«Виртуальный музей» как инструмент развития иноязычной социокультурной компетенции студентов специальности «Педагогическое образование»
https://doi.org/10.69571/SSPU.2025.94.1.006
Аннотация
В статье исследуется вопрос о возможностях применения виртуальных музеев в образовательной среде для формирования иноязычной социокультурной компетенции у студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование». В настоящее время изучение данной темы является актуальным, так как такие музеи являются инновационной мультимедийной формой музейного пространства, предоставляющей возможность удаленного погружения в историческое и культурное наследие страны изучаемого языка. Цель данной работы состоит в анализе образовательного потенциала виртуальных музеев применительно к процессу обучения аудированию на иностранном языке и развитию социокультурной компетенции обучающихся. На основе виртуального проекта Лондонской национальной галереи, «The National Gallery», демонстрируется возможность интеграции его контента в процесс изучения английского языка. Настоящая работа представляет интерес для преподавателей иностранных языков и специалистов в сфере педагогической науки.
Об авторе
Т. С. СушийРоссия
Суший Татьяна Сергеевна — аспирант
Список литературы
1. Бердичевский А. Л. Методика межкультурного иноязычного образования в вузе / А.Л. Бердичевский, И.А. Гиниатуллин, Е.Г. Тарева. M.: Общество с ограниченной ответственностью «ФЛИНТА», 2019. 368 с.
2. Будник А. С. Виртуальные туры по музеям как эффективное средство обучения иностранным языкам // Письма в Эмиссия.Оффлайн (TheEmissia.Offline Letters): электронный научный журнал. 2020. № 11 (ноябрь). ART 2894. URL: http://emissia.org/offline/2020/2894.htm (дата обращения: 01.10.2024).
3. Елухина Н. В. Обучение слушанию иноязычной речи / Н. В. Елухина // Иностранные языки в школе. 1996. № 5. С. 20–22.
4. Каллаева Д. Р. Иноязычная социокультурная компетенция учителя / Д.Р. Каллаева // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2011. № 1(14). С. 46–49.
5. Макеева И. А. Педагогические аспекты музейной деятельности: историко-теоретический анализ / И.А. Макеева // Вестник Череповецкого государственного университета. 2012. № 3–1(40). С. 113–117.
6. Милованова Л. А. Совершенствование аудитивной компетенции учителей иностранных языков в системе дополнительного профессионального образования / Л.А. Милованова, В.А. Цыбанева // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7, № 7. С. 778–785.
7. Михельсон С. В., Волкова А. Г. Изучение иностранного языка с использованием модели системы деятельности. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2024; (4(91)): 45–53.
8. Попова С. В., Карандеева Л. Г., Ульянов С. С. Формирование социокультурной компетенции у обучающихся старших классов на уроках иностранного языка посредством аутентичных художественных фильмов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021. Т. 26. № 193. С. 73–80.
9. Проценко Е. Г. Педагогический потенциал виртуального музея как открытого образовательного пространства / Е.Г. Проценко, А.М. Ковалев // Гуманитарные науки (г. Ялта). 2023. № 3(63). С. 10–17.
10. Сафонова В. В. Социокультурный подход к обучению иностранному языку как специальности: диссертация … доктора педагогических наук: 13.00.02. М., 1992. 528 с.
11. Тарева Е. Г. Обучение межкультурному диалогу как инструмент «мягкой силы» / Е.Г. Тарева // Вопросы методики преподавания в вузе: ежегодный сборник. 2016. № 5(19–2). С. 13–19.
12. Титова С. В. Цифровая методика обучения иностранным языкам: учебник для вузов / С.В. Титова. M.: Издательство Юрайт, 2024. 248 с. (Высшее образование). Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. URL: https://urait.ru/bcode/531883 (дата обращения: 29.10.2024).
13. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование от 22 февраля 2018 г. // URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-44–03–01-pedagogicheskoe-obrazovanie-121 (дата обращения: 01.10.2024).
14. Юрченко Д. В. Воспитательные функции виртуального музея как образовательного пространства / Д.В. Юрченко, К.В. Корольков // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 5(102). С. 235–237.
15. Anton M., Nicolae G., Moldoveanu A., Balan O. (2018) Virtual museums — technologies, opportunities and perspectives. Romanian Journal of Human-Computer Interaction, 11(2), pp. 127–144.
16. Bautista S. S. (2013). Museums in the digital age: changing meanings of place, community, and culture. Rowman & Littlefield.
17. Bokova T. N. Postmodernism as the dominant of education development in the information society / T.N. Bokova, V.G. Malakhova // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS, Moscow, 04–05.06.2019 Vol. 69. Moscow: Future Academy, 2019. P. 173–180.
18. Daniela L. (2020). Virtual Museums as Learning Agents. Sustainability. 12(7), 2698.
19. Ivanova S. V. Postmodern Ideas’ Influence On Education (Illustrated By The USA Experience) / S.V. Ivanova, T.N. Bokova // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences (EpSBS), Moscow, Russia, 07–08.06.2017. Vol. 28. Moscow, Russia: Future Academy Future Academy, 2017. P. 339–355.
20. Milutinović J., Selaković K. (2022). Pedagogical Potential of Online Museum Learning Resources. Journal of Elementary Education/Revija za Elementarno Izobraževanje, 15. P. 131–145.
Рецензия
Для цитирования:
Суший Т.С. «Виртуальный музей» как инструмент развития иноязычной социокультурной компетенции студентов специальности «Педагогическое образование». Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2025;(1(94)):58-66. https://doi.org/10.69571/SSPU.2025.94.1.006
For citation:
Sushii T.S. «Virtual Museum» as a Tool for the Development of Foreign Language Socio- Cultural Competence of Students of the Specialty «Pedagogical Education». Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2025;(1(94)):58-66. (In Russ.) https://doi.org/10.69571/SSPU.2025.94.1.006