Профессиональное самоопределение школьников: анализ результатов профессионального выбора школьников руководящими работниками и оценка их эффективности
https://doi.org/10.69571/SSPU.2025.95.2.002
Аннотация
Профессиональное самоопределение школьников — это процесс, направленный на выявление собственных интересов, способностей и целей в выборе будущей профессиональной деятельности. Школьное образование предполагает создание определенных условий для того, чтобы этот выбор был сделан. На настоящий момент со стороны государства выдвигаются определенные требования к общеобразовательным организациям в вопросах организации профориентационной работы. Целью данной статьи является оценка эффективности профессионального выбора школьников руководящими работниками общеобразовательных организаций Свердловской области.
В проведенном исследовании эмпирическим методом выступал анкетный опрос. В исследовании приняли участие 886 руководящих работников общеобразовательных организаций из всех муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области.
По результатам исследования, руководящие работники дали высокую оценку необходимости и важности процесса профессионального самоопределения школьников, отмечая его значимость для успешной карьеры и личностного развития. В школах Свердловской области проводятся различного рода профориентационные мероприятия, помогающие ученикам сделать правильный профессиональный выбор. Анализируя эффективность профессионального самоопределения школьников, руководители ОО отдают предпочтение формальным характеристикам (поступил / не поступил, в вуз / колледж / техникум), нежели более глубокому анализу, включающему эффективность профилизации или качество профориентационной работы. Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о важности проведения профориентационных мероприятий в школах, анализа результатов профессионального самоопределения учащихся и необходимости дальнейших усилий для повышения эффективности данного процесса.
Об авторе
К. Л. ИсаковаРоссия
Исакова Ксения Леонидовна — аспирант 2 курса
Список литературы
1. Абрамова Н. В. Профессиональное самоопределение школьников: социологический подход // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 12. С. 43–47.
2. Данилова Е. Е. Мотивация выбора будущей профессии у старшеклассников мегаполиса / Е. Е. Данилова // Актуальные проблемы психологического знания. 2021. № 1–2(55). С. 31–38.
3. Захарова И. В. Профессиональное самоопределение старшеклассников: социальные факторы и личные мотивы / И. В. Захарова // Образование и саморазвитие. 2021. Т. 16. № 4. С. 120–135.
4. Касьянова Т. И. Профессиональное самоопределение старшеклассников как общественная проблема / Т. И. Касьянова, А. В. Мальцев, Д. В. Шкурин // Образование и наука. 2018. Т. 20. № 7. С. 168–187.
5. Нечаев М. П. Развитие среды профессионального самоопределения в системе отечественного образования / М. П. Нечаев, С. Л. Фролова // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. № 1(37). С. 111–117.
6. Прохоров А. В. Современные подходы к профессиональной ориентации школьников / А. В. Прохоров // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Т. 27. № 2. С. 319–328.
7. Серебровская Н. Е. Становление субъектности школьников на пути их профессионального самоопределения: коллаборация школы и вуза / Н. Е. Серебровская, И. С. Кочергина // Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9. № 3(36).
8. Скрынникова Н. В., Игнатович В. К. Профессиональное самоопределение в старшем подростковом возрасте и его связь с социально-психологической адаптацией // Педагогика: история, перспективы. 2021. Том 4. № 6. С. 78–89
9. Толстикова А. А. Сравнительный анализ профориентационных методик / А. А. Толстикова // Молодой ученый. 2021. № 17(359). С. 346–350.
10. Уварина Н. В. Профессиональное самоопределение школьников: теоретическое обоснование и практический опыт реализации / Н. В. Уварина, Г. Б. Толстова // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2023. Т. 15. № 1(59). С. 149–158.
11. Ушамирский А. Э. К проблеме субъектности молодежи / А. Э. Ушамирский // Теории и проблемы политических исследований. 2016. № 4. С. 16–29.
12. V.Polovinko & I. Dinner. Institutional and technological contradictions of professional self-determination of schoolchildren (on the example of the Omsk region). The 14th international days of statistics and economics: Conference Proceedings, Prague Prague, Czech Repub, 10–12 сентября 2020 года. Prague Prague, Czech Repub: Libuše Macáková, MELANDRIUM, 2020. 1433 p.
13. Vincentas Lamanauskas & Dalia Augienė. Lithuanian Gymnasium Students’ Career and Professional SelfDetermination. Journal Psychological Thought. 2018. Vol. 11(2). P. 148–173.
14. Vanessa Dodd, Jill Hanson & Tristram Hooley. Increasing students’career readiness through career guidance: measuring the impact with a validated measure. British Journal of Guidance & Counselling, 50:2. 2022. 260–272.
Рецензия
Для цитирования:
Исакова К.Л. Профессиональное самоопределение школьников: анализ результатов профессионального выбора школьников руководящими работниками и оценка их эффективности. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2025;(2(95)):18-30. https://doi.org/10.69571/SSPU.2025.95.2.002
For citation:
Isakova K.L. Professional Self- Determination of Schoolchildren: Analysis of the Results of Professional Choice of Schoolchildren by Managers and Assessment of Their Effectiveness. Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2025;(2(95)):18-30. (In Russ.) https://doi.org/10.69571/SSPU.2025.95.2.002