Обучение написанию сочинения как компоненту Единого государственного экзамена по русскому языку (творческая составляющая)
https://doi.org/10.69571/SSPU.2025.94.1.008
Аннотация
Цель исследования — описать методику обучения написанию сочинения Единого государственного экзамена по русскому языку, акцентировав внимание на творческой составляющей работы. Исследование осуществляется с помощью комплекса теоретических методов: метод теоретико- методологического анализа, метод дискурсивной рефлексии, метод педагогической экстраполяции.
Новизна и практическая значимость исследования состоит в попытке обобщить изученные научные материалы по проблеме и личный (достаточно успешный) педагогический опыт, представить работу в системе и сделать акцент на творческой составляющей работы обучающихся. В русле коммуникативно- деятельностного подхода предлагается сделать акцент на активных формах и методах обучения (дискуссия, работа с планом, «Суд над литературным героем», групповая работа и др.), которые позволят развивать текстовую компетенцию обучающихся.
Для определения проблемы в тексте (пожалуй, самого сложного этапа подготовки сочинения) предлагается использовать концептуальный анализ и его основные принципы.
Предложенная методика позволит педагогу избежать формализации при работе по подготовке школьников к написанию сочинения, сделает процесс увлекательным, привнесет в него творчество. Учащиеся должны избегать шаблонных мыслей и высказываний, формулировать свое мнение и оценку затронутой проблемы оригинально и емко.
Ключевые слова
Об авторе
В. В. ГавриловРоссия
Гаврилов Виктор Викторович — кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры филологического образования и журналистики
Список литературы
1. Бабенко Л. Г., Казарин Ю. В. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика: учебник; практикум. M.: Флинта: Наука, 2005. 496 с.
2. Бабурина М. А. Методическая концептология: взгляд на сочинение в формате ЕГЭ. Русский язык в школе. 2018. Т. 79. № 5. С. 41–44.
3. Внукова Е. А. Обучение написанию сочинений различных жанров. URL: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/311512/ (дата обращения: 4.12.2024).
4. Воителева Т. М. Теория и методика обучения русскому языку. M.: Дрофа, 2006. 319 с.
5. Гаврилов В. В. Определение проблемы в тексте Единого государственного экзамена по русскому языку (концептуальный подход) // Русский язык в школе. 2019. Т. 80. № 2. С. 35–40.
6. Дудковская Е. Е. Развитие коммуникативной компетенции учащихся в условиях реализации ФГОС // Человек и образование. 2014. № 3 (40). С. 98–102.
7. Как сделать связки в итоговом сочинении? URL: https://www.ctege.info/itogovoe-sochinenie-2017/kak-sdelat-svyazki-v-itogovom-sochinenii.html (дата обращения: 3.12.2024).
8. Кочетова О. Б. Современные технологии, методики и приемы обучения написанию сочинений в основной и старшей школе в 5–11 классах. URL: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2017/02/08/sovremennye-tehnologii-metodiki-i-priemy-obucheniya-napisaniyu (дата обращения: 5.12.2024).
9. Ладыженская Т. А. Система обучения сочинениям в 4–8 классах. M.: Просвещение, 1973. 367 с.
10. Литневская Е. И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе. M.: Академический проспект, 2006. 590 с.
11. Методика преподавания русского языка в школе / Под редакцией М. Т. Баранова. M.: Издательский центр «Академия», 2000. 368 с.
12. Миллер Л. В. Художественный концепт как смысловая и эстетическая категория // Мир русского слова. 2000. № 4. С. 39–45.
13. Мишатина Н. Л., Цыбулько И. П. Антропологическая лингвометодика: в поисках смысла, содержания и оценивания: монография / [под ред. Н. Л. Мишатиной]. M.: Национальное образование, 2016. 232 с.
14. Никитина С. Е. О концептуальном анализе в народной культуре // Логический анализ языка: Культурные концепты. M.: Наука, 1991. С. 117–123.
15. Семь секретов написания сочинения ЕГЭ. URL: https://4ege.ru/russkiy/3175–7-sekretov-napisaniya-sochineniya-ege.html/ (дата обращения: 3.12.2024).
16. Хованская Е. А. Речевое развитие учащихся в различных моделях начального образования // Научные ведомости. Серия «Гуманитарные науки». 2014. № 13 (184). В. 22. С. 313–320.
17. Шуралев А. М. Концептологический аспект анализа художественного текста на уроках литературы: диссертация … доктора педагогических наук: 13.00.02. M.: МПГУ, 2013. 362 с.
Рецензия
Для цитирования:
Гаврилов В.В. Обучение написанию сочинения как компоненту Единого государственного экзамена по русскому языку (творческая составляющая). Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2025;(1(94)):79-88. https://doi.org/10.69571/SSPU.2025.94.1.008
For citation:
Gavrilov V.V. Learning to Write an Essay as a Component of a Single State Examination in Russian (creative the component). Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2025;(1(94)):79-88. (In Russ.) https://doi.org/10.69571/SSPU.2025.94.1.008