Preview

Вестник Сургутского государственного педагогического университета

Расширенный поиск
№ 2(95) (2025)
Скачать выпуск PDF

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

9-17 44
Аннотация

Современная система высшего образования рассматривает внеучебную деятельность студентов не только как инструмент социализации, но и как важный фактор формирования личности, профессиональных компетенций и гражданской ответственности. Внеучебная деятельность студентов представляет собой сложный социальный феномен, в котором пересекаются вопросы образования, социализации, досуга и воспитания. Её анализ через призму социологических отраслей позволяет глубже понять механизмы влияния на личностное развитие и общественные процессы. Опираясь на современные отрасли социологии, данное исследование стремится показать, что внеучебная деятельность — это не просто дополнение к образовательному процессу, а важный элемент социального взаимодействия, формирующий студенческую молодежь как активных участников общества. Так как, традиционно внеучебная деятельность рассматривается в контексте социологии образования, более комплексный подход позволит раскрыть другие важные аспекты данного понятия.

18-30 39
Аннотация

Профессиональное самоопределение школьников — это процесс, направленный на выявление собственных интересов, способностей и целей в выборе будущей профессиональной деятельности. Школьное образование предполагает создание определенных условий для того, чтобы этот выбор был сделан. На настоящий момент со стороны государства выдвигаются определенные требования к общеобразовательным организациям в вопросах организации профориентационной работы. Целью данной статьи является оценка эффективности профессионального выбора школьников руководящими работниками общеобразовательных организаций Свердловской области. 
В проведенном исследовании эмпирическим методом выступал анкетный опрос. В исследовании приняли участие 886 руководящих работников общеобразовательных организаций из всех муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области. 
По результатам исследования, руководящие работники дали высокую оценку необходимости и важности процесса профессионального самоопределения школьников, отмечая его значимость для успешной карьеры и личностного развития. В школах Свердловской области проводятся различного рода профориентационные мероприятия, помогающие ученикам сделать правильный профессиональный выбор. Анализируя эффективность профессионального самоопределения школьников, руководители ОО отдают предпочтение формальным характеристикам (поступил / не поступил, в вуз / колледж / техникум), нежели более глубокому анализу, включающему эффективность профилизации или качество профориентационной работы. Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о важности проведения профориентационных мероприятий в школах, анализа результатов профессионального самоопределения учащихся и необходимости дальнейших усилий для повышения эффективности данного процесса.

31-41 20
Аннотация

Трансформация коммуникативных процессов связана, в первую очередь, с все большим влиянием информационных технологий в образовательной среде. Не только вуз переходит на онлайн-платформы коммуницирования, но и абитуриенты определяют стиль коммуникации. Современные абитуриенты — это молодежь поколения «Z», которые родились и выросли в устоявшейся системе онлайн-коммуницирования. Онлайн-коммуникация имеет свои ограничения и особенности, в том числе, анонимность и неконтролируемость потоков сообщений из разных каналов коммуникации. 
Целью исследования является изучение самостоятельности и несамостоятельности, вовлеченности (активности/пассивности) абитуриентов в коммуникационный процесс с вузом. 
Представлены результаты анализа коммуникационного процесса между вузом и абитуриентами на основе проведенных опросов абитуриентов нижегородских вузов летом 2023 г. и летом 2024 г. 
Предложена типология коммуникативных стратегий абитуриентов на основе предпочитаемого способа коммуникации с вузом и влияния других субъектов (родителей, учителей, школьных товарищей и друзей) или факторов на этот процесс. Данные показатели определяют стратегию абитуриентов, направленную на самостоятельную коммуникацию с представителями вуза без участия других заинтересованных сторон и несамостоятельную коммуникацию с участием ближайшего социального окружения абитуриента; а также выбор между пассивной коммуникацией с вузом (просмотр информации о вузе на сайте и в социальных сетях) или активной (встречи с сотрудниками вуза, посещение мероприятий вуза). Дана оценка самостоятельности абитуриентов в коммуникационном процессе с вузом и социально-демографические, поведенческие характеристики «самостоятельных» и «несамостоятельных» абитуриентов.

