждения социально- культурной сферы.
Предлагаемый подход использования методологии менеджмента качества в рамках обучения студентов помогает понять не только сущность собственно управленческой деятельности специалистов, но и дает им возможность увидеть универсальные характеристики деятельности организации как согласованной, скоординированной системы взаимосвязанных процессов, регулируемых требованиями к определенным качествам результатов деятельности.
Актуальность статьи обусловлена тем, что на сегодняшний день обучающиеся в процессе работы над живописным натюрмортом копируют натуру. Они не анализируют ее, не используют в своей работе такие аналитические умения, как систематизация, классификация, обобщение. Возникает проблема: в результате у обучающегося получается «сухой», графичный натюрморт, выполненный методом копирования. Цель исследования — внедрение методической разработки, направленной на формирование аналитических умений будущих педагогов изобразительного искусства. Методы исследования: теоретические методы, анализ педагогической литературы. Результатом становится методическая разработка, направленная на формирование аналитических умений в живописи, которая позволит формировать у будущих педагогов аналитические умения в процессе работы над живописным натюрмортом.
Развитие современных технологий в области морфологии является дополнительным стимулом к внедрению цифровых устройств в систему обучения. Цель — анализ главных направлений в процессе модернизации рабочей тетради (альбома) в цифровой морфологии. Был использован теоретический анализ данных и приём обобщения положений педагогической науки. Рабочая тетрадь (альбом) является практичным инструментом для оптимизации современной образовательной среды. С помощью несложного цифрового дополнения она обеспечивает взаимосвязь различных справочных и информационных ресурсов. Рабочая тетрадь (альбом) как вид самостоятельной работы развивает персонификацию учебного процесса. При корректном методическом подходе удаётся повысить качество обучения и успеваемость студентов. Научная новизна исследования состоит в рассмотрении вопроса внедрения цифрового уровня рабочих тетрадей (альбомов) в области морфологии.
В статье обосновывается необходимость использования ценностного потенциала учебного занятия как способа формирования у будущих педагогов ценностного отношения к педагогической профессии. Представлен опыт применения на занятиях приемов поддержания активной субъектной позиции будущих педагогов, квазипрофессиональной деятельности для обеспечения ценностно- смысловой направленности содержания учебного занятия.
В статье представлен анализ исследований по проблеме формирования готовности будущего педагога к реализации инклюзивного образования. На основе анализа основных понятий уточнено и расширено понятие «готовность будущего педагога к реализации инклюзивного образования». Определены компоненты, критерии, показатели и методики исследования готовности будущих педагогов к реализации инклюзивного образования. Представлены результаты опытно- экспериментальной работы. Анализ результатов констатирующего этапа позволил определить проблемы, на решение которых направлены педагогические условия, реализованные на формирующем этапе исследования. Результаты контрольного этапа проанализированы в сравнении с результатами констатирующего этапа, которые показали положительную динамику по всем критериям готовности будущего педагога к реализации инклюзивного образования в экспериментальной группе, что доказывает результативность реализованных педагогических условий.
В статье исследуется вопрос о возможностях применения виртуальных музеев в образовательной среде для формирования иноязычной социокультурной компетенции у студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование». В настоящее время изучение данной темы является актуальным, так как такие музеи являются инновационной мультимедийной формой музейного пространства, предоставляющей возможность удаленного погружения в историческое и культурное наследие страны изучаемого языка. Цель данной работы состоит в анализе образовательного потенциала виртуальных музеев применительно к процессу обучения аудированию на иностранном языке и развитию социокультурной компетенции обучающихся. На основе виртуального проекта Лондонской национальной галереи, «The National Gallery», демонстрируется возможность интеграции его контента в процесс изучения английского языка. Настоящая работа представляет интерес для преподавателей иностранных языков и специалистов в сфере педагогической науки.
Исследователи архитектуры выделяют уникальность и узнаваемость городской среды как факторы ее устойчивого развития. И это указывает на важность создания оригинальных объектов архитектуры, недопустимость заимствования чужих идей при проектировании, важность умения находить аргументы в защиту оригинальности своего проекта, отстаивать права на результаты своей деятельности и соблюдать права на интеллектуальную собственность в архитектуре. При этом мнение архитекторов и общества об оригинальности не всегда совпадают.
