Preview

Вестник Сургутского государственного педагогического университета

Расширенный поиск
№ 5 (86) (2023)
Скачать выпуск PDF

СОЦИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. ПРЕПОДАВАТЕЛИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ КАК СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ

9-20 109
Аннотация

В статье рассматриваются проблемы типологии в высшем образовании. Типология характеризуется как метод научного познания, способ исследования процессов в высшей школе и в рамках конкретных университетов. Применяются взятые в единстве три научных подхода — типологический, общностный и ресурсный. В статье используются данные статистики общероссийского и регионального характера, а также материалы эмпирического исследования в Уральском федеральном округе.

21-29 100
Аннотация

В статье описана эволюция научных представлений о социологическом понятии «инновационный потенциал»; проведено сравнение существующих в научной литературе типологий и структур потенциала; дана характеристика основных функций инновационного потенциала научно-педагогических работников вуза.

30-42 78
Аннотация

Трансформация университетского сообщества в условиях кризиса высшего образования отразилась на состоянии университетских профсоюзов — важнейшего института сохранения и развития социального партнерства в высшей школе. Наблюдается снижение численности членов профсоюзных организаций в вузах, уменьшается доверие к его возможностям представлять и защищать права и интересы университетских работников. В то же время объективно сохраняется необходимость в таком социальном институте, лояльность и вовлеченность части научно-педагогического сообщества в профсоюзную жизнь.

Цель статьи заключается в систематизации представлений о мотивации членства научно-педагогических работников в университетских профсоюзах и условиях ее сохранения в процессе трансформации профсоюзного движения в высшей школе.

Результаты, представленные в статье, получены в ходе социологического исследования «Роль профсоюзов в университетском сообществе», осуществленного авторами в январе– марте 2023 г. в двух вузах УрФО — Уральском федеральном университете и Сургутском государственном педагогическом университете. Использован метод онлайн опроса, n = 271 чел., выборка случайная (стихийный отбор). Единственным критерием отбора служило наличие членства в университетском профсоюзе.

Исследование показало наличие расхождений между ожиданиями научно- педагогических работников сохранения традиционной роли современного университетского профсоюза как защитника интересов трудящихся и реальными функциями профсоюзов, которые оказались сведенными к материальной и социальной поддержке сотрудников за счет потенциала самого профсоюза. Показано, что такой контраст ожиданий и реальности приводит к изменению мотивации членства ключевой вузовской общности в профсоюзе и оттоку из него. В результате усиливается фрагментация университетского сообщества, «истончаются» внутриобщностные связи, девальвируется ценность корпоративной и профессиональной солидарности.

43-49 114
Аннотация

В данной статье предпринята попытка исследования изменения профессиональных ценностей преподавателя вуза в условиях трансформации академической среды и системы высшего образования. Актуальность темы вызвана тем, что система высшего образования всегда была и остается одной из важнейших составляющих, формирующих общество. Учитывая растущую роль вузов в качестве движущей силы развития регионов, необходимо обратить внимание на изменения, происходящие в самой системе и трансформацию целей и задач деятельности университета как социального института. Одним из интересных исследований является исследование влияния этих изменений на иерархию профессиональных ценностей преподавателей разных поколений. Результатом служат выявленные противоречия в иерархии профессиональных ценностей преподавателей различных возрастных групп.

СОЦИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. ОБУЧАЮЩИЕСЯ ВУЗОВ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ

50-61 78
Аннотация

В статье рассмотрены результаты сравнительного анализа основных показателей социального благополучия учащейся молодежи ХМАО-Югры. Социальное благополучие — достаточно «подвижная» характеристика данной социальной общности в условиях социальной неопределенности. Мониторинг ее состояния позволяет выявить относительную устойчивость одних показателей и динамику изменений других. Результаты подобного сравнительного анализа значимы для формирования и актуализации научных представлений об особенностях функционирования такой важно части молодежи северного региона, как студенты колледжей и вузов.

Цель состоит в оценке состояния и изменений социального благополучия учащейся молодежи ХМАО-Югры за период с 2022 по 2023 год.