42-53 28
Аннотация

Содержание статьи отражает значимость профориентационной деятельности в условиях инклюзивной школы. Во введении авторы обозначают ключевые направления реализации медиапрактик, актуальных для успешной социализации современных детей, включая детей с особыми возможностями здоровья (далее — ОВЗ). Цель исследования состоит в определении социальных и профессиональных факторов, влияющих на готовность как педагогов к этой деятельности, так и определяющих возможности самих обучающихся успешно осуществлять свой профессиональный выбор благодаря потенциалу современного медиапространства. Использовались методы сбора первичной социальной информации, метод анализа и систематизации данных. Результаты исследования выявили имеющийся опыт в реализации профориентационной деятельности педагогов и представления о нем родителей. Научная новизна состоит в репрезентации данных социологического исследования, а также в описании потенциала медиапрактик в работе с детьми с ОВЗ.

54-62 18
Аннотация

В статье на основе результатов социологического опроса в 2023 г. среди педагогов дошкольного образования, задействованных в реализации пилотного образовательного проекта в Югре «Стойбищная школа -сад», рассматриваются вопросы своевременности и перспективы. Впервые в автономном округе дистанционный формат в области образования представителей из числа коренных малочисленных народов Севера осуществляется с поддержкой цифровых технологий и обусловлен продолжением реализованного в 2019 г. проекта «IT-стойбище». Описана организация стойбищного проекта как новой формы дистанционного образования для детей дошкольного возраста, проживающих на территориях традиционного природопользования. 
Объем выборки составил 11 респондентов. Систематизация и обработка социологического инструментария проведены на отечественной программной платформе «Vortex». 
В совокупности мнений педагогов отмечается социальная эффективность проекта и выясняется степень его важности на сегодня для решения вопросов предшкольной адаптации детей из семей оленеводов-промысловиков. 
Актуальность темы исследования обусловлена распространением образовательного проекта как пример положительной практики в системе дошкольного образования, востребованностью среди семей представителей из числа коренных малочисленных народов Севера, проживающих с детьми на родовых угодьях, а также недостаточностью эмпирических знаний о проекте.

63-70 27
Аннотация

В статье рассмотрены понятия «качество» в целом, «качество образования» и его нормативная составляющая; основные подходы и социологические теории качества образования (профессионального образования), его показатели и критерии; характерные черты качества педагогического образования. Определены ключевые критерии и показатели непосредственно качества непрерывного педагогического образования.

71-81 20
Аннотация

Формирование партнерских отношений между учебными заведениями и предприятиями для повышения качества подготовки специалистов приобретают особую актуальность в ситуации дефицита кадров на российском рынке труда. В статье рассматривается роль отраслевых и территориальных кластеров в налаживании взаимодействия работодателя с учреждениями среднего профессионального образования. 
Цель статьи: выявить организационный потенциал кластерного подхода во взаимодействии работодателя с образовательной организацией при подготовке рабочих кадров. 
Методология исследования базируется на кластерном подходе, позволяющем выявлять эффективные механизмы взаимодействия участников образовательного процесса. Эмпирической базой исследования стали статистические данные, связанные с реализацией федерального проекта «Профессионалитет»; анализ результатов фокус группы, среди участников кластера «Строительство» Свердловской области. 
Представлена динамика создания образовательно-производственных кластеров в регионах России. Анализ результатов фокус групп позволил выявить эффективные формы взаимодействия образовательной организации с работодателями, представить экспертную оценку качества подготовки выпускников. Научной новизной обладает экспертный анализ внутриорганизационных проблем функционирования кластера «Строительство», представленный со стороны базовых предприятий строительного сектора региона, образовательного сообщества, ассоциаций строителей и министерства строительства Свердловской области. Сформулированные рекомендации позволят совершенствовать взаимодействие образования и реального сектора экономики для решения важной государственной задачи подготовки высококвалифицированных рабочих кадров.

СОЦИОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБЩНОСТЕЙ

82-92 24
Аннотация

В статье рассматриваются теоретические основания анализа ценностной составляющей потенциала развития государственных служащих МВД России и результаты эмпирического исследования оценок служащими ГУ МВД по Свердловской области ценностной составляющей потенциала развития. Проведен анализ трактовок потенциала развития государственных служащих органов внутренних дел и их профессиональных ценностей, дана типология ценностей, на основании которой разработан инструментарий эмпирического исследования. В статье представлены результаты авторского эмпирического исследования, цель которого — анализ мнений и оценок служащими ГУ МВД по Свердловской области ценностного аспекта потенциала развития служащих органов внутренних дел.

93-98 21
Аннотация

В статье описывается экспериментальное исследование мотивационной структуры научно-педагогических работников Сургутского государственного педагогического университета на основе теста Ф. Герцберга. Проведен сравнительный анализ мотивационной структуры научно-педагогических работников трех возрастных категорий. Представлен результат экспериментального исследования, выделены ключевые компоненты мотивационной структуры научно-педагогических работников в зависимости от принадлежности к возрастной когорте.

99-106 15
Аннотация

Рассматривается проблема профессиональной устойчивости спортсменов высших достижений через призму концепции здоровьесбережения, вызывающая интерес в большей степени у специалистов в области медицинских исследований сферы спорта, что подтолкнуло автора к социологическому анализу проблемы сохранности здоровья спортсменов высших достижений. С опорой на теоретические подходы изучения здоровья М. Лалонда и Н.А. Лебедевой-Несевря было осуществлено социологическое исследование «Профессиональное долголетие спортсменов высших достижений» с применением анкетного опроса спортсменов (n=400 чел.; выборка осуществлена методом «снежного кома») на кафедре общей социологии и социальной работы ННГУ им. Н.И. Лобачевского в 20232024 гг. с целью оценки здоровьесбережения как фактора профессиональной устойчивости спортсменов высших достижений. В итоге были выявлены: рискогенность спортивной деятельности, состояние здоровья спортсменов, типология распространенных заболеваний, проблемы реализации концепции здоровьесбережения спортсменов в РФ, наиболее востребованные специалисты в процессе функционирования спортсмена в субполе спорта высших достижений, так и за его пределами. На основе личного практического опыта спортсменов делается заключение о том, что здоровье является самым дефицитным ресурсом в процессе реализации в субполе спорта высших достижений в связи с высоким уровнем травматизма, наличием хронических заболеваний, инвалидизацией. В постспортивный этап встречаемость с болезнями, вызванными трудовой деятельностью в спорте высших достижений, не снижается, что актуализирует проблему востребованности медико-социального сопровождения действующих спортсменов, а также завершивших спортивную карьеру. Повышение уровня эффективности реабилитационных услуг для спортсменов, еще только восходящих на Олимп славы (кандидатов в мастера спорта), имеет важное значения для сохранения целостности профессиональной общности спортсменов высокого уровня достижений, что отражает новизну исследования.

