Preview

Вестник Сургутского государственного педагогического университета

Расширенный поиск

Самостоятельность абитуриентов в процессе коммуникации с вузом

https://doi.org/10.69571/SSPU.2025.95.2.003

Аннотация

Трансформация коммуникативных процессов связана, в первую очередь, с все большим влиянием информационных технологий в образовательной среде. Не только вуз переходит на онлайн-платформы коммуницирования, но и абитуриенты определяют стиль коммуникации. Современные абитуриенты — это молодежь поколения «Z», которые родились и выросли в устоявшейся системе онлайн-коммуницирования. Онлайн-коммуникация имеет свои ограничения и особенности, в том числе, анонимность и неконтролируемость потоков сообщений из разных каналов коммуникации. 
Целью исследования является изучение самостоятельности и несамостоятельности, вовлеченности (активности/пассивности) абитуриентов в коммуникационный процесс с вузом. 
Представлены результаты анализа коммуникационного процесса между вузом и абитуриентами на основе проведенных опросов абитуриентов нижегородских вузов летом 2023 г. и летом 2024 г. 
Предложена типология коммуникативных стратегий абитуриентов на основе предпочитаемого способа коммуникации с вузом и влияния других субъектов (родителей, учителей, школьных товарищей и друзей) или факторов на этот процесс. Данные показатели определяют стратегию абитуриентов, направленную на самостоятельную коммуникацию с представителями вуза без участия других заинтересованных сторон и несамостоятельную коммуникацию с участием ближайшего социального окружения абитуриента; а также выбор между пассивной коммуникацией с вузом (просмотр информации о вузе на сайте и в социальных сетях) или активной (встречи с сотрудниками вуза, посещение мероприятий вуза). Дана оценка самостоятельности абитуриентов в коммуникационном процессе с вузом и социально-демографические, поведенческие характеристики «самостоятельных» и «несамостоятельных» абитуриентов.

Об авторе

А.  И. Рыхтик
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского» ; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный архитектурно- строительный университет»
Россия

Рыхтик Анастасия Игоревна — аспирант кафедры общей социологии и социальной работы; заместитель руководителя центра профориентации и маркетинга в образовательной деятельности



Список литературы

1. Авралев Н. В., Ефимова И. Н. Государственная политика повышения конкурентоспособности российского образования как формат социально- политической прогностики. Власть в XXI веке. Социокультурные аспекты политических процессов. Монография. Нижний Новгород, 2020. 330 с.

2. Гидденс Э. Последствия современности / Пер. с англ. Г. К. Ольховикова, Д. А. Кибальчича. М.: Праксис, 2011. 352 с.

3. Зиммель Г. Избранное. Том 2. Созерцание жизни / отв. ред. Л. Т. Мильская. М.: Юрист, 1996. 607 с.

4. Ивченков С. Г., Шахматова Н. В. Специфика коммуникативных практик саратовской молодежи в социальном и виртуальном пространстве // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2023. Т. 23, вып. 2. С. 124–137.

5. Константиновский Д. Л. В поисках источников образовательного неравенства // Социологическая наука и социальная практика. 2021. Т. 9. № 4(36). С. 98–111.

6. Константиновский Д. Л., Кузнецов И. С. Категория доверия в исследовании выбора вуза // Социологический журнал. 2020. Т. 26. № 2. С. 82–101.

7. Львова Е. Н., Львова П. П. Влияние детскородительских отношений на профессиональное самоопределение старшеклассников при выборе обучения естественнонаучным специальностям // Социально- гуманитарные знания. 2024. № 5. С. 91–93.

8. Морозова И. А., Шевченко С. А., Кузьмина Е. В. Абитуриент вуза как представитель поколения Z: личностные качества и ценностные ориентиры // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2023. Т. 42, № 1. С. 90–104.

9. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 27.11.2024 № 821 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2024 № 80379) / Официальный интернет- портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202411290031 (дата обращения: 10.01.2025).

10. Приказ Минобрнауки России от 21.08.2020 № 1076 (ред. от 10.02.2023) «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.09.2020 N 59805) / Интернет- портал «Консультант плюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_362209/ (дата обращения: 11.01.2025).

11. Романенко К. Р., Макарьева А. Ю. Стадитьюб: образовательные блогеры в экосистеме высшего образования // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 4. С. 156–168.

12. Социальные сети и мессенджеры: вовлеченность и предпочтения / Интернет- портал «ВЦИОМ НОВОСТИ». URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/socialnye-seti-i-messendzheryvovlechennost-i-predpochtenija?ysclid=m5p9ogja4u69982842 (дата обращения: 22.01.2025).

13. Фомина М. В., Масловская С. В., Михайлова Е. А. Особенности онлайн коммуникации в системе высшего образования: этические аспекты // Вестник Оренбургского государственного университета. 2023. № 1(237). С. 51–55.

14. Чередниченко Г. А. Переход «Школа- Вуз»: человеческий капитал vs социальное неравенство // Власть. 2022. Т. 30. № 5. С. 133–144.

15. Эбзеева Ю. Н. Рейтинг университета как элемент аттрактивности для потенциальных абитуриентов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2023. Т. 23, вып.1. С. 33–38.


Рецензия

Для цитирования:


Рыхтик А.И. Самостоятельность абитуриентов в процессе коммуникации с вузом. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2025;(2(95)):31-41. https://doi.org/10.69571/SSPU.2025.95.2.003

For citation:


Rykhtik A.I. Independence of Applicants in the Process of Communication with the University. Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2025;(2(95)):31-41. (In Russ.) https://doi.org/10.69571/SSPU.2025.95.2.003

Просмотров: 20


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-7626 (Print)