В статье представлены результаты социологического исследования «Динамика социального благополучия молодёжи в условиях Севера: югорский срез в контексте общероссийских тенденций», реализованного в 2022–2023 гг. сотрудниками Сургутского государственного педагогического университета в рамках государственного задания.

Впервые представлены результаты мониторингового исследования СБ (социального благополучия) учащейся молодежи северного региона. Исследование показало стабильность таких аспектов СБ югорской молодежи, как генерализованная удовлетворенность жизнью и ощущение счастья. Это свидетельствует о резильентности студенчества, то есть его способности преодолевать трудности в условиях социальной, политической и экономической турбулентности. Усложнение социального контекста актуализирует социальный капитал студентов — семейно-родственные, дружеские и соседские связи, повышает их значение как фактора СБ учащейся молодежи. В целом, учащаяся молодежь сохраняет высокий уровень удовлетворенности обстоятельствами жизни, зависящими от нее самой (здоровьем, образованием, социальными отношениями в ближайшем окружении).

Более противоречивая динамика прослеживается по объективным (внешним) условиям жизни югорской молодежи: повышается уровень позитивной самооценки экономического положения семьи студентов, возможностями культурной и общественной жизни, но снижается удовлетворенность возможностями досуговой сферы, безопасности. Выявлена положительная динамика институционального доверия студентов как важного контекстного фактора ее СБ, а также противоречивость социальных эмоций как отражение мозаичности СБ.

62-68 80
Аннотация

Статья посвящена сравнительному анализу данных оценки студенческой молодежи Югры собственного социального благополучия. Исследование проводилось в 2022 и в 2023 годах среди студентов вузов ХМАО-Югры на основе комплекса индикаторов, включающих оценку уровня материального благополучия, условий проживания, уровня получаемого образования, оценку перспектив трудоустройства и закрепления в регионе. Акцент сделан на субъективном аспекте социального благополучия как эмоциональном отражении определенных объективированных индикаторов сквозь призму мнений студенческой молодежи. В опросе приняли участие в 2022 году 2358 человек, в 2023 году 1648 студентов югорских вузов.

69-73 241
Аннотация

Студенты являются активной общественной группой молодежи, адаптирующейся к факторам социального окружения. Поступив в высшее учебное заведение, студенты сталкиваются с определенными трудностями: интеграция в студенческую

среду; разработка стиля поведения; молодые люди проходят социальную, психологическую, академическую адаптацию. В период обучения в вузе (особенно в первые годы обучения) существенным образом изменяются личностные качества индивида. Учебный процесс является одним из факторов нарушения психолого-эмоционального состояния здоровья многих студентов-первокурсников: они испытывают трудности в обучении, у них отсутствует система работы в течение семестра, они не могут эффективно распределять свое время. Актуальность темы обусловлена тем, что исследование психического здоровья студентов определяется наличием факторов, создающих стрессовые ситуации в студенческой среде. Важным является изучение научных источников по теме, определение основных причин возникновения учебного стресса у группы студентов, его проявления, способы преодоления стрессовых ситуаций до и после сессии. Методом исследования является анализ научной литературы по данной тематике, тестирование, анализ данных тестирования. Проведенное исследование позволило определить причины, проявления учебного стресса, способы снятия стресса.

74-86 88
Аннотация

Обращение к ресурсному потенциалу научно-исследовательских практик вузовского студенчества детерминировано процессами сокращения сообщества российских ученых и проблемой поиска путей разрешения противоречия между потребностью в научном обеспечении устойчивого развития страны и ограничениями воспроизводства научных кадров в университетской среде. Цель статьи — поиск теоретических характеристик и оценка состояния ресурсного потенциала научно-исследовательской деятельности университетского студенчества Среднего Урала, сравнение с общероссийскими тенденциями. Теоретические основания — деятельностный, общностный и ресурсный подходы. Эмпирическая база — результаты трех массовых опросов студентов российского и регионального характера, проведенных в период с 2016 по 2022 гг.

