Preview

Вестник Сургутского государственного педагогического университета

Расширенный поиск

Формирование цифровой грамотности студентов вуза: компетентностный подход

https://doi.org/10.26105/SSPU.2023.86.5.010

Аннотация

Кардинальные общественные изменения оказывают серьезно воздействие на состояние рынка труда и порождают новые требования к созданию кластера профессиональных компетенций выпускника вуза. Внедрение цифровых технологий прочно охватывает все сферы жизни человека, в том числе и систему образования, обозначив формирование цифровой грамотности населения актуальной проблемой современности. В связи с этим образовательный процесс должен формировать у студентов цифровую грамотность для осуществления профессиональной деятельности. Авторами статьи на основе анализа научных подходов дано содержательное уточнение понятий «цифровая грамотность», «цифровые компетенции». Результаты социологического исследования позволили выявить реальную ситуацию в отношении сформированности цифровой грамотности у студентов Тюменского индустриального университета, оценить их готовность к использованию цифровых технологий в процессе обучения и на практике с целью повышения уровня цифровой грамотности.

Об авторе

О. М. Горева

Россия


Список литературы

1. Диго С. М., Нуралиев Б. Г. Сотрудничество индустрии информационных технологий с системой образования в эпоху цифровой экономики // Новые информационные технологии в образовании: сб. науч. тр. 20-й международной научно-практической конференции, Москва, 04–05 февраля 2020 года. Часть 1. — Москва: Общество с ограниченной ответственностью «1С-Паблишинг», 2020. С. 8–27.

2. Долидзе Н. И., Чердаков Е. О. Развитие цифровой грамотности населения // Вестник Международного юридического института. 2018. № 3 (66). С. 46–52

3. Ельцова О. В., Емельянова М. В. К вопросу о понятии цифровой грамотности //Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2020. № 1 (106). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-ponyatii-tsifrovoy-gramotnosti (дата обращения: 05.11.2023).

4. Исследование ООН: Электронное правительство 2018 //Департамент по экономическим и социальным вопросам ООН. URL: https://publicadministration.un.org/publications/content/pdf (дата обращения: 03.11.2023).

5. Колоскова Г. А. Цифровая образовательная среда вуза как условие формирования профессиональных компетенций студентов //Вопросы методики преподавания в вузе. 2021. Т. 10. № 37. С. 99–106.

6. Мерсиянова И. В., Иванова Н. В., Брюхно А. С. Изменилась ли цифровая компетентность российских НКО в условиях пандемии? //Социологические исследования. 2022. № 9. С. 38–48.

7. Осипова Л. Б., Салганова Е. И. Цифровая грамотность студентов: компетентностный подход // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2023. Т. 16. № 1. С. 126.

8. РОЦИТ–«Индекс цифровой грамотности». 2017. URL: http://xn-80aaefw2ahcfbneslds6a8jyb.xn—p1ai (дата обращения: 05.11.2023).

9. Gilster P. Digital Literacy. New York: Wiley Computer Publishing. 1997. 276 s.

10. Davis K., Ambrose A., Orand M. Identity and afterschool settings: Investigating digital media, s supporting role. Digital Culture & Education, 2017. 9 (1). Pp. 31–47.

11. Iordache C., Marië I., Baelden D. Developing Digital Skills and Competences: A Quick-Scan Analysis of 13 Digital Literacy Models // Italian Journal of Sociology of Education. 2017. Vol. 9. No. 1. Pp. 6–30.

12. Limberg, L., Sundin O. Talja S. Three theoretical perspectives on information literacy. Human IT. 2012. No. 11/2. Pp.93–130.

13. Kullaslahti J., Ruhalahti S., Brauer S. Professional Development of Digital Competences: Standardised Frameworks Supporting Evolving Digital Badging Practices // Journal of Siberian Federal University. Mathematics and Physics. 2019. Vol. 12. Pp. 175–186.

14. Falloon G. From Digital Literacy to Digital Competence: The Teacher Digital Competency (TDC) Framework //Educational Technology Research & Development. 2020. Vol. 68. No. 5. Pp. 2449– 2472.

15. Zhao, Y., Sánchez Gómez, Pinto Llorente, Digital Competence in Higher Education: Students’ Perception and Personal Factors // Sustainability. 2021. Vol. 13. No. 21. Pp. 1–17.


Рецензия

Для цитирования:


Горева О.М. Формирование цифровой грамотности студентов вуза: компетентностный подход. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2023;(5 (86)):94-101. https://doi.org/10.26105/SSPU.2023.86.5.010

For citation:


Goreva О.M. Building Digital Literacy University Students: Competence-Based Approach. Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2023;(5 (86)):94-101. (In Russ.) https://doi.org/10.26105/SSPU.2023.86.5.010

Просмотров: 90


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-7626 (Print)