Совершенствование взаимодействия работодателя с образовательной организацией: кейс кластера «строительство»
https://doi.org/10.69571/SSPU.2025.95.2.007
Аннотация
Формирование партнерских отношений между учебными заведениями и предприятиями для повышения качества подготовки специалистов приобретают особую актуальность в ситуации дефицита кадров на российском рынке труда. В статье рассматривается роль отраслевых и территориальных кластеров в налаживании взаимодействия работодателя с учреждениями среднего профессионального образования.
Цель статьи: выявить организационный потенциал кластерного подхода во взаимодействии работодателя с образовательной организацией при подготовке рабочих кадров.
Методология исследования базируется на кластерном подходе, позволяющем выявлять эффективные механизмы взаимодействия участников образовательного процесса. Эмпирической базой исследования стали статистические данные, связанные с реализацией федерального проекта «Профессионалитет»; анализ результатов фокус группы, среди участников кластера «Строительство» Свердловской области.
Представлена динамика создания образовательно-производственных кластеров в регионах России. Анализ результатов фокус групп позволил выявить эффективные формы взаимодействия образовательной организации с работодателями, представить экспертную оценку качества подготовки выпускников. Научной новизной обладает экспертный анализ внутриорганизационных проблем функционирования кластера «Строительство», представленный со стороны базовых предприятий строительного сектора региона, образовательного сообщества, ассоциаций строителей и министерства строительства Свердловской области. Сформулированные рекомендации позволят совершенствовать взаимодействие образования и реального сектора экономики для решения важной государственной задачи подготовки высококвалифицированных рабочих кадров.
Ключевые слова
Об авторах
Е. С. МарченковРоссия
Марченков Евгений Сергеевич — соискатель кафедры управления персоналом и социологии
Н. Г. Чевтаева
Россия
Чевтаева Наталия Геннадьевна — доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой управления персоналом и социологии
Список литературы
1. Данилов С. В., Лукьянова М. И. Кластерный подход в региональном образовании // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1–1. С. 1047.
2. Зеленов Ю. Н., Пачикова Л. П., Якобюк Л. И. Взаимодействие организации среднего профессионального образования с социальным партнером с учетом современных требований регионального рынка труда // АПК: инновационные технологии. 2022. № 1 (56). С. 39–45.
3. Иванов С. А. Кластерный подход в образовании как организационная и методологическая основа развития системы образования Российской Федерации // Kant. 2023. № 4 (49). С. 307–314.
4. Качанова Е. А., Чевтаева Н. Г., Ударцев Н. С. Глобальные вызовы для социально- экономического развития России: анализ и оценка // Проблемы теории и практики управления. 2022. № 3. С. 183– 198.
5. Кетова Н. П., Вэй Синьчжэ Образовательные кластеры в России и Китае: формирование, управление, стратегии развития // Креативная экономика. 2021. № 15 (2). С. 393–410.
6. Ковалева Т. Ю., Балеевских В. Г. Моделирование образовательных кластеров в целях определения направлений государственной политики развития региона (на примере Пермского края) // Ars administrandi. 2015. № 1. C. 28–49.
7. Миндлин Ю. Б. Кластерный подход к модернизации образования: отечественный и зарубежный опыт // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и Право. 2019. № 9. С. 45–51.
8. Назаров А. В. Методика ранжирования стейкхолдеров образовательной организации // Вопросы управления. 2024. № 2 (87). С. 65–80.
9. Токарева Е. А. Особенности реализации кластерного подхода в среднем профессиональном образовании на примере участников федерального проекта «Профессионалитет» Калининградской области // Научно- методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». 2024. № 3 (23). С. 16–32.
10. Фаузер В. В. Кластеризация в современном образовании: методология и практика // Известия Коми НЦ УрО РАН. 2016. № 2 (26). C. 93–94.
11. Федоров В. А., Третьякова Н. В., Тюрина Г. А. Организация взаимодействия колледжа с социальными партнерами в интегрированной образовательно- производственной среде при подготовке квалифицированных рабочих // Профессиональное образование и рынок труда. 2024. № 3. С. 100– 116.
12. Ширинкина Е. В. Развитие новых систем разделения труда и форматов работы в условиях новой реальности // Вопросы управления. 2022. № 1 (74). С. 62–72.
13. Юсупов В. З., Башкирова Л. И., Мухаметзянова Ф. Г. Модель управления образовательным процессом в колледже на основе кластерного подхода // Казанский педагогический журнал. 2023. № 2. С. 159–168.
14. Courchesne S., Stynen D., Semeijn J., Caniels M. New ways of fostering sustainable employability in inter- organizational networks: an explorative study to understand the factors and mechanisms for their success // Employee Relations. 2023. — Vol. 46. Pp. 115–140.
15. Moeller B. “Workplace learning potential in uncertain situations in care work” // Journal of Workplace Learning. 2025.Vol. 37. № 1. Pp. 78–92.
Рецензия
Для цитирования:
Марченков Е.С., Чевтаева Н.Г. Совершенствование взаимодействия работодателя с образовательной организацией: кейс кластера «строительство». Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2025;(2(95)):71-81. https://doi.org/10.69571/SSPU.2025.95.2.007
For citation:
Marchenkov E.S., Chevtaeva N.G. Improving the Interaction of an Employer with an Educational Organization: the Case of the Cluster «Construction». Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2025;(2(95)):71-81. (In Russ.) https://doi.org/10.69571/SSPU.2025.95.2.007