Ресурсный потенциал научно-исследовательских практик студентов вузов
https://doi.org/10.26105/SSPU.2023.86.5.008
Аннотация
Обращение к ресурсному потенциалу научно-исследовательских практик вузовского студенчества детерминировано процессами сокращения сообщества российских ученых и проблемой поиска путей разрешения противоречия между потребностью в научном обеспечении устойчивого развития страны и ограничениями воспроизводства научных кадров в университетской среде. Цель статьи — поиск теоретических характеристик и оценка состояния ресурсного потенциала научно-исследовательской деятельности университетского студенчества Среднего Урала, сравнение с общероссийскими тенденциями. Теоретические основания — деятельностный, общностный и ресурсный подходы. Эмпирическая база — результаты трех массовых опросов студентов российского и регионального характера, проведенных в период с 2016 по 2022 гг.
Представлены структурные характеристики ресурсного потенциала научно- исследовательских практик студенческой общности, предложена модель их успешности как результат процесса капитализации научно-образовательного знания. Сделаны выводы о наличии устойчивой ресурсной базы для развития студенческой и профессиональной науки в рамках сообщества ученых. Отмечена распространенность простых, не требующих значительного ресурсного обеспечения, научно-исследовательских практик студенчества. Показано отставание развития ресурсного потенциала в общественно- экономической и гуманитарной сферах. Поставлен вопрос о месте гуманитарного знания в естественнонаучном и инженерно-техническом секторах современного университетского образования.
Список литературы
1. Амбарова П. А., Шаброва Н. В., Кеммет Е. В., Михайлова А. Н. Научно-исследовательская культура студентов российских университетов / // Высшее образование в России. 2023. № Т. 32. № 7. С. С. 96–116.
2. Горшков М. К., Шереги Ф. Э., Тюрина И. О. Воспроизводство специалистов интеллектуального труда: социологический анализ: монография. М.: ФНИСЦ РАН, 2023. 383 с.
3. Зборовский Г. Е. Теоретические основания изучения социальной общности // Социологические исследования. 2010. № 4. С. 3–12.
4. Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Мобилизация ресурсов научно-педагогического сообщества (кейс высшего образования УрФО) // Социологические исследования. 2022. № 9. С. 60–71.
5. Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Роль образования в сохранении и развитии социальной общности людей «третьего возраста» // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2019. № 2. С. 21–34.
6. Зборовский Г. Е., Амбарова П. А., Каташинских В. С., Кеммет Е. В. Ресурсность научно-педагогического сообщества университетов УрФО: опыт качественного исследования / // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 5. С. 71–88.
7. Ключарев Г. А., Попов М. С., Савинков В. И. Образование, наука и бизнес: новые грани взаимодействия. М.: Институт социологии РАН, 2017. 488 с.
8. Нархов Д. Ю. Преподаватели высшей школы как ресурс модернизации высшего профессионального образования: автореф. … канд. социол. н.: 22.00.04. / Уральский федеральный университет. Екатеринбург, 2015. 24 с.
9. Нархов Д. Ю., Нархова Е. Н., Шкурин Д. В. Динамика образовательной активности студенчества под воздействием цифровизации // Образование и наука. 2021. Т. 23, № 8. С. 147–188.
10. Осипов Г. В., Савинков В. И. Динамика аспирантуры и перспективы до 2030 года: Статистический и социологический анализ. М.: ЦСПиМ, 2014. 152 с.
11. Патрушев заявил о сокращении числа научных сотрудников в РФ за 20 лет на четверть // ТАСС: наука. 31 окт., 17:47. URL: https://nauka.tass.ru/nauka/19163083 (дата обращения: 31.10.2023).
12. СТУДЕНТ 1995–2016 гг.: динамика социокультурного развития студенчества Среднего Урала: монография / под общ. ред. Ю.Р. Вишневского. Екатеринбург: УрФУ, 2017. 904 с.
13. Терентьев Е. А., Рыбаков Н. В., Бедный Б. И. Зачем сегодня идут в аспирантуру. Типологизация мотивов российских аспирантов // Вопросы образования. 2020. № 1. С. 40–69.
14. Шереги Ф. Э., Савинков В. И. Образование как фактор формирования интеллектуального потенциала России. М.: ЦСПиМ, 2011. 288 с.
15. Narkhov D.Yu., Narkhova E. N. & Vishnevsky Yu.R. Resource potential of the community of faculty members in the modernization of the Russian higher education // 4th International Conference on Higher Education Advances (HEAd'18) June 20–22, 2018. Polytechnic University of Valencia (UPV), Spain. Pp. 707–715. URL: http://dx.doi.org/10.4995/HEAD18.2018.8560 (дата обращения: 03.11.2023).
Рецензия
Для цитирования:
Нархов Д.Ю. Ресурсный потенциал научно-исследовательских практик студентов вузов. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2023;(5 (86)):74-86. https://doi.org/10.26105/SSPU.2023.86.5.008
For citation:
Narkhov D.Yu. Resource Potential of Research Practices of University Students. Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2023;(5 (86)):74-86. (In Russ.) https://doi.org/10.26105/SSPU.2023.86.5.008