Preview

Вестник Сургутского государственного педагогического университета

Расширенный поиск
№ 2 (83) (2023)
Скачать выпуск PDF

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

9-17 273
Аннотация

В статье рассматриваются различные подходы к исследованию образования в социологии. Показана преемственность, взаимосвязь и проблемное поле основных макросоциологических и микросоциологических направлений, что способствует расширению и систематизации теоретико-методологического аппарата при изучении образования как социального феномена.

СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ

18-28 307
Аннотация

Актуальность исследования преемственности культуры современной молодежью обусловлена тем местом и ролью, которые эта социальная группа обеспечивает в структуре современного общества. Молодежь выступает актором социальных преобразований. Именно она чувствует все новое, впитывает в себя инновации, опираясь на опыт предшествующих поколений. Современная российская молодежь оказалась в сложной ситуации, с одной стороны, спровоцированной процессами глобализации, набирающей обороты день ото дня, и, с другой — системной трансформацией российского общества, определяющей изменения во всех сферах жизнедеятельности социума. Иначе говоря, обретение самости, становление социальной зрелости проходит в условиях префигуративной культуры, которая извечный конфликт «отцов и детей» наполняет новыми смыслами, порой совершенно неожиданными. Авангардом молодежи выступает студенчество, один из каналов социализации которого — отечественная система образования. Цель статьи — показать, насколько культурное наследие близко современной молодежи, выявить межпоколенные различия / сходство в отношении к сохранению народной культуры. Материалы и методы исследования. Статья базируется на эмпирических данных, полученных в ходе всероссийского социологического исследования студентов вузов России (граждан России), инициированного Российским обществом социологов, «Культурное наследие и связь поколений» (2022 г.). В территорию исследования были включены все федеральные округа страны. Результаты исследования. В статье показано как, в оценках и мнениях современного российского студенчества, происходит культурная трансмиссия, обеспечивающая культурную преемственность / распад (параллельность), в пространстве
отдельной семьи и целых поколений.

29-36 346
Аннотация

Положение бездомных животных в крупных мегаполисах требует регулирования. В статье представлены результаты эмпирического исследования, в рамках которого было выявлено отношение студенческой молодежи к проблеме бездомных животных. Исследование проведено с использованием метода опроса. В ходе исследования были получены выводы о том, что молодые люди выражают высокую степень эмпатии, им не свойственны деструктивные чувства ненависти и раздражения по отношению к бездомным животным; решение проблемы бездомных животных только на уровне государства или общественных организаций будет малоэффективным, необходимо привлечение и участие в решении проблемы обычных людей, которые сопереживают животным; молодые люди в своей жизни применяли социальные практики, направленные на поддержку бездомных животных, однако, эти практики не требовали активного вовлечения; проблему бