Preview

Вестник Сургутского государственного педагогического университета

Расширенный поиск

Ценностные ориентации российского педагогического образования в современной информационной среде

https://doi.org/10.69571/SSPU.2025.94.1.001

Аннотация

Педагогическое образование на современном этапе обеспечивает реализацию статусных потребностей и ценностных устремлений российской молодежи. Исследования показывают, что успешная трудовая карьера часто связана с профессией учителя, так как системность педагогического образования обеспечивает позитивную трансформацию социальной структуры общества, статусные диспозиции педагога и интеллектуальные профессиональные траектории его развития. Подобная трансформация, востребованный социальный статус выпускника приводят к ценностной революции в российском педагогическом образовании. Это означает, что развивать и совершенствовать свои навыки и компетенции в контексте будущей профессии необходимо в режиме «обучения на протяжении всей жизни». Ценностные ориентации педагогического образования базируются на ценностях современной информационной среды и обусловлены ее потенциальной открытостью, множеством внешних связей, вариативностью цифровых инструментов и накопления цифровых продуктов на цифровых платформах. Ценностные ориентиры российского педагогического образования определяются спецификой общественного развития общества, которая зависит и от динамично меняющихся требований социума в целом, и его структур: семья, культура, наука и др., а также от цифровизации всех сфер деятельности педагога в современной информационной среде.

Об авторах

В. К. Власова
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Власова Вера Константиновна — доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры начального образования Института психологии и образования



В. Г. Закирова
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Закирова Венера Гильмхановна — доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой начального образования Института психологии и образования



Список литературы

1. Алексеев С. Г., Алексеева Т. Ю., Антилогова Л. Н. [и др.]. Ценностно-смысловые ориентиры деятельности педагога в условиях цифрового общества: монография / под общ. ред. Н. В. Чекалевой. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2022. 400 с.

2. Байбородова Л. В. (ред.) и др. Непрерывное педагогическое образование: проблемы, опыт, перспективы: коллективная монография / Л. В. Байбородова, В. Н. Белкина, Т. Б. Гребенюк, Л. Н. Данилова, А. В. Золотарева, Т. А. Ковальчук, Д. С. Мусина, Н. В. Новоторцева, С. Л. Паладыев, Н. В. Тамарская, И. Г. Харисова / под ред. Л. В. Байбородовой. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2017. 211 с.

3. Блинов В. И., Есенина Е. Ю., Сергеев И. С. Базовые ценности профессионального образования // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 1. С. 4–15. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bazovye-tsennosti-professionalnogo-obrazovaniya/viewer (дата обращения: 25.01.2025).

4. Гайсина Г. И. Культурологический подход в теории и практике педагогического образования: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.08. Москва, 2002. 366 с.

5. Гоголева А. В. Индивидуализация процесса обучения с учетом репрезентативной системы личности студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 25. С. 166–168. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2017/770542.htm (дата обращения: 25.01.2025).

6. Гребенюк Т. Б. Педагогика индивидуальности в свете современных трендов непрерывного образования // Поволжский педагогический поиск (Научный журнал). 2019. № 4(30). С. 26–32. URL: https://www.ulspu.ru/science/proekt-crossref/arxiv/GrebeniukT.B._4_30_2019.pdf (дата обращения: 25.01.2025).

7. Евзрезов Д. В., Майер Б. О. «Образование 2030» — вызов системе образования 1. Форсайт образования — план создания «людей одной кнопки»? // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2014. № 2(18). С. 118–132. URL: http://partner-unitwin.net/wp-content/uploads/2016/08/форсайт-образования-острые-дискуссии.pdf (дата обращения: 25.01.2025).

8. Зеер Э. Ф., Павлова А. М. Психология профессионального образования: практикум. M.: «Академия», 2008. 144 с.

9. Кирилова Г. И., Власова, В. К. Метадинамика функционирования информационной образовательной среды профессиональной школы // Образование и саморазвитие. 2014. № 2(40). С. 92–97.

10. Кирьякова, А. В. Аксиология образования: ориентация личности в мире ценностей. M.: Дом педагогики, 2009. 318 с.

11. Кремень С. А., Кремень Ф. М. Ценностные основания выбора педагогической профессии // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2023. T. 21 № 4. С. 77–93.

12. Малахова О. Ю., Маланчева С. Н. Потенциал современных образовательных технологий в контексте выстраивания компетентностно-ориентированного образовательного процесса технического вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4(17). С. 251–254.

13. Окладникова, Е. А. Образование к 2030 и 2035 гг.: форсайт-технологии и телеология рисков и благоприобретений // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. 2021. Т. 7. № 3. С. 125–149. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-k-2030-i-2035-gg-forsayt-tehnologii-i-teleologiya-riskov-i-blagopriobreteniy/viewer (дата обращения: 25.01.2025).

14. Петухова Е. А. Профессионально-педагогические ценности преподавателя: креативность // Известия Алтайского государственного университета. 2013. Т. 1. № 2(78). С. 68–70.

15. Яковлева О. В. Модель ценностей цифровой образовательной среды как ориентир профессионального воспитания будущих учителей // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 8. № 5. С. 561–568. URL: https://www.gramota.net/article/ped20230082/fulltext (дата обращения: 25.01.2025).


Рецензия

Для цитирования:


Власова В.К., Закирова В.Г. Ценностные ориентации российского педагогического образования в современной информационной среде. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2025;(1(94)):9-16. https://doi.org/10.69571/SSPU.2025.94.1.001

For citation:


Vlasova V.K., Zakirova V.G. Value orientations of russian pedagogical education in the modern information environment. Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2025;(1(94)):9-16. (In Russ.) https://doi.org/10.69571/SSPU.2025.94.1.001

Просмотров: 77


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-7626 (Print)