Представлены структурные характеристики ресурсного потенциала научно- исследовательских практик студенческой общности, предложена модель их успешности как результат процесса капитализации научно-образовательного знания. Сделаны выводы о наличии устойчивой ресурсной базы для развития студенческой и профессиональной науки в рамках сообщества ученых. Отмечена распространенность простых, не требующих значительного ресурсного обеспечения, научно-исследовательских практик студенчества. Показано отставание развития ресурсного потенциала в общественно- экономической и гуманитарной сферах. Поставлен вопрос о месте гуманитарного знания в естественнонаучном и инженерно-техническом секторах современного университетского образования.

87-94 91
Аннотация

Проблема трудоустройства выпускников вузов является одной из наиболее актуальных как для самих выпускников и вузов, так и для работодателей. Выпускники при трудоустройстве демонстрируют теоретические знания, навыки и умения, сформированные в вузе. В то время как рынок труда предъявляет свои требования для работника под конкретное рабочее место с конкретными навыками и с практическим опытом. Решение проблемы трудоустройства имеет многолетнюю историю, раскрывает трудности при устройстве на работу, возникающие у молодых специалистов. Актуальность изучения данного вопроса обусловлена наличием проблемы взаимовыгодных предложений между выпускником и работодателем. В связи с этим целью исследования является изучение мнений выпускников относительно перспектив трудоустройства, способствующих достижению профессионального успеха и карьерного роста. Результаты проведенного исследования среди магистрантов Тюменского индустриального университета указали на важность сформированности профессиональных компетентностей и необходимость непрерывного профессионального самосовершенствования.

94-101 91
Аннотация

Кардинальные общественные изменения оказывают серьезно воздействие на состояние рынка труда и порождают новые требования к созданию кластера профессиональных компетенций выпускника вуза. Внедрение цифровых технологий прочно охватывает все сферы жизни человека, в том числе и систему образования, обозначив формирование цифровой грамотности населения актуальной проблемой современности. В связи с этим образовательный процесс должен формировать у студентов цифровую грамотность для осуществления профессиональной деятельности. Авторами статьи на основе анализа научных подходов дано содержательное уточнение понятий «цифровая грамотность», «цифровые компетенции». Результаты социологического исследования позволили выявить реальную ситуацию в отношении сформированности цифровой грамотности у студентов Тюменского индустриального университета, оценить их готовность к использованию цифровых технологий в процессе обучения и на практике с целью повышения уровня цифровой грамотности.

102-109 92
Аннотация

Статья посвящена анализу понятия «имидж» в современной научной литературе, его роли в формировании корпоративного имиджа вуза в условиях конкуренции в сфере реализации образовательных программ и повышении качества образования. Целью исследования являлся анализ оценок студентов высших учебных заведений имиджа преподавательского состава. Проведено онлайн-анкетирование студентов в количестве 106 человек. Респондентам было предложено оценить имидж преподавателей по нескольким основным составляющим индивидуального имиджа. Результаты исследования показали, что в целом, студенты оценивают компоненты имиджа педагогов достаточно высоко. Исследование показало некоторые недостатки в кинетическом и ольфакторном составляющих имиджа, выявило некоторые барьеры, связанные с восприятием и усвоением информации студентами из-за несоответствия имиджа преподавателя их представлениям. На основе визуальных оценок студентов дана характеристика идеального представления об имидже преподавателя среди современных студентов. Представленные материалы могут быть использованы для принятия управленческих решений в части развития корпоративного имиджа высших учебных заведений.

СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ

110-118 80
Аннотация

В статье представлена информация о том, каким образом нынешние школьники выстраивают свою образовательную и профессиональную стратегию в промышленной сфере. Целью данной статьи является выявление установок обучающихся общеобразовательных организаций на работу в индустриальной отрасли экономики. В качестве методов сбора информации были использованы опросный метод, в том числе анкетирование, и анализ литературы. Результаты исследования показали, что промышленная сфера не является привлекательной для молодого поколения. Одна из причин — сложность профессий промышленной сферы. Вторая причина — отсутствие четкой, структурированной информированности школьников о промышленных профессиях. Таким образом, научная новизна данной темы является как никогда актуальной ввиду того, что многие крупные промышленные предприятия испытывают острую нехватку кадров. Региональный рынок труда очень нуждается в квалифицированных рабочих, а школьники, в свою очередь, выбирают профессии, совершенно не ориентируясь на спрос рынка.

119-127 114
Аннотация

Социальная активность является ключевым условием для реализации и становления молодёжи как основного гаранта и ресурса, необходимого для дальнейшего существования и развития общества. На активность молодых людей большое влияние оказывают глобальные перемены, с которыми столкнулось человечество в конце 2019 года, что трансформировало образ жизни, сделав привычную ранее деятельность невозможной из-за введённых ограничений в виде социальной дистанции и локдауна, и позволило, в свою очередь актуализировать тему социальной активности молодёжи через призму пандемии и постпандемии.

Выбранная тема является междисциплинарной, что предопределяет подход к её изучению, анализу и интерпретации специфических черт регионального характера. Опираясь на анкетные данные в студенческих группах Тюменского индустриального университета, проведённые осенью 2022 г. при помощи интернет-п латформы, авторы выявили факторы, влияющие на социальную активность в условиях самоизоляции; описали трудности, возникшие во время локдауна и повлиявшие на социальную активность молодёжи; интерпретировали и проанализировали полученные данные, делая вывод о том, что адаптационное состояние человека к неспецифическим для него условиям (локдаун и самоизоляция) может пойти на пользу, человек обретает новые знания и навыки, столь необходимые в трансформирующихся условиях. Новый формат социальной активности молодёжи можно последовательно выстроить в перспективную экзистенциальную парадигму, сопровождающуюся непрерывным процессом саморазвития, не вредя при этом своему здоровью.

128-138 107
Аннотация

В статье рассмотрены субъективные факторы социального благополучия молодых работников сферы образования и науки северного региона. Информационной базой стали результаты исследования социального благополучия работающей молодежи, проведенного весной 2022 года сотрудниками Лаборатории региональных исследований БУ «Сургутский государственный педагогический университет». Ханты- Мансийский автономный округ — Югра характеризуется достаточно высокими показателями социально-экономического развития, что, в свою очередь, должно отражаться на уровне социального благополучия его жителей. Однако результаты проведенного исследования показывают, что работники сферы образования и науки не удовлетворены многими аспектами своей жизни. Наиболее низкие оценки получили удовлетворенность здоровьем и экономическим положением семьи, а также другие сопряженные с ними показатели: уровень медицинского обслуживания, условия культурного потребления (театры, музеи, библиотеки и пр.), условия для организации досуга (спорт, поддержание здорового образа жизни, развлечения и пр.), состояние окружающей среды (экологическими условиями жизни).

139-150 111
Аннотация

Добровольная бездетность неоднозначно воспринимается в обществе, особенно в контексте государственной семейной и демографической политики, одной из ключевых задач которой выступает повышение рождаемости, безоговорочная поддержка материнства и детства, семей с детьми, многодетных семей. В то же время не определены сущность добровольной бездетности, ее степень распространенности, не выявлены разновидности, нет достаточной информации об отношении к данному феномену различных социально-демографических групп, не представлены прогнозы о ее трансформации. Рассмотрению этих вопросов и посвящена данная статья.

СОЦИОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

151-162 106
Аннотация

Статья посвящена рассмотрению проблемы социально-профессиональной адаптации сотрудников социальных учреждений. На основе анализа научных работ, посвященных исследованию данной проблематики, определена необходимость комплексного рассмотрения данного феномена, а также проведения социологического исследования, позволяющего диагностировать уровень адаптивного потенциала сотрудников социальной сферы с учетом организационно-у правленческой системы социального учреждения и специфики социальной работы как профессионального вида деятельности. На основе анализа результатов проведенного социологического исследования среди сотрудников социального учреждения дана характеристика профессионально-адаптивного состояния респондентов; определены основные факторы, оказывающие как негативное, так и позитивное влияние на успешность адаптации в конкретном учреждении; выделены проблемы, требующие особого внимания со стороны руководства. На основе полученных результатов могут быть разработаны рекомендации по профилактике профессиональной дезадаптации сотрудников, работающих в учреждениях социальной сферы.

163-173 84
Аннотация

Актуальность проблематики обусловлена необходимостью развития общей культуры безопасности граждан. Реализация этой задачи рассматривается через интеграцию науки об охране труда с современными исследованиями, через преобразование методологического обеспечения процесса подготовки сотрудников в области безопасности трудовой деятельности.

Цель — выявление и обоснование нового методологического основания в построении системы стажировок по охране труда сотрудников.

Решение этой проблемы представляется в обеспечении единства теоретического и практического аспектов подготовки по охране труда, посредством построения непротиворечивой многоуровневой методологической основы практической подготовки сотрудников по охране труда.

Авторам представляется, что одной из возможных стратегий реализации современного обучения может выступить система стажировок, спроектированная на новых методологических основаниях: системном, синергетическом, ресурсном, деятельностном подходах — на стратегическом уровне методологии; контекстно-комптентностном, партисипативном подходах и теории индивидуализации образования — на тактическом уровне; принципах андрагогики, баланса интериоризации и экстериоризации знаний, несовпадения периодов индивидуально-возрастного и социально-профессионального развития человека.

Выводы. Новые методологические основания организации стажировок были бы полезны методистам учебных центров, корпоративных университетов, преподавателям профессионального образования, руководителям отделов развития карьеры сотрудников, педагогам-исследователям.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОТРАСЛЕВЫХ СОЦИОЛОГИЙ

174-183 91
Аннотация

В статье, на основе анализа научных работ по выбранному направлению (А. В. Федоров, И. В. Жилавская, Е. А. Бондаренко, Н. Ф. Хилько, И. А. Фатеева и др.), дается краткая характеристика основных взглядов на суть и перспективы развития российского медиаобразования. Автор статьи приходит к выводу о том, что в настоящее время в научной среде отсутствует единство в понимании и трактовке данного аспекта проблемы. В этой связи является актуальным изучение мнения практикующих журналистов и студентов, обучающихся по направлению «Журналистика», относительно тех проблемных вопросов, которые сформировались внутри медиасообщества, и тех направлений, по которым должно развиваться отечественное медиаобразование с учетом обозначенных проблем. Было опрошено (метод анкетирования) около 200 человек, выявлен ряд противоречий в видении журналистами текущей ситуации в медиаполе, а также обозначены основные направления, по которым должно осуществляться формирование целостной медиаличности.

184-192 247
Аннотация

В преддверии социологического эмпирического исследования синдрома отложенной жизни на примере миграционных установок жителей отдаленных регионов выдвигается и обсуждается гипотеза, что в основе изучаемого синдрома лежит механизм временной децентрации психологического восприятия социального времени. Определяются условия, при которых временная децентрация на будущее превращается из вполне нормального явления в искаженный вариант восприятия социального времени. Социальное время представлено в его отличии от физического времени, подчеркивается его качественное своеобразие и многомерность, проявляющиеся в единстве циклического времени и линейного, его прерывности и непрерывности, связи повседневности с жизненными событиями. Реализация миграционных планов представляется событием, способным прервать сложившийся ход повседневной жизни, её кардинальное преобразование и приводит к недооценке настоящего как временного преходящего явления. Умение жить настоящим является условием психологического здоровья личности, в то время как синдром отложенной жизни способен привести к дезадаптации и невротическими реакциями на текущие проблемы. Социологическая интерпретация варианта восприятия социального времени с фиксацией на будущем конкретизируется (на основе работ В. П. Серкина) как комплекс социальных установок, характерных для социальных групп, которые живут в ожидании события, изменяющего их территориальную идентичность.

193-201 129
Аннотация

Глобализационные и интеграционные изменения в обществе, превалирующая роль знаний и творческого подхода к организации бизнес-процессов привели к формированию креативной социологии, функционирование которой основывается на использовании инновационных технологий и творчества, навыков, умений индивидов. В настоящее время она существует в развитых странах, которые отличаются высоким уровнем экономического развития, уровнем доходов населения, активным применением различных технологий, коммерциализации идей, которые создаются в научно-исследовательской области и распространяются на все сферы хозяйствования. Принимая во внимание интеграционные процессы, которые характерны для современного этапа общественного развития, можно предположить высокую вероятность возникновения данного явления в развивающихся странах, что определяет актуальность настоящего исследования.

