Preview

Вестник Сургутского государственного педагогического университета

Расширенный поиск

Интеграция цифровых инструментов в проектно-исследовательскую деятельность школьников

https://doi.org/10.69571/SSPU.2025.94.1.013

Аннотация

В статье обосновывается целесообразность интеграции цифровых инструментов в проектную деятельность школьников, их потенциала, позволяющего школьникам не только выполнять проекты, но и рефлексировать над процессом работы, анализировать свои действия. Цифровые инструменты стимулируют развитие саморегуляции, критического мышления и самооценки — метакогнитивных навыков. Цель представленного исследования — выявление динамики исследовательских умений школьников, использующих цифровые инструменты. Данное исследование было проведено в два этапа. На первом этапе реализована апробация модели процесса развития исследовательских умений учащихся в рамках метапроекта по сохранению культуры коренных народов Омской области, уточнен комплекс исследовательских умений, формируемых в ходе проектно-исследовательской деятельности. Определены цифровые инструменты для интеграции их на разных этапах проектной деятельности, предложены традиционные и дополнительные виды деятельности школьников. На втором этапе выявлена позитивная динамика развития исследовательских умений школьников, использующих цифровые инструменты в проектной деятельности. Наибольшая динамика проявилась в навыках планирования и критической оценки информации, что связано с более активным и гибким использованием интернет-ресурсов и когнитивных стратегий. Уточнено, что важным фактором стимулирования активности и саморегуляции когнитивной деятельности школьников выступил самостоятельный поиск информации в интернете, который позволил сформировать новый опыт поведения. Дальнейшие исследования могут быть направлены на более глубокий анализ влияния различных типов цифровых инструментов на изменения когнитивных процессов, на разработку методик, оптимизирующих использование интернет- ресурсов в образовательном процессе.

Об авторах

В. Е. Михайлова
АНПОО «Многопрофильная академия непрерывного образования»
Россия

Михайлова Валерия Евгеньевна — кандидат педагогических наук, начальник отдела научно- методического сопровождения



В. И. Гам
АНПОО «Многопрофильная академия непрерывного образования»
Россия

Гам Владимир Иванович — доктор педагогических наук, профессор, ректор



Список литературы

1. Алябушева Г. В. Развитие познавательных интересов младших школьников в проектной деятельности: Дис. … канд. пед. наук. М., 2011. 183 с.

2. Белова Т. Г. Исследовательская и проектная деятельность учащихся в современном образовании // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 76–2. С. 30–35. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=11780285 (дата обращения: 29.11.2024).

3. Гам В. И. Ценностно-смысловой подход как инструмент формирования личности школьника // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2024. Т. 5. № 4. С. 107–112. URL: https://doi.org/10.54158/27132838_2024_5_4_107 (дата обращения: 29.11.2024).

4. Ерзин А. И. Проблема проактивности в психологии здоровья // Психолог. 2014. № 1. С. 94–124. https://doi.org/10.7256/2306–0425.2014.1.11536 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=11536 (дата обращения: 29.11.2024).

5. Ивашедкина О. А. Методика проектно-исследовательской деятельности школьников в образовательной практике учителя естествознания: Дис. …канд. пед. наук. СПб., 2016. 193 с.

6. Козленкова Е. Н., Волкова А. Н. Использование современных цифровых технологий в проектно-исследовательской деятельности обучающихся // Вестник РМАТ. 2021. № 4. С. 66–71.

7. Коростелева Н. А. Особенности учебной мотивации детей младшего школьного возраста // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2023. Т. 4. № 2. С. 52–68. URL: https://doi.org/10.54158/27132838_2023_4_2_52 (дата обращения: 29.11.2024).

8. Корякина С. Р., Миронова Т. И., Смирнова Е. Е. Методика оценки уровня исследовательской компетентности школьников // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28. № 2. С. 38–44. URL: https://doi.org/10.34216/2073–1426–2022–28–2–38–44 (дата обращения: 29.11.2024).

9. Микляева А. Стратегии онлайн-поиска информации как предмет психологического исследования: теоретическая модель 23 ноября 2021 // Цифровая трансформация школы. URL: https://rffi.1sept.ru/article/424?ysclid=m2q0jkedt5256872175 (дата обращения: 29.11.2024).

10. Минжулина А. В., Обухов А. С. Цифровые инструменты для организации и сопровождения исследовательской и проектной деятельности учащихся в старшей школе // Исследователь. 2022. № 3–4 (39–40). С. 25–46. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-instrumenty-dlya-organizatsii-i-soprovozhdeniya-issledovatelskoy-i-proektnoy-deyatelnosti-uchaschihsya-v-starshey-shkole/viewer (дата обращения: 29.11.2024).

11. Михайлова В. Е., Парц О. С. Межличностная онлайн— и оффлайн-коммуникация как фактор повышения образовательной мотивации // Интеграция образования. 2023. Т. 27. № 3. С. 425– 446. URL: https://doi.org/10.15507/1991–9468.112.027.202303.425–446 (дата обращения: 29.11.2024).

12. Bromme R., Pieschl S., Stahl E. Epistemological beliefs are standards for adaptive learning: a functional theory about epistemological beliefs and metacognition // Metacognition and learning. 2010. Vol. 5. No. 1. Pp. 7–26. https://doi.org/10.1007/s11409–009–9053–5 (дата обращения: 29.11.2024).

13. Crescenzi A. Metacognitive knowledge and metacognitive regulation in time-constrained in information search // Search as Learning. 2016. URL: http://ceur-ws.org/Vol-1647/SAL2016_paper_5.pdf (дата обращения: 29.11.2024).

14. Terron-Lopez M. J., Garcia-Garcia M. J., Velasco-Quintana P. J., Ocampo J., Vigil Montano M. R., Gaya-Lopez M. C. Implementation of a project-based engineering school: Increasing student motivation // European Journal of Engineering Education. 2017. Vol. 42. No. 6. Pp. 618–631. URL: https://doi.org/10.1080/03043797.2016.1209462 (дата обращения: 29.11.2024).


Рецензия

Для цитирования:


Михайлова В.Е., Гам В.И. Интеграция цифровых инструментов в проектно-исследовательскую деятельность школьников. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2025;(1(94)):124-132. https://doi.org/10.69571/SSPU.2025.94.1.013

For citation:


Mikhailova V.E., Gam V.I. Integration of digital tools into design and research activities of schoolchildren. Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2025;(1(94)):124-132. (In Russ.) https://doi.org/10.69571/SSPU.2025.94.1.013

Просмотров: 36


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-7626 (Print)