Preview

Вестник Сургутского государственного педагогического университета

Расширенный поиск

Организация работы по формированию коммуникативной грамотности курсантов рамках в дисциплины «Русский язык и культура речи»

https://doi.org/10.69571/SSPU.2025.94.1.014

Аннотация

Статья посвящена вопросу формирования коммуникативной грамотности курсантов.

Цель — описать, каким образом организована работа по формированию и развитию коммуникативной грамотности курсантов Пермского института ФСИН России в процессе изучения дисциплины «Русский язык и культура речи».

Материал и методы: анализ и обобщение педагогической и методической литературы по проблеме исследования; обобщение передового педагогического опыта.

В процессе исследования мы пришли к выводу, что, несмотря на то, что в последние годы большое внимание не только в образовательных организациях, но и на государственном уровне большое внимание уделяется формированию коммуникативной грамотности, единого определения понятия на сегодняшний день не существует. Автором обобщено и дополнено представление о коммуникативной грамотности курсантов, выделены компоненты коммуникативной грамотности, описаны уровни развития, разработан диагностический инструментарий для оценки уровня сформированности каждого из выделенных компонентов коммуникативной грамотности. Автор описывает организацию обучения курсантов в рамках изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» в аспекте формирования коммуникативной грамотности курсантов. В рамках поэтапного формирования коммуникативной грамотности автор предлагает использовать педагогические технологии, стимулирующие мотивацию обучающихся к речевому взаимодействию, к необходимости повышения уровня коммуникативной грамотности; педагогические технологии, направленные на совершенствование знаний норм русского языка; педагогические технологии и методы обучения, направленные на включение обучающихся в речевое взаимодействие, способствующие развитию кооперации.

Об авторе

Т. В. Никитина
ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России
Россия

Никитина Татьяна Васильевна — доктор педагогических наук, доцент; доцент кафедры гуманитарных и социально- экономических наук



Список литературы

1. Аксенова Э. А. Формирование коммуникативной грамотности школьников: возможности в образовательном пространстве современной российской школы // Школьные технологии. 2015. № 6. С. 81–90.

2. Алферьева-Термсикос В. Б. Педагогические технологии формирования коммуникативной функциональной грамотности в начальной школе // Тенденции развития науки и образования. 2022. № 88. С. 8–12.

3. Балуева А. С. Формирование функциональной грамотности чтения учебно-научного и научного текста как приоритетная задача школьного образования // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2019. № 6 (26). С. 244–246.

4. Бушуева Г. М. Коммуникативные задачи как средство формирования коммуникативных умений у младших школьников: дис. канд. пед. наук. — Калининград, 2003

5. Виноградова Н. Ф., Кочурова Е. Э., Кузнецова М. И. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя. М.: Российский учебник: Вентана. Граф, 2018, 288 с.

6. Гришина Т. А. Особенности коммуникативной грамотности учащихся с разным уровнем академической успеваемости // Наука и образование: актуальные психологические проблемы и опыт решения: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции, Саранск, 15–16 апреля 2021 года. Саранск: Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, 2021, С. 17.

7. Карпенко О. М. Функциональная грамотность школьников и универсальные общекультурные компетенции социолога // Человеческий капитал. 2016. № 8 (68). С. 16–22.

8. Михельсон Л. Диагностика коммуникативных умений. URL: https://multiurok.ru/files/test-l-mikhelsona-perevod-i-adaptatsiia-iu-z-gilbu.html (дата обращения 28.11.2024)

9. Никитина Л. М. Формирование функциональной грамотности с использованием блочно-модульной технологии // Русская словесность. 2017. № 3. С. 57–63.

10. Никитина Т. В. Диагностика сформированности профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов Федеральной службы исполнения наказаний //Педагогический ИМИДЖ. 2018. № 1 (38). С. 125–134.

11. Синявский В. В., Федорошин В. А. Оценка коммуникативных и организаторских склонностей. URL: https://nsportal.ru/kultura/sotsialno-kulturnaya-deyatelnost/library/2019/11/17/diagnosticheskie-metodiki (дата обращения 28.11.2024)

12. Стернин И. А. Основы речевого воздействия. Учебное издание. Воронеж: «Истоки», 2012, 178 с.

13. Творогова Н. Д. Шкала «Техника общения». URL: https://nsportal.ru/kultura/sotsialno-kulturnaya-deyatelnost/library/2019/11/17/diagnosticheskie-metodiki (дата обращения 28.11.2024).


Рецензия

Для цитирования:


Никитина Т.В. Организация работы по формированию коммуникативной грамотности курсантов рамках в дисциплины «Русский язык и культура речи». Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2025;(1(94)):133-142. https://doi.org/10.69571/SSPU.2025.94.1.014

For citation:


Nikitina T.V. Organization of Work on the Formation of Communicative Literacy of Cadets Within the Framework of the Discipline «Russian Language And Speech Culture». Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2025;(1(94)):133-142. (In Russ.) https://doi.org/10.69571/SSPU.2025.94.1.014

Просмотров: 24


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-7626 (Print)