Освоение правовых компонентов содержания социально-коммуникативной компетенции архитектора
https://doi.org/10.69571/SSPU.2025.94.1.007
Аннотация
Исследователи архитектуры выделяют уникальность и узнаваемость городской среды как факторы ее устойчивого развития. И это указывает на важность создания оригинальных объектов архитектуры, недопустимость заимствования чужих идей при проектировании, важность умения находить аргументы в защиту оригинальности своего проекта, отстаивать права на результаты своей деятельности и соблюдать права на интеллектуальную собственность в архитектуре. При этом мнение архитекторов и общества об оригинальности не всегда совпадают.
Материалами исследования служит опыт проведения деловой игры «Близнецы и клоны», разработанной и апробированной на Международном архитектурном конгрессе осенью 2024 года. В игре участвовали студенты старших курсов пяти архитектурных школ Москвы. Соревнование происходило между парами команд, которые выступали с докладами. Дискуссии использовали метод провокации: командам студентов предлагалось доказывать противоположные точки зрения: оригинальность или идентичность пар (триад) архитектурных объектов. Оценивание результатов осуществлялось при помощи письменного анкетирования студентов и экспертной оценки членов жюри.
Результаты анкетирования показали, что более двух третей участников в результате участия в деловой игре «Близнецы и клоны» приобрели опыт публичной зашиты произведений архитектуры и достигли среднего уровня социально-регулятивных умений архитектора. Показатели у них в среднем на 15–17% лучше, чем у контрольной группы студентов.
Была предложена и апробирована методика написания сценариев для проблемных ситуаций в архитектуре, моделирующих социальные конфликты правового характера в архитектуре и формирующая социально-регулятивные умения будущего архитектора.
Об авторе
И. В. ТопчийРоссия
Топчий Ирина Владимировна — кандидат архитектуры, директор подготовительных курсов
Список литературы
1. Беляева А. В., Янова М. Г. К определению понятия «командная работа» (на основе опыта медицинского вуза) // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2022. N4 (79). C. 24–31.
2. Габеева К. А., Сериков В. В. Формирование опыта вербального самовыражения у обучающихся средствами иноязычного монолога// Вестник Воронежского государственного университета. Серия: проблемы высшего образования. 2020. N 4. C.36–40.
3. Дохоян А. М. Реализация практико-ориентированного подхода в вузе в соответствии с ФГОС ВО// Вестник Армавирского государственного педагогического университета. 2018. N 2. Т. 1. С. 5–14.
4. Елкина И. М. О роли и формах самооценки студентов при оценке результатов обучения// Ценности и смыслы. 2012. N 6(22). С. 122–134
5. Засухина И. Б. Формирование профессионально-личностных мотивов изучения иностранного языка у студентов технического колледжа. Дисс. канд. пед. наук. М., 2021, 158 с., с. 63–64
6. Ковалева Н. Б. Сюжетно-деятельностные технологии в медиаобразовании: Монография. М., МПГУ. 2015. 204 с. С. 61–83.
7. Кожевникова И. Д. Применение методов практико-ориентированного обучения иностранному языку при формировании готовности к профессиональному общению у будущих специалистов транспортной отрасли// Colloquium-journal. 2019. N19 (43). С. 99–101.
8. Коротич А. В. Архитектурные «близнецы»: проблема охраны авторских прав на произведения архитектуры // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2010. N3. С. 46–50.
9. Портнова Т. Ю. Провокация как педагогический прием для развития навыков критического мышления на занятиях по иностранному языку в техническом вузе // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2024. N 1. C. 195–205. URL: https://journals.rcsi.science/2312–1327/article/view/254506 (дата обращения 04.02.2025)
10. Топчий И. В. Сценарное проектирование правовых ситуаций в архитектурной деятельности// Образование. Наука. Научные кадры. 2024. N 3. C. 299–308.
11. Топчий И. В. Типология ситуации формирования социально-коммуникативной компетенции архитектора // Казанский педагогический журнал. 2023. N3. С. 108–117.
12. Турлакова О. Е. Умения внутрикомандного взаимодействия студентов в проектной деятельности // Ценности и смыслы. 2022. N 6 (82). С. 152–167
13. Тычинина Е. И. Формирование компетентности внутрикомандного взаимодействия у бакалавров экономического профиля. Дисс. канд. пед. наук. М., 2021, 175 с., с. 75
14. Kadam Dipali, Pusawale Swati. Task Based Approach: An Approach to Develop Writing Skills In English of Engineering Students Leads to Effective Communication Skills// Journal of Engineering Education Transformations. 2023. N 37. Pp. 62–69.
15. Sroufe R., Clauss B. University Campuses: Living laboratories for transformational programs // Breakthroughs in Sustainable Business Education. Routledge. 2025. Pp. 90–107.
Рецензия
Для цитирования:
Топчий И.В. Освоение правовых компонентов содержания социально-коммуникативной компетенции архитектора. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2025;(1(94)):67-78. https://doi.org/10.69571/SSPU.2025.94.1.007
For citation:
Topchiy I.V. Mastering the legal components of the content of the architect’s social and communicative competence. Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2025;(1(94)):67-78. (In Russ.) https://doi.org/10.69571/SSPU.2025.94.1.007