107-115 55
Аннотация

Актуальность тематики обусловлена смещением роли преподавателя высшей школы в условиях цифрового общества. Авторы предлагают собственный кейс решения проблемы цифровой трансформации педагогических компетенций в условиях новых потребностей поколений и «иной дидактике», а также роста нагрузки на преподавателей вузов. Цель статьи — апробировать технологию развития цифровых педагогических компетенций преподавателей вузов (на примере кейса УрФУ). Теоретическая база исследования представлена широким охватом концепций (от теорий классиков до конструктивизма, смешанного обучения, и хьютагогики), подкрепленных ссылками на соответствующие источники. Проведенный анализ позволил обосновать необходимость смены технологии преподавания и роли преподавателя как носителя цифровых и педагогических компетенций и партнера, обладающего социально-значимыми для нового контингента качествами. 
Практическая значимость заключается в предложенной методике обучения преподавателя высшей школы по актуальной дидактической модели. Методика встроена в технологию развития цифровых педагогических компетенций. По мнению авторов, данная технология должна основываться на таких этапах, как фиксация текущего уровня освоения педагогической теории и практики по широте и глубине, а также фактической потребности по направлениям цифровых педагогических компетенций; разработка и утверждение программы ДПО исходя из полученных в ходе эмпирического исследования результатов; оценка результатов обучения у целевой аудитории до и после прохождения обучения. 
Эмпирическую часть исследования представляют результаты замера цифровых и педагогических компетенций молодых преподавателей через интервью и анкетирование. Результаты первой части эмпирического исследования легли в основу, разработанной методом обратного дизайна, программы повышения квалификации «Профессиональное мастерство преподавателя университета: современные подходы и практики». Цель которой — интеграция предметных знаний с цифровыми и дидактическими инструментами через использование инновационных методов обучения. Сравнительный анализ данных входного и итогового опросов выявил значительный прогресс в развитии цифровых педагогических компетенций слушателей программы. 
Статья вносит вклад в вопросы методологии и практики в области новой «цифровой дидактики» в динамично развивающихся информационно-образовательных средах. 

116-124 20
Аннотация

Современное медиапространство как УрФО, так и в целом Российской Федерации изменилось к настоящему времени кардинальным образом. Цифровизация СМИ породила множество вызовов, на которые акторам медиапространства следует реагировать. Изменился социальный запрос к медиа, изменились условия работы профессионального журналиста, инструменты, с помощью которых добывается, обрабатывается и распространяется информация. 
В этой связи цель статьи — выделение ключевых проблем практической журналистской деятельности с точки зрения акторов медиапространства, профессионалов. 
Эмпирические данные, полученные в результате анкетирования, подтверждают, что респонденты не видят конкуренции со стороны «гражданских» журналистов, уделяют недостаточно внимания угрозам цифровизации СМИ и специфике работы в конвергентной редакции, не владеют критериями оценки комьюнити-журналистики, стремятся работать в традиционной парадигме. Полученные данные и сделанные на их основе выводы могут оказаться полезными для акторов медиапространства, исследователей и медиапедагогов, работающих над формированием целостной медиаличности.

СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ

125-135 18
Аннотация

Жизненный старт — понятие, которое обозначает период ранней молодости (от 15 — до 18-20 лет), когда формируется тот необходимый потенциал, обеспечивающий интеграцию в социальную структуру. Включает в себя заимствованные от старшего поколения культурные традиции, а также материальные условия, призванные воспроизводиться в процессе дальнейшего социального бытия и обогатиться за счет личностных новаций. В статье в качестве примера анализируется феномен зарождения и становления древнегреческой цивилизации и внимание уделяется факторам, повлиявшим на уникальность жизненного старта молодежи. Рассматривается социальная стратификация общества в концепции Платона, где выделяются три основных сословия. Анализируется роль воспитания в формировании идеального гражданина и его соответствие программным требованиям своего сословию. Появляется новая система методов воспитания, которые в значительной степени изменили общественный склад общества. Определяются факторы, влияющие на успешность жизненного старта в процессе самореализации. Для определения роли жизненного старта в процессе самореализации личности вводится понятие «жизненный капитал». Исследуется комплексное влияние возрастных, социальных и психологических аспектов на формирование стартовой позиции современной молодежи в социальной системе общества. Рассматривается роль осознания собственных интересов в формировании жизненного капитала и принятии жизненно важных решений. Особое внимание уделяется базовым компонентам жизненного капитала, включающим образование, здоровье, профессиональные навыки и социальные связи. В работе анализируется взаимосвязь между качеством жизненного капитала и успешностью последующей самореализации личности. В конце статьи рассматривается механизм накопления и трансформации различных элементов жизненного капитала в условиях современного общества. Определяется роль раннего периода жизни в формировании фундаментального базиса для дальнейшего развития и самореализации личности.

