От типологии вузов к типологии в вузах
https://doi.org/10.26105/SSPU.2023.86.5.001
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы типологии в высшем образовании. Типология характеризуется как метод научного познания, способ исследования процессов в высшей школе и в рамках конкретных университетов. Применяются взятые в единстве три научных подхода — типологический, общностный и ресурсный. В статье используются данные статистики общероссийского и регионального характера, а также материалы эмпирического исследования в Уральском федеральном округе.
Ключевые слова
Список литературы
1. Абанкина И. В., Алескеров Ф. Т., Белоусова В. Ю., Гохберг Л. М., Зиньковский К. В., Кисельгоф С. Г., Швыдун С. В. Типология и анализ научно-образовательной результативности российских вузов // Форсайт. 2013. Т. 7. № 3. 48–62.
2. Актуальные проблемы трансформации высшего образования в макрорегионе / под ред. Г.Е. Зборовского. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2017. 400 с.
3. Вашурина Е. В., Евдокимова Я. Ш., Овчинников М. Н. О некоторых подходах к разработке типологий российских вузов // Университетское управление: практика и анализ. 2014. № 4–5. С. 21– 27.
4. Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Мобилизация ресурсности научно-педагогического сообщества в российских вузах: от проблемы к концепции // Социологический журнал. 2023. Т. 29. № 1. С. 78–96.
5. Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Мобилизация ресурсов научно-педагогического сообщества (кейс высшего образования УрФО) // Социологические исследования. 2022. № 9. С. 60–71.
6. Зборовский Г. Е., Амбарова П. А., Каташинских В. С., Кеммет Е. В. Ресурсность научно-педагогического сообщества университетов УрФО: опыт качественного исследования // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 5. С. 71–88.
7. Карпов А. О. Университет 3,0 — социальные миссии и реальность // Социологические исследования. 2017. № 9. С. 114–124.
8. Кузьминов Я. И., Семенов Д. С., Фрумин И. Д. Структура вузовской сети: от советского к российскому «мастер-п лану» // Вопросы образования. 2013. № 4. С. 8–69.
9. Информационно- аналитические материалы по результатам проведения мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования. URL: https://monitoring.miccedu.ru/?m=vpo&year=2022 (дата обращения: 21.08.2023)
10. Нелинейная модель российского высшего образования в макрорегионе: теоретическая концепция и практические возможности / под ред. Г.Е. Зборовского. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016. 336 с.
11. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2012). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 05.08.2023).
12. Сведения о численности ППС образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования // Министерство науки и высшего образования. URL: https://minobrnauki.gov.ru/opendata/9710062939-svedeniyao-chislennosti-professorsko-prepodavatelskogo-sostava-obrazovatelnykh-organizatsiy-osushch (дата обращения: 19.08.2023).
13. Социологический энциклопедический словарь / под ред. Г.В. Осипова. М.: ИНФРА-М.-Норма, 1998. 488 с.
14. Типологический анализ в социологии как диагностическая процедура / отв. ред. Г.Г. Татарова, А.В. Кученкова. М.: ФНИСЦ РАН, 2023.
Рецензия
Для цитирования:
Зборовский Г.Е. От типологии вузов к типологии в вузах. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2023;(5 (86)):9-20. https://doi.org/10.26105/SSPU.2023.86.5.001
For citation:
Zborovsky G.E. From the Typology of Universities to the Typology in Universities. Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2023;(5 (86)):9-20. (In Russ.) https://doi.org/10.26105/SSPU.2023.86.5.001