Современный российский кинематограф как канал построения национальной идентичности россиян (на основе материалов экспертного опроса)
https://doi.org/10.69571/SSPU.2025.95.2.015
Аннотация
Кинематограф — один из самых доступных видов искусств; он отражает события каждодневной жизни россиян. По этой причине автору статьи показалось не только интересным, но и важным посмотреть, каким образом современный отечественный кинематограф способен оказывать воздействие на общество страны. Цель исследования — изучение кинематографа как канала построения национальной идентичности (с позиции экспертов в вопросах кино и национальной политики). Автором статьи был проведен экспертный опрос (n=9), который позволил выявить представления работников кинематографа и специалистов по вопросам реализации национальной политики о состоянии современной киноиндустрии РФ, необходимости увеличения фильмов о жизни обычных россиян, о народах, провинциальных городах и культуре страны.
Об авторе
Д. С. ПавлюченкоРоссия
Павлюченко Денис Сергеевич — аспирант кафедры социологии, социальной работы и управления персоналом
Список литературы
1. «Враг номер один» в символической политике кинематографий СССР и США периода холодной вой ны / под ред. О. В. Рябова. М.: Аспект Пресс, 2023. 400 с.
2. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2001. 288 с.
3. Бек У. Что такое глобализация? Пер. с англ. А. Григорьев, В. Седельник. М.: Прогресс-традиция, 2001. 304 с.
4. Дробижева Л. М., Рыжова С. В. Гражданская и этническая идентичность и образ желаемого государства в России // Полис. Политические исследования. 2015. № 5. С. 9–24.
5. Жабский М. И. Кинематограф — зеркало или молот? / Общ. ред. М. И. Жабского. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2010. 536 с.
6. Жабский М. И. Социология кино. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2020. 512 с.
7. Кочарян В. Якутское кино. Путь самоопределения. М.: Музей современного искусства «Гараж», 2024. 208 с.
8. Кракауэр З. Психологическая история немецкого кино. От Калигари до Гитлера / Под ред. Н. П. Абрамова. М.: Искусство, 1977. 320 с.
9. Павлюченко Д. С. Современные российские кинофильмы о спорте как ресурс формирования национальной идентичности школьников // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2024. № 2 (74). С. 167–172.
10. Поцелуев С. П. Символическая политика: констелляция понятий для подхода к проблеме // Полис. Политические исследования. 1999. № 5. С. 62–75.
11. Приказ Минкультуры России от 15.02.2024 № 277 «Приоритетные темы государственной финансовой поддержки кинопроизводства в 2024 году» // КонсультантПлюс.
12. Рябова Т. Б., Панкратова Е. В. «Cold warriors» глазами современных россиян: рецепция кинообразов маскулинности американских военных периода холодной войны // Женщина в российском обществе. 2019. № 4. С. 29–40.
13. Семененко И. С., Лапкин В. В., Пантин В. И. Идентичность в системе координат мирового развития // Политические исследования. 2010. № 3. с. 40–59.
14. Указ Президента РФ от 15.04.1995 № 785 «О протекционистской политике Российской Федерации в области отечественной кинематографии и мероприятиях в связи со 100-летием мирового и российского кинематографа // КонсультантПлюс.
15. Хобсбаум Э. Изобретение традиций // Вестник Евразии. 2000. № 1. С. 47–62.
16. Smith A. National Identity. London: Penguin Books, 1991. 277 p.
Рецензия
Для цитирования:
Павлюченко Д.С. Современный российский кинематограф как канал построения национальной идентичности россиян (на основе материалов экспертного опроса). Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2025;(2(95)):142-150. https://doi.org/10.69571/SSPU.2025.95.2.015
For citation:
Pavlyuchenko D.S. Modern Russian Cinema as a Channel for Building the National Identity of Russians (Based on Materials from an Expert Survey). Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2025;(2(95)):142-150. (In Russ.) https://doi.org/10.69571/SSPU.2025.95.2.015