Preview

Вестник Сургутского государственного педагогического университета

Расширенный поиск

Технология развития цифровых педагогических компетенций преподавателей вузов: кейс Уральского федерального университета

https://doi.org/10.69571/SSPU.2025.95.2.011

Аннотация

Актуальность тематики обусловлена смещением роли преподавателя высшей школы в условиях цифрового общества. Авторы предлагают собственный кейс решения проблемы цифровой трансформации педагогических компетенций в условиях новых потребностей поколений и «иной дидактике», а также роста нагрузки на преподавателей вузов. Цель статьи — апробировать технологию развития цифровых педагогических компетенций преподавателей вузов (на примере кейса УрФУ). Теоретическая база исследования представлена широким охватом концепций (от теорий классиков до конструктивизма, смешанного обучения, и хьютагогики), подкрепленных ссылками на соответствующие источники. Проведенный анализ позволил обосновать необходимость смены технологии преподавания и роли преподавателя как носителя цифровых и педагогических компетенций и партнера, обладающего социально-значимыми для нового контингента качествами. 
Практическая значимость заключается в предложенной методике обучения преподавателя высшей школы по актуальной дидактической модели. Методика встроена в технологию развития цифровых педагогических компетенций. По мнению авторов, данная технология должна основываться на таких этапах, как фиксация текущего уровня освоения педагогической теории и практики по широте и глубине, а также фактической потребности по направлениям цифровых педагогических компетенций; разработка и утверждение программы ДПО исходя из полученных в ходе эмпирического исследования результатов; оценка результатов обучения у целевой аудитории до и после прохождения обучения. 
Эмпирическую часть исследования представляют результаты замера цифровых и педагогических компетенций молодых преподавателей через интервью и анкетирование. Результаты первой части эмпирического исследования легли в основу, разработанной методом обратного дизайна, программы повышения квалификации «Профессиональное мастерство преподавателя университета: современные подходы и практики». Цель которой — интеграция предметных знаний с цифровыми и дидактическими инструментами через использование инновационных методов обучения. Сравнительный анализ данных входного и итогового опросов выявил значительный прогресс в развитии цифровых педагогических компетенций слушателей программы. 
Статья вносит вклад в вопросы методологии и практики в области новой «цифровой дидактики» в динамично развивающихся информационно-образовательных средах. 

Об авторах

Л.  Д. Забокрицкая
ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина»
Россия

Забокрицкая Любовь Дмитриевна — кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления ИнЭУ, доцент кафедры информационных систем и технологий ИнФО



И. С. Крутько
ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина»
Россия

Крутько Инна Сергеевна — доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры Организация работы с молодежью, ИФКСиМП



Н. А. Хлебников
ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина»
Россия

Хлебников Николай Александрович — кандидат химических наук, заведующий кафедрой информационных систем и технологий, Директор института фундаментального образования



Е. В. Миценко
ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина»
Россия

Миценко Евгений Викторович — ассистент кафедры информационных систем и технологий ИнФО



Список литературы

1. Бейлина А. Ф. Конструктивистские принципы организации учебной среды // Modern Science. 2019. № 4–3. С. 55–57.

2. Бонк К.Дж., Грэхэм Ч. Р. Справочник смешанного обучения: глобальные перспективы, локальные проекты. Сан-Франциско; Калифорния: Пфайффер, 2006. 624 с.

3. Игнатьева Е. Ю. Дидактические основы модернизации образовательного процесса в вузе. СПб.: Свое издательство, 2018. 60 с.

4. Орешкина Т. А., Забокрицкая Л. Д., Новиков М. Ю. Управление развитием цифровых педагогических компетенций преподавателей вузов в теории и на практике // Университетское управление: практика и анализ. 2022. Т 26. № 2. С. 81–91.

5. Осмоловская И. М. Учебники нового поколения: поиск дидактических решений // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. № 4 (19). С. 45–53.

6. Пиаже Ж. Комментарии к критическим замечаниям Л. Выготского // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М., 1981. С. 188–193.

7. Райан Р. М., Деси Э. Л. Теория самодетерминации и поддержка внутренней мотивации, социальное развитие и благополучие // Вестник Алтайского ГПУ. 2003. № 3–1. С. 97–111.

8. Тарханова И. Ю. Дидактические решения для высшего педагогического образования: презумпция нелинейности // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67–2. С. 234–238.

9. Тарханова И. Ю. Современные регуляторы становления новой дидактики высшего образования // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 2 (107). С. 45–52.

10. Шибаева Н. А., Воронкова Л. В. Применение цифровых технологий в системе высшего образования как социальная инновация современного информационного общества // Друкеровский вестник. 2020. № 2 (34). С. 70–80.

11. Hase S., Kenyon Ch. From Andragogy to Heutagogy. https://www.researchgate.net/publication/301339522_From_andragogy_to_heutagogy (дата обращения: 03.03.2025).

12. Ryan R. Self-determination theory in schools of education // Theory and Research in Education. Vol. 7(2). 263–272. [сайт]. URL: http://selfdeterminationtheory.org/SDT/documents/2009_RyanNiemiec_TRE.pdf (дата обращения: 03.03.2025).


Рецензия

Для цитирования:


Забокрицкая Л.Д., Крутько И.С., Хлебников Н.А., Миценко Е.В. Технология развития цифровых педагогических компетенций преподавателей вузов: кейс Уральского федерального университета. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2025;(2(95)):107-115. https://doi.org/10.69571/SSPU.2025.95.2.011

For citation:


Zabokritskaya L.D., Krutko I.S., Khlebnikov N.A., Mitsenko E.V. Technology of Development of Digital Pedagogical Competencies of University Teachers: a Case Study of the Ural Federal University. Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2025;(2(95)):107-115. (In Russ.) https://doi.org/10.69571/SSPU.2025.95.2.011

Просмотров: 54


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-7626 (Print)