Медиапрактики в профориентации в условиях инклюзивной школы: представления педагогов и родителей
https://doi.org/10.69571/SSPU.2025.95.2.004
Аннотация
Содержание статьи отражает значимость профориентационной деятельности в условиях инклюзивной школы. Во введении авторы обозначают ключевые направления реализации медиапрактик, актуальных для успешной социализации современных детей, включая детей с особыми возможностями здоровья (далее — ОВЗ). Цель исследования состоит в определении социальных и профессиональных факторов, влияющих на готовность как педагогов к этой деятельности, так и определяющих возможности самих обучающихся успешно осуществлять свой профессиональный выбор благодаря потенциалу современного медиапространства. Использовались методы сбора первичной социальной информации, метод анализа и систематизации данных. Результаты исследования выявили имеющийся опыт в реализации профориентационной деятельности педагогов и представления о нем родителей. Научная новизна состоит в репрезентации данных социологического исследования, а также в описании потенциала медиапрактик в работе с детьми с ОВЗ.
Ключевые слова
Об авторах
Н. А. СимбирцеваРоссия
Симбирцева Наталья Алексеевна — доктор культурологии, доцент, заведующий кафедрой философии, социологии и культурологии
Е. В. Шалагина
Россия
Шалагина Елена Владимировна — кандидат социологических наук, доцент кафедры философии, социологии и культурологии
Список литературы
1. Алексеева И. А. Профессиональная навигация по образовательным организациям среднего профессионального образования Псковской области для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Ментор. 2023. № 3. С. 79–81.
2. Зарипова Э. А. Педагогическое сопровождение профориентации и профессионального самоопределения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов // Вестник педагогических наук. 2024. № 1. С. 260–267.
3. Кондратьева С. Ю. Характеристика целостной педагогической системы профориентационной работы с обучающимися разных уровней обучения // Вестник педагогических инноваций. 2024. № 2(74). С. 5–12.
4. Мурзина И. Я., Симбирцева Н. А. Медиапрактики в цифровой среде: образовательный контекст // Управление культурой. 2024. № 4. С. 3–10.
5. Профориентационная работа в школе: мнение учителей, учащихся и родителей / Н. В. Шаброва, Т. В. Дмитриева, В. А. Неделина [и др.] // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2024. Т. 17, № 3. С. 90–104.
6. Серова Н. А. Профориентация обучающихся в условиях цифровизации // Мир образования — образование в мире. 2024. № 3(95). С. 272–286.
7. Третьякова А. Н. Модернизация профориентационной деятельности как назревшая необходимость // Самоуправление. 2023. № 5(138). С. 259–262.
8. Черкашин Е. О. Большая профориентационная игра / Е. О. Черкашин, Н. Ф. Родичев // Воспитание школьников. 2024. № 7. С. 51–57.
9. Шалагина Е. В. Особенности использования ресурсов медиаобразования в условиях инклюзивной школы: представления родителей детей с ограниченными возможностями здоровья (по результатам прикладного социологического исследования) // Общество. Среда. Развитие. 2024. № 3(72). С. 26–33.
Рецензия
Для цитирования:
Симбирцева Н.А., Шалагина Е.В. Медиапрактики в профориентации в условиях инклюзивной школы: представления педагогов и родителей. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2025;(2(95)):42-53. https://doi.org/10.69571/SSPU.2025.95.2.004
For citation:
Simbirtseva N.A., Shalagina E.V. Media Practices in Career Guidance in Inclusive Schools: Views of Teachers and Parents. Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2025;(2(95)):42-53. (In Russ.) https://doi.org/10.69571/SSPU.2025.95.2.004