Материалами исследования служит опыт проведения деловой игры «Близнецы и клоны», разработанной и апробированной на Международном архитектурном конгрессе осенью 2024 года. В игре участвовали студенты старших курсов пяти архитектурных школ Москвы. Соревнование происходило между парами команд, которые выступали с докладами. Дискуссии использовали метод провокации: командам студентов предлагалось доказывать противоположные точки зрения: оригинальность или идентичность пар (триад) архитектурных объектов. Оценивание результатов осуществлялось при помощи письменного анкетирования студентов и экспертной оценки членов жюри.
Результаты анкетирования показали, что более двух третей участников в результате участия в деловой игре «Близнецы и клоны» приобрели опыт публичной зашиты произведений архитектуры и достигли среднего уровня социально-регулятивных умений архитектора. Показатели у них в среднем на 15–17% лучше, чем у контрольной группы студентов.
Была предложена и апробирована методика написания сценариев для проблемных ситуаций в архитектуре, моделирующих социальные конфликты правового характера в архитектуре и формирующая социально-регулятивные умения будущего архитектора.
ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Цель исследования — описать методику обучения написанию сочинения Единого государственного экзамена по русскому языку, акцентировав внимание на творческой составляющей работы. Исследование осуществляется с помощью комплекса теоретических методов: метод теоретико- методологического анализа, метод дискурсивной рефлексии, метод педагогической экстраполяции.
Новизна и практическая значимость исследования состоит в попытке обобщить изученные научные материалы по проблеме и личный (достаточно успешный) педагогический опыт, представить работу в системе и сделать акцент на творческой составляющей работы обучающихся. В русле коммуникативно- деятельностного подхода предлагается сделать акцент на активных формах и методах обучения (дискуссия, работа с планом, «Суд над литературным героем», групповая работа и др.), которые позволят развивать текстовую компетенцию обучающихся.
Для определения проблемы в тексте (пожалуй, самого сложного этапа подготовки сочинения) предлагается использовать концептуальный анализ и его основные принципы.
Предложенная методика позволит педагогу избежать формализации при работе по подготовке школьников к написанию сочинения, сделает процесс увлекательным, привнесет в него творчество. Учащиеся должны избегать шаблонных мыслей и высказываний, формулировать свое мнение и оценку затронутой проблемы оригинально и емко.
Изначально Единый государственный экзамен (далее — ЕГЭ) задумывался с целью предоставления равных возможностей выпускникам 11 классов городских и сельских территорий, для поступления в ведущие университеты Российской Федерации. В тоже время разделение ЕГЭ по математике на базовый и профильный уровни позволяет разделить всех выпускников (по их желанию) на две группы — выпускники, выбравшие для поступления вузы, с профильной дисциплиной — математика, и выпускники, выбравшие другие вузы.
Цель статьи — на основе анализа результатов ЕГЭ по математике профильного уровня разработать ряд рекомендаций, использование которых в учебном процессе позволит повысить качество подготовки выпускников 11 классов к ЕГЭ по математике профильного уровня.
Для повышения уровня подготовки, а соответственно, и результатов ЕГЭ по математике профильного уровня для выпускников из сельских территорий и городов требуется детальный сопоставительный анализ результатов по всем группам заданий.
Исследование проводилось в 2024 году на базе результатов ЕГЭ по математике профильного уровня общеобразовательных организаций Тюменской области. В ходе исследования анализ решаемости заданий №№ 13–19 проводился по содержательным (тематическим) блокам и проверяемым умениям. По итогам проведенного анализа можно привести ряд выводов:
— выпускники 11 классов реже приступают к решению геометрических задач, чем к решению задач по другим разделам математики;
— примерно треть выпускников, вообще не приступают к решению заданий с развернутым ответом;
— все ошибки, допущенные выпускниками при выполнении заданий с развернутым ответом, можно разделить на: ошибки применения алгебраических формул и свойств функций; ошибки применения основных геометрических понятий и теорем; ошибки построения математических моделей; ошибки решения уравнения и неравенств; вычислительные ошибки.