136-141 24
Аннотация

Сегодня нельзя рассматривать трудовую занятость студентов только как негативное явление, мешающее обучению, и закрывать на это глаза, необходимо совместными усилиями решать данную проблему. Актуальность проблемы напрямую связана с социально-экономическим развитием современной России. В стране наблюдаются кризисные явления, которые характеризуются снижением уровня жизни большинства населения. В результате чего студенты вынуждены обращаться к дополнительным заработкам в условиях крайне низкого размера стипендий, снижения количества бюджетных мест и распространения платного образования. В виду этого авторы провели социологический опрос среди студентов, с целью установить количество работающих студентов и мотивы их трудоустройства. В результате было выявлено, что многие студенты стремятся совмещать обучение и работу, для того чтобы самостоятельно покрывать свои личные потребности, а также оплачивать расходы на образование. Авторы статьи констатируют, что в силу быстро растущей инфляции, ужесточения требований рынка труда категория «работающий студент», станет постоянной для российских вузов, а значит, будет требовать особого внимания и решения данного вопроса.

ОТРАСЛЕВЫЕ СОЦИОЛОГИИ

142-150 18
Аннотация

Кинематограф — один из самых доступных видов искусств; он отражает события каждодневной жизни россиян. По этой причине автору статьи показалось не только интересным, но и важным посмотреть, каким образом современный отечественный кинематограф способен оказывать воздействие на общество страны. Цель исследования — изучение кинематографа как канала построения национальной идентичности (с позиции экспертов в вопросах кино и национальной политики). Автором статьи был проведен экспертный опрос (n=9), который позволил выявить представления работников кинематографа и специалистов по вопросам реализации национальной политики о состоянии современной киноиндустрии РФ, необходимости увеличения фильмов о жизни обычных россиян, о народах, провинциальных городах и культуре страны.

151-162 36
Аннотация

В условиях демографического кризиса улучшение ситуации с рождаемостью требует комплексного подхода, направленного на стимуляцию родительства. Для эффективного воздействия пронаталистских мер необходимо точечное воздействие на целевые группы, поэтому целью нашего исследования является классификация установок на (без)детный образ жизни. В рамках данной цели авторами проведено качественное полуструктурированное интервью с 36 бездетными респондентами в возрасте от 20 до 49 лет. Данные опроса позволили классифицировать основные установки на деторождение и причины данных установок. Классификация, предложенная в статье, поможет разработать эффективные программы, ориентированные на изменение репродуктивного поведения, учитывающих потребности индивидов и семейных пар. Это, в свою очередь, поможет создать более эффективные инструменты для повышения рождаемости и воспитания детей.
Важным аспектом оценки эффективности государственных мер по повышению рождаемости является учет не только статистических данных о количестве новорожденных, но и проблем вынужденной бездетности. Именно эта категория заслуживает особого внимания со стороны общества и государства, так как многие индивиды и пары сталкиваются с трудностями, не зависящими от их желания. В данной статье сделан акцент на вынужденно бездетной категории как объекта государственной пронаталистской политики.

163-171 25
Аннотация

В статье рассматривается воздействие технологий искусственного интеллекта, внедряемых в производственные и управленческие процессы современных организаций, на активизацию социальной эксклюзии. На основе анализа результатов отечественных и зарубежных исследований выявляются и характеризуются ключевые направления данного воздействия: фактическое вытеснение индивидов из системы трудовых отношений (замещение сотрудников, обусловливающее технологическую безработицу, и масштабирование практик дискриминации в процессе найма на основе решений искусственного интеллекта), а также создание множественных предпосылок для подобного вытеснения (негативные психологические последствия регулярного взаимодействия с новыми технологиями в ущерб социальным взаимодействиям, развитие отчуждения труда в контексте инволюции профессий и неэффективные кадровые решения). 
Проводится сравнительный анализ трансформаций на российском и зарубежных рынках труда в свете внедрения искусственного интеллекта, отношения к данным трансформациям среди представителей ИИ-индустрии и общества в целом. Делается вывод об основополагающей роли государства в сокращении рисков социальной эксклюзии в условиях ожидаемой «тотальной алгоритмизации».



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-7626 (Print)