Этнофолизмы в контексте ассоциативного эксперимента (представления студенческой молодежи)
https://doi.org/10.26105/SSPU.2023.86.5.021
Аннотация
Настоящая статья посвящена семантическому анализу сформированных в сознании студенческой молодежи стереотипных образов конкретных этносов. Цель работы — выделение ключевых групп атрибутов — ядра стереотипных образов и выявление в структуре этих образов этнофолизмов как маркеров языка вражды. Для выявления стереотипных образов в настоящей статье использованы элементы ассоциативного эксперимента, дающего богатый материал для анализа пары «стимул — реакция». В качестве результата исследования автором статьи очерчены стереотипные представления студентов о конкретных этносах, в структуре которых в качестве маркеров языка вражды выявлены этнофолизмы общероссийского распространения, характерные для дискурса бытового. Автор приходит к выводу, что экспрессивные этнонимы все же не входят в активную лексику студенческой молодежи, в случае их появления (фиксации) основываются скорее на общественных стереотипах, чаще всего используются неосознанно, а не с целью оскорбить представителей чуждых этносов. Кроме того, их употребление (количество) не всегда пропорционально отрицательному образу этноса в сознании респондентов.
Список литературы
1. Грищенко А. И. Источники возникновения экспрессивных этнонимов (этнофолизмов) в современном русском и английском языках: этимологический, мотивационный и деривационный аспекты // Активные процессы в современной лексике и фразеологии: Материалы международной конференции 2007 г. памяти Л.В. Николенко и Ю.П. Солодуба (МПГУ) / гл.ред. Н.А. Николина. М., Ярославль: Ремдер, 2007. С. 40–52
2. Дрига С. С. Выявление стереотипных образов «русский», «мигрант» (опыт лексико-семантического эксперимента) // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2015. № 4(37). С. 122–132
3. Залевская А. А. Психолингвистические исследования. Слово. Текст: избранные труды. М.: Гнозис, 2005. 543 с.
4. Захарченко С. С. Этнофолизмы в спорных текстах. Попытка типологизации // Филологический вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2022. № 4 (12). С. 33–44
5. Караулов Ю. Н. Типы коммуникативного поведения носителя языка в ситуации лингвистического эксперимента // Этнокультурная специфика языкового сознания: сб. статей / отв. ред. Н.В. Уфимцева. М.: ИЯ РАН, 1996. С. 67–96
6. Красных В. В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология: Курс лекций. М.: «Гнозис», 2002. 284 с.
7. Липпман У. Общественное мнение / под ред. К.А. Левинсон, К.В. Петренко; пер. с англ. Т.В. Барчунова. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. 384 с.
8. Ядов В. А. Стереотип социальный // Философский энциклопедический словарь; гл. ред. Л.Ф.Ильичев. М.: Сов. Энциклопедия, 1989. 840 с.
Рецензия
Для цитирования:
Захарченко С.С. Этнофолизмы в контексте ассоциативного эксперимента (представления студенческой молодежи). Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2023;(5 (86)):202-211. https://doi.org/10.26105/SSPU.2023.86.5.021
For citation:
Zakharchenko S.S. Thnophaulisms in the Context of Associative Experiment (Representation of Student Youth). Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2023;(5 (86)):202-211. (In Russ.) https://doi.org/10.26105/SSPU.2023.86.5.021