В современном образовательном процессе особую роль, как известно, играет визуализация. Использование различных средств наглядности особенно важно, на наш взгляд, на занятиях по русскому языку в полиэтнических классах, поскольку дети-инофоны не обладают тем лексическим запасом, который есть у носителей языка. В настоящей статье речь пойдет об использовании музейных технологий как способе визуализации учебного процесса. Музеефикация в обучении русскому языку как неродному будет рассмотрена в двух аспектах: развитие речевых навыков обучающихся путем знакомства с коллекциями местных музеев и создание на уроке мини-экспозиций, позволяющих обучающимся адаптироваться в социокультурной среде региона.
ВОПРОСЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
В настоящее время в образовательном сегменте вуза предоставляются широкие возможности применения технологий искусственного интеллекта, что повышает актуальность данного вопроса. Совокупность традиционных средств обучения и информационно-коммуникационных технологий формирует инновационную парадигму образования. В статье раскрывается сущность научной категории «искусственный интеллект», проанализировано содержание научных подходов относительно искусственного интеллекта, рассмотрены перспективные направления его использования в процессе обучения студентов, приведены примеры внедрения данных технологий в современное образовательное пространстве. В процессе изучения данного вопроса автор приходит к выводу, что искусственный интеллект не является конкурентом профессорско-преподавательскому составу в процессе обучения и оценивания знаний студентов, а выступает ценным инструментом, позволяющим содержательно и эффективно организовать учебный процесс. Инновационные образовательные технологии оказывают помощь в выборе оптимальной траектории обучения студентов, адаптированной под их индивидуальные способности и потребности. Следует отметить студенческую заинтересованность и понимание ими позитивных последствий применения данных технологий в образовательном процессе. Установлено, что внедрение искусственного интеллекта приводит к повышению учебной мотивации студентов и активизации их познавательной активности в овладении знаниями.
Цифровые технологии пронизывают все сферы жизни, в том числе и образование. Активное использование цифровых инструментов в учебных проектах способно придать этой образовательной технологии мощный инновационный потенциал.
Одной из проблем применения технологии проектов в школе является отслеживание промежуточных результатов деятельности отдельного ученика, пар, микрогрупп и т. п. Если в классно-урочной системе реализуется линейная обратная связь учитель — ученик, то в проектной деятельности она приобретает характер сетевой, возникают разветвленные горизонтальные связи, что значительно усложняет процесс координации участников проекта. Эффективным инструментом решения проблемы может стать использование цифровых сервисов для организации и управления учебным проектом. В статье описывается опыт применения цифрового сервиса YouGile для организации проектной деятельности обучающихся седьмого класса по информатике на примере проекта «Прошлое, которое нужно помнить». Использование российской платформы обеспечивает включение школьников в учебный проект в режиме он-лайн, усиливает горизонтальные связи между участниками микрогрупп, позволяет учителю оперативно координировать и корректировать деятельность школьников. Проект был разработан в рамках выпускной квалификационной работы и успешно реализован в педагогической практике. Описание опыта управления проектной деятельностью в YouGile может представлять интерес как для практиков, активно использующих проектные технологии в обучении, так и для будущих учителей (уровень бакалавриата и магистратуры).
В статье обосновывается целесообразность интеграции цифровых инструментов в проектную деятельность школьников, их потенциала, позволяющего школьникам не только выполнять проекты, но и рефлексировать над процессом работы, анализировать свои действия. Цифровые инструменты стимулируют развитие саморегуляции, критического мышления и самооценки — метакогнитивных навыков. Цель представленного исследования — выявление динамики исследовательских умений школьников, использующих цифровые инструменты. Данное исследование было проведено в два этапа. На первом этапе реализована апробация модели процесса развития исследовательских умений учащихся в рамках метапроекта по сохранению культуры коренных народов Омской области, уточнен комплекс исследовательских умений, формируемых в ходе проектно-исследовательской деятельности. Определены цифровые инструменты для интеграции их на разных этапах проектной деятельности, предложены традиционные и дополнительные виды деятельности школьников. На втором этапе выявлена позитивная динамика развития исследовательских умений школьников, использующих цифровые инструменты в проектной деятельности. Наибольшая динамика проявилась в навыках планирования и критической оценки информации, что связано с более активным и гибким использованием интернет-ресурсов и когнитивных стратегий. Уточнено, что важным фактором стимулирования активности и саморегуляции когнитивной деятельности школьников выступил самостоятельный поиск информации в интернете, который позволил сформировать новый опыт поведения. Дальнейшие исследования могут быть направлены на более глубокий анализ влияния различных типов цифровых инструментов на изменения когнитивных процессов, на разработку методик, оптимизирующих использование интернет- ресурсов в образовательном процессе.
