Жизненный старт как фактор самореализации современной молодежи
https://doi.org/10.69571/SSPU.2025.95.2.013
Аннотация
Жизненный старт — понятие, которое обозначает период ранней молодости (от 15 — до 18-20 лет), когда формируется тот необходимый потенциал, обеспечивающий интеграцию в социальную структуру. Включает в себя заимствованные от старшего поколения культурные традиции, а также материальные условия, призванные воспроизводиться в процессе дальнейшего социального бытия и обогатиться за счет личностных новаций. В статье в качестве примера анализируется феномен зарождения и становления древнегреческой цивилизации и внимание уделяется факторам, повлиявшим на уникальность жизненного старта молодежи. Рассматривается социальная стратификация общества в концепции Платона, где выделяются три основных сословия. Анализируется роль воспитания в формировании идеального гражданина и его соответствие программным требованиям своего сословию. Появляется новая система методов воспитания, которые в значительной степени изменили общественный склад общества. Определяются факторы, влияющие на успешность жизненного старта в процессе самореализации. Для определения роли жизненного старта в процессе самореализации личности вводится понятие «жизненный капитал». Исследуется комплексное влияние возрастных, социальных и психологических аспектов на формирование стартовой позиции современной молодежи в социальной системе общества. Рассматривается роль осознания собственных интересов в формировании жизненного капитала и принятии жизненно важных решений. Особое внимание уделяется базовым компонентам жизненного капитала, включающим образование, здоровье, профессиональные навыки и социальные связи. В работе анализируется взаимосвязь между качеством жизненного капитала и успешностью последующей самореализации личности. В конце статьи рассматривается механизм накопления и трансформации различных элементов жизненного капитала в условиях современного общества. Определяется роль раннего периода жизни в формировании фундаментального базиса для дальнейшего развития и самореализации личности.
Об авторах
Г. Г. ЗейналовРоссия
Зейналов Гусейн Гардаш оглы — доктор философских наук, профессор, профессор кафедры права и философии, факультет истории и права
А. С. Косыгина
Россия
Косыгина Анна Сергеевна — студент 4 курса факультета истории и права
О. Н. Зуйкова
Россия
Зуйкова Оксана Николаевна — студент 4 курса факультета истории и права
Список литературы
1. Аристофан. Облако // Аристофан Комедии; Фрагменты / Пер. Адриана Пиотровского; Изд. подготовил В. Н. Ярхо; Отв. ред. М. Л. Гаспаров. М.: Ладомир, Наука, 2000. С. 146–226.
2. Белько И. В., Карабанова О. В. Исследование понятия «карьера» и особенностей управление карьерой // Вестник МГПУ. Серия: Экономика. 2023. № 2 (36). С. 107–118.
3. Дун Чжун- Шу // Антология мировой философии: В 4 т. / АН СССР, Ин-т философии. М.: Мысль, 1969. Т. 1, Ч. 1: Философия древности и средневековья / Ред.-сост., авт. вступит. ст. В. В. Соколов. 1969. С. 239–249.
4. Зейналов Г. Г., Абдуллаев А. З., Виноградова И. Б., Шулугина Г. А., Елисеев М. А. Общество в поисках безопасной модели межкультурного диалога // Культура и текст. 2024. № 3 (58). С. 171–179.
5. Коровяковский Д. Г. Научные концепции высшего юридического образования в Древней Греции и Римской Империи: Исторический аспект // Образование и право. 2015. № 11/12 (75/76). С. 73–90.
6. Матвейчев О. А. Доступность образования в Древней Греции: от архаики до высокой классики // Современное образование. 2018. № 4. С. 131–139. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=27398 (дата обращения: 26.02.2025)
7. Одегов Ю. Г., Кулапов М. Н., Карасев П. А., Тихонов А. Р. Воспитание талантов: молодежный аспект // Вестник НГУЭУ. 2021. № 4. С. 18–33.
8. Поляков Е. Н., Крюкова Ю. Е. Концепция «идеального» города-государства в трудах Платона (427–347 гг. до н. э.) // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2015. № 3(9). С. 9–23.
9. Платон. Государство. Законы. Политик / Предисл. Е. И. Темнова. М.: Мысль, 1998. 798 с.
10. Руднева Е. Г. Антропологические и педагогические идеи Аристотеля // Гуманитарные науки: теория и методология. 2007. № 3. С. 105–108.
11. Синцова Л. К. Проблемы социального воспитания в философии Платона // Ползуновский Вестник. 2005. № 3. С. 229–236.
12. Сорокин. П. А. Человек. Общество. Цивилизация /Общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Союмонов: Пер. с англ. С. А. Сидоренко. М.: Политиздат, 1992. 543 с.
13. Тихонова Н. Е. Факторы жизненного успеха и социального статуса в сознании россиян // Вестник Института социологии. 2023. № 4. Том 9. С. 12–43.
14. Хамзина Г. Р. Образование и жизненный старт как определяющие факторы социальной мобильности // Интеграция образования. 2005. № 1/2. С. 56–61.
15. Чжан Яньцю. Идеи эстетического воспитания в Древнем и Современном Китае // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2023. № 6. С. 29–35.
16. Чупров В. И. Жизненный старт // Энциклопедия гуманитарных наук. 2005. № 2. С. 177–178.
Рецензия
Для цитирования:
Зейналов Г., Косыгина А.С., Зуйкова О.Н. Жизненный старт как фактор самореализации современной молодежи. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2025;(2(95)):125-135. https://doi.org/10.69571/SSPU.2025.95.2.013
For citation:
Zeynalov H., Kosygina A.S., Zuikova O.N. Life Start as a Factor of Self- Realization of Modern Youth. Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2025;(2(95)):125-135. (In Russ.) https://doi.org/10.69571/SSPU.2025.95.2.013