Цель статьи — исследование феномена креативной социологии и предложение нового ее участника, а именно — креативной кластерной бизнес-экосистемы.

При написании работы были использованы материалы статей в периодических изданиях, а также данные сети Интернет.

В качестве методологии необходимо выделить анализ ресурсов, соответствующих тематике исследования, синтез и обобщение полученных данных.

К результатам работы можно отнести проведение детального анализа теоретико-методологических основ и истории формирования креативной социологии, ее роли, а также предложение нового ее участника, деятельность которого позволит повысить эффективность ее функционирования.

Авторами предложена периодизация эволюции развития креативной индустрии в социокультурной сфере с опорой на детализированный анализ концепций, на которых она базируется, предложение нового участника.

202-211 104
Аннотация

Настоящая статья посвящена семантическому анализу сформированных в сознании студенческой молодежи стереотипных образов конкретных этносов. Цель работы — выделение ключевых групп атрибутов — ядра стереотипных образов и выявление в структуре этих образов этнофолизмов как маркеров языка вражды. Для выявления стереотипных образов в настоящей статье использованы элементы ассоциативного эксперимента, дающего богатый материал для анализа пары «стимул — реакция». В качестве результата исследования автором статьи очерчены стереотипные представления студентов о конкретных этносах, в структуре которых в качестве маркеров языка вражды выявлены этнофолизмы общероссийского распространения, характерные для дискурса бытового. Автор приходит к выводу, что экспрессивные этнонимы все же не входят в активную лексику студенческой молодежи, в случае их появления (фиксации) основываются скорее на общественных стереотипах, чаще всего используются неосознанно, а не с целью оскорбить представителей чуждых этносов. Кроме того, их употребление (количество) не всегда пропорционально отрицательному образу этноса в сознании респондентов.

212-217 80
Аннотация

Статья посвящена описанию социально-демографических характеристик активного участника сообщества полиаморов, чьи взгляды противоречат традиционным семейным ценностям российского общества и поэтому представляют определенную угрозу для россиян, особенно молодежи. Отсюда необходимость исследования данного сообщества для контроля за ним со стороны как государства, так и гражданского общества. Непосредственной целью работы является составление и описание социального портрета активного участника сообщества полиаморов на площадке Telegram. В качестве основного метода исследования использован анкетный опрос. Авторы делают вывод о том, что активным участником сообщества является женщина 25–34 лет, имеющая высшее образование, находящаяся в незарегистрированных отношениях, является либо специалистом, либо имеет свое дело / работает на себя, проживает на территории России в мегаполисе.

Также делается вывод о том, что на данный момент территориями, наиболее насыщенными представителями сообщества, готовыми к социальным взаимодействиям и знакомствам, являются Москва, Московская область и Санкт-Петербург. Отметим, что, несмотря на то, что сообщество заявляется как российское, в целом оно выходит за территориальные границы России. Оно включает участников из стран СНГ, ближнего зарубежья, некоторых европейских стран. В большей степени это связано с эмиграцией полиаморов, при этом сохраняется их статус внутри сообщества в России.

218-226 101
Аннотация

Осмысление феномена идентичности, установление исходных положений для выработки концепции идентичности являются приоритетными направлениями развития современной социологической теории. Однако междисциплинарный подход современного социально-гуманитарного знания в отношении изучаемого объекта обусловливает фрагментарность и размытость понятия, что затрудняет его содержательное и структурно-логическое измерение. Цель данной статьи заключается в теоретическом анализе концепций идентичности, уточнении понятийно-категориального аппарата и выделении базисных характеристик для социологического понимания идентичности. Констатируется, что фокус социологических исследований сместился с выявления значимости системы общественного устройства в процессах формирования субъектности человека как детерминант социальной интеграции, консолидации и солидарности на трансформацию модальностей современной идентичности как продукта производства различия и исключения, преодоление ее кризисности и фрагментарности.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-7626 (Print)