Технологии искусственного интеллекта в образовательном пространстве вуза
https://doi.org/10.69571/SSPU.2025.94.1.011
Аннотация
В настоящее время в образовательном сегменте вуза предоставляются широкие возможности применения технологий искусственного интеллекта, что повышает актуальность данного вопроса. Совокупность традиционных средств обучения и информационно-коммуникационных технологий формирует инновационную парадигму образования. В статье раскрывается сущность научной категории «искусственный интеллект», проанализировано содержание научных подходов относительно искусственного интеллекта, рассмотрены перспективные направления его использования в процессе обучения студентов, приведены примеры внедрения данных технологий в современное образовательное пространстве. В процессе изучения данного вопроса автор приходит к выводу, что искусственный интеллект не является конкурентом профессорско-преподавательскому составу в процессе обучения и оценивания знаний студентов, а выступает ценным инструментом, позволяющим содержательно и эффективно организовать учебный процесс. Инновационные образовательные технологии оказывают помощь в выборе оптимальной траектории обучения студентов, адаптированной под их индивидуальные способности и потребности. Следует отметить студенческую заинтересованность и понимание ими позитивных последствий применения данных технологий в образовательном процессе. Установлено, что внедрение искусственного интеллекта приводит к повышению учебной мотивации студентов и активизации их познавательной активности в овладении знаниями.
Об авторах
О. М. ГореваРоссия
Горева Ольга Михайловна — кандидат социологических наук, доцент, Высшая школа цифровых технологий, кафедра математики и прикладных информационных технологий
Л. Б. Осипова
Россия
Осипова Любовь Борисовна — кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры маркетинга и муниципального управления
Список литературы
1. Блануца В. И. Перспективы экономико-географических исследований в области искусственного интеллекта // Известия Саратовского университета. Серия: Науки о Земле. 2019. Т. 19, № 1. С. 4–11.
2. Болотова Л. С. Системы искусственного интеллекта: модели и технологии, основанные на знаниях. М: Финансы и статистика, 2012. 664 с.
3. Бостром Н. Искусственный интеллект. Этапы. Угрозы. Стратегии /пер. с англ. С. Филина. М: Манн, Иванов и Фербер. 2016. 404 с. .
4. Луценко Е. В. Интеллектуальные информационные системы. Краснодар: КубГАУ. 2006. 615 с.
5. Петрунин Ю. Ю. Искусственный интеллект // Новая философская энциклопедия, Т. 2 / науч.-ред. совет: Степин В. С., Гусейнов А. А., Семигин Г. Ю. и др. M.: Мысль. 2010.
6. О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 10.10.2019 № 490 // Консультант Плюс: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_335184/ (дата обращения: 07.12.2024).
7. Хабрахабр: [сайт]. URL: https://m.habrahabr.ru/ (дата обращения: 19.09.2016).
8. Черниговская Т. В. Чеширская улыбка кота Шредингера. Язык и сознание. М: АСТ. 2021. 656 с.
9. Russell S. L. Artificial intelligence: a modern approach / S. L. Russell, P. Norvig. Upper Saddle River, New Jersey: Prentice — Hall Inc., 1995. 905 p.
Рецензия
Для цитирования:
Горева О.М., Осипова Л.Б. Технологии искусственного интеллекта в образовательном пространстве вуза. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2025;(1(94)):104-112. https://doi.org/10.69571/SSPU.2025.94.1.011
For citation:
Goreva O.M., Osipova L.B. Artificial intelligence technologies in the educational space of the university. Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2025;(1(94)):104-112. (In Russ.) https://doi.org/10.69571/SSPU.2025.94.1.011