Дошкольный образовательный проект «Стойбищная школа-сад»: субъективный взгляд педагогов (по результатам опроса)
https://doi.org/10.69571/SSPU.2025.95.2.005
Аннотация
В статье на основе результатов социологического опроса в 2023 г. среди педагогов дошкольного образования, задействованных в реализации пилотного образовательного проекта в Югре «Стойбищная школа -сад», рассматриваются вопросы своевременности и перспективы. Впервые в автономном округе дистанционный формат в области образования представителей из числа коренных малочисленных народов Севера осуществляется с поддержкой цифровых технологий и обусловлен продолжением реализованного в 2019 г. проекта «IT-стойбище». Описана организация стойбищного проекта как новой формы дистанционного образования для детей дошкольного возраста, проживающих на территориях традиционного природопользования.
Объем выборки составил 11 респондентов. Систематизация и обработка социологического инструментария проведены на отечественной программной платформе «Vortex».
В совокупности мнений педагогов отмечается социальная эффективность проекта и выясняется степень его важности на сегодня для решения вопросов предшкольной адаптации детей из семей оленеводов-промысловиков.
Актуальность темы исследования обусловлена распространением образовательного проекта как пример положительной практики в системе дошкольного образования, востребованностью среди семей представителей из числа коренных малочисленных народов Севера, проживающих с детьми на родовых угодьях, а также недостаточностью эмпирических знаний о проекте.
Об авторе
Н. В. ТкачукРоссия
Ткачук Наталья Витальевна — научный сотрудник отдела этносоциологии
Список литературы
1. Галямов А. А. Актуальность реализации проекта «Стойбищная школа-сад» для детей из числа коренных малочисленных народов Севера (по результатам мониторинга 2022 года) // Социодинамика. 2022. № 12. С. 59–67.
2. Галямов А. А. Предварительные результаты мониторинга пилотного проекта «Стойбищная школа — сад» за 2022 год // Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока: традиции и инновации: Материалы Всероссийской с международным участием научно- практической конференции, Ханты- Мансийск, 20 декабря 2022 года. Тюмень: ФОРМАТ-72, 2023. С. 293–297.
3. IT — стойбище URL: https://depit.admhmao.ru/it-stoybishche/ // Департамент информационных технологий и цифрового развития Ханты- Мансийского автономного округа- Югры (дата обращения: 03.02.2025).
4. Лаптева Г. П. Развитие речи дошкольников на IT — стойбище — «Стойбищная школа-сад» // Кочевье: создание условий для сохранения и развития языков коренных малочисленных народов: Сборник материалов Межрегиональной научно- практической конференции, 20 апреля 2023, Якутск. Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2023. С. 63–66.
5. О внесении изменений в приказ Департамента образования и молодёжной политики Ханты-- Мансийского автономного округа — Югры от 29 мая 2020 года № 798 «О присвоении статуса окружных пилотных площадок образовательным организациям, реализующим проект «Стойбищная школа-сад» // Департамент образования и науки Ханты- Мансийского автономного округа — Югры. URL: https://depobr.admhmao.ru/dokumenty/prik/5844929/ (дата обращения: 26.01.2025).
6. Отчёт о работе по реализации инновационного проекта (программы) «Стойбищная школа-сад «Ньэврэм моньчь «Детcкая сказка» за 2023–2024 учебный год // Департамент образования администрации Сургутского района. URL: https://yandex.ru/search/?text=Аналитическая+информация+об+итогах+реализации+регионального+образовательного+проекта+«Стойбищная+школа-сад»+в+2022–2023+учебном+году+I.+Статистическая+информация&clid=2270455&banerid=6400000000%3A6375e0bc3e2df4ad70406553&win=371&lr=57 (дата обращения: 28.01.2025)
7. План мероприятий по реализации Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера // Сайт "Коренные малочисленные народы" Правительство Ханты- Мансийского автономного округа — Югры. URL: https://kmns.admhmao.ru/kontseptsiya/plan-meropriyatiy-porealizatsii-kontseptsii-ustoychivogo-razvitiya-korennykh-malochislennykh-narodo/5835092/za-period-2021–2024-gody/ (дата обращения: 26.01.2025).
8. Региональный образовательный проект Стойбищная школа-сад // Сургутский муниципальный район Ханты- Мансийского автономного округа- Югры. URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?url=ya-browser%3A%2F%2F4DT1uXEPRrJRXlUFoewruLi6nA297Ql8_qvwujgkIjRRHnGJygPaTtR4RORHh-4svw1Q3cFdh-pq6uS7i1kN2_o201fARVM2KIjmBsnoHEdldJGZBzWtmPtRIjlA2hsHrciaJ67QrMZoJJ3zco3qjw%3D%3D%3Fsign%3DcIjaK84G2ThY1VZCfFYyENS3EnYcpxQvBknosNuGMjk%3D&name=b65dc8a1–529f-44b1–9e02–817df8d5e0a60a59bbc3–475e-477a-b247–974e9a1d3fcf.docx&nosw=1 (дата обращения: 28.01.2025).
9. Сайнакова Т. А. Мобильное электронное образование в стойбищной школе-саде // Кочевье: создание условий для сохранения и развития языков коренных малочисленных народов: Сборник материалов Межрегиональной научно- практической конференции, 20 апреля 2023 года, Якутск, Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2023. С. 100–102.
10. Сургутский район презентовал проект стойбищной школы на международной выставке — Администрация сельского поселения Русскинская. URL: https://russadm.ru/2022/09/16547/ (дата обращения: 29.01.2025).
11. Ткачук Н. В. Дошкольное этнокультурное образование на территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Югры на примере образовательного проекта «Стойбищная школа-сад» // Северный регион: наука, образование, культура. 2024. Т. 25. № 2. С. 54–61.
12. Ткачук Н. В. Проект «Стойбищная школа — сад» (на примере Ханты- Мансийского автономного округа — Югры) // Социальная компетентность. 2023. Т. 8, № 1. С. 129–136.
13. Rimm- Kaufman S. E, Pianta R. C. An Ecological Perspective on the Transition to Kindergarten: A Theoretical Framework to Guide Empirical Research, Journal of Applied Developmental Psychology. Volume 21. Issue 5. 2000. S. 491–511. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0193397300000514 (дата обращения: 10.02.2025).
14. Vitiello V. E., Pianta R. C., Whittaker J. E., Ruzek E. A. Alignment and misalignment of classroom experiences from Pre- K to kindergarten, Early Childhood Research Quarterly. Volume 52. Part B. 2020, S. 44–56. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0885200619301036. (дата обращения: 10.02.2025).
Рецензия
Для цитирования:
Ткачук Н.В. Дошкольный образовательный проект «Стойбищная школа-сад»: субъективный взгляд педагогов (по результатам опроса). Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2025;(2(95)):54-62. https://doi.org/10.69571/SSPU.2025.95.2.005
For citation:
Tkachuk N.V. Pre- School Educational Project «Camp School- Garden»: the Subjective View of Teachers (According to the Survey Results). Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2025;(2(95)):54-62. (In Russ.) https://doi.org/10.69571/SSPU.2025.95.2.005