Статья посвящена вопросу формирования коммуникативной грамотности курсантов.
Цель — описать, каким образом организована работа по формированию и развитию коммуникативной грамотности курсантов Пермского института ФСИН России в процессе изучения дисциплины «Русский язык и культура речи».
Материал и методы: анализ и обобщение педагогической и методической литературы по проблеме исследования; обобщение передового педагогического опыта.
В процессе исследования мы пришли к выводу, что, несмотря на то, что в последние годы большое внимание не только в образовательных организациях, но и на государственном уровне большое внимание уделяется формированию коммуникативной грамотности, единого определения понятия на сегодняшний день не существует. Автором обобщено и дополнено представление о коммуникативной грамотности курсантов, выделены компоненты коммуникативной грамотности, описаны уровни развития, разработан диагностический инструментарий для оценки уровня сформированности каждого из выделенных компонентов коммуникативной грамотности. Автор описывает организацию обучения курсантов в рамках изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» в аспекте формирования коммуникативной грамотности курсантов. В рамках поэтапного формирования коммуникативной грамотности автор предлагает использовать педагогические технологии, стимулирующие мотивацию обучающихся к речевому взаимодействию, к необходимости повышения уровня коммуникативной грамотности; педагогические технологии, направленные на совершенствование знаний норм русского языка; педагогические технологии и методы обучения, направленные на включение обучающихся в речевое взаимодействие, способствующие развитию кооперации.
ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ И ВУЗЕ
В статье рассмотрены практические вопросы формирования чувства патриотизма у сотрудников полиции в контексте духовно- нравственного воспитания личности. Для воспитания любви к Родине у современной молодежи необходимо формировать прочную знаниевую основу, на которой зиждется фундамент патриотических чувств. Цель статьи — рассмотрение особенностей формирования когнитивного компонента патриотизма у курсантов, обучающихся в системе МВД России. Для этого автором проведен педагогический эксперимент, основные вехи которого представлены в текущей работе. Автор говорит о целесообразности использования актуальной и креативной медиаинформации в ходе патриотического воспитания молодежи. Приводится структура чувства патриотизма, разработанная на основе трудов передовых отечественных исследователей в сфере педагогики. Осуществлен анализ практики патриотического воспитания молодежи 18–24 лет различными педагогическими средствами (опрос, интервьюирование, индивидуальная беседа). Детализированы особенности медиавоздействия на молодое поколение российских граждан. Описаны перспективы применения видеоконтента в современных условиях для формирования когнитивной стороны патриотизма. Описаны краткие результаты опытно- экспериментальной работы по формированию чувства патриотизма у курсантов образовательных организаций МВД России.
Охрана здоровья является глобальной проблемой современного человечества. Крепкое здоровье имеет естественную, совершенную значимость — это благо, удовлет- воряющее базисные потребности человека. В нашей стране здоровьесбережению молодого поколения уделяется значительное внимание. Образовательные учреждения разных типов ориентированы на решение задач, связанных с охраной и развитием здорвья, формированием культуры здорового образа жизни учащихся. Формирование интереса к собственному здоровью, приобретение и развитие здоровых привычек являются релевантными задачами в современных образовательных организациях.
Исследование посвящено изучению проблемы формирования культуры здорового обрза жизни (ЗОЖ) школьников с учетом гендерных особенностей. В работе проанализированы основные понятия в области здоровьесбережения обучающихся в образовательных организациях. Исследован уровень учета гендерной специфики в образовательном процессе, степень внедрения гендерных технологий и частота применения гендерного подхода. Исследованы базовые понятия по проблематике, в частности: «гендер», «здоровье», «здоровый образ жизни».
Результаты и научная новизна статьи заключается в идее, что формирование здорового образа жизни школьников возможно только в рамках системы общего образования.