Методологические подходы к анализу качества непрерывного педагогического образования
https://doi.org/10.69571/SSPU.2025.95.2.006
Аннотация
В статье рассмотрены понятия «качество» в целом, «качество образования» и его нормативная составляющая; основные подходы и социологические теории качества образования (профессионального образования), его показатели и критерии; характерные черты качества педагогического образования. Определены ключевые критерии и показатели непосредственно качества непрерывного педагогического образования.
Об авторах
Д. И. БогданРоссия
Богдан Дарья Ивановна — начальник отдела мониторинга качества обучения
О. В. Власова
Россия
Власова Ольга Владимировна — кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры социально - экономического образования и философии, проректор по научной работе
Список литературы
1. Барбер М., Муршед М. Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах. Уроки анализа лучших систем школьного образования мира // Вопросы образования. 2008. № 3. С. 17.
2. Беликов В. А., Романов П. Ю., Павленко Д. И., Филиппов А. М. Влияние дуальной системы профессионального образования на качество подготовки обучающихся организаций СПО // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2020. Т. 12, № 1. С. 27.
3. Борисенков В. П. Качество образования и проблемы подготовки педагогических кадров // Образование и наука. 2015. № 3(122). С. 4–18.
4. Вышегурова Л. Р. Качество высшего профессионального образования в оценках основных субъектов образовательного процесса (по материалам социологических исследований в Алтайском крае в 2009–2011 гг.). Диссертация на соискание ученой степени кандидата соц. н., Барнаул, 2012. С. 54–55.
5. Григорьев С. И. Социология образования как отраслевая теория социологического витализма и методологическая основа анализа проблем модернизации современного российского общества. Гуманитарный вектор. 2008. № 1. С. 109.
6. Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Социология высшего образования: монография. — Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2019. С. 149.
7. Леденева И. Н. Качество подготовки кадров в системе среднего профессионального образования // Вопросы структуризации экономики. 2009. № 2. С. 154.
8. Никитина Н. Ш., Щеглов П. Е. Качество высшего образования. Риски при подготовке специалистов // Университетское управление. 2003. № 1. С. 46–59.
9. Павленко К. В. Оценка качества образования в вузе: неоинституциональный подход // Высшее образование в России. 2009. № 11. С. 132.
10. Сергеева С. Ю., Обревко Е. Д. Современные подходы и методы оценки качества образования // Молодой ученый. 2019. № 37 (275). С. 163.
11. Система качества непрерывного педагогического образования / О.В. Андрюшкова, А.Г. Бермус, А.А. Власова и др. // Педагогическое образование в современной России: стратегические ориентиры развития. Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону — Таганрог: Южный федеральный университет, 2020. С. 231.
12. Тамбовцев В. Л., Рождественская И. А. Менеджмент качества высшего образования: что означает «качество» и что означает «высшее образование». Управленец. 2020. Том 11. № 1. С. 4.
13. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). Ст. 2.
14. Harvey L., Green D. Defining quality. Assessment & Evaluation in Higher Education. 1993. Vol. 18. No. 1. P. 9–34.
15. Lifelong learning / UNESCO Institute for Lifelong Learning Technical Note. URL: https://uil.unesco.org/fileadmin/keydocuments/LifelongLearning/en/UNESCOTechNotesLLL.pdf (дата обращения: 18.02.2025)
16. Schindler L., Puls-Elvidge S., Crawford L., Welzant H. Definitions of quality in higher education: A synthesis of the literature // Higher Learning Research Communications. 2015. Vol. 5. No. 3.
Рецензия
Для цитирования:
Богдан Д.И., Власова О.В. Методологические подходы к анализу качества непрерывного педагогического образования. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2025;(2(95)):63-70. https://doi.org/10.69571/SSPU.2025.95.2.006
For citation:
Bogdan D.I., Vlasova O.V. Methodological Approaches to the Analysis of the Quality of Continuing Pedagogical Education. Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2025;(2(95)):63-70. (In Russ.) https://doi.org/10.69571/SSPU.2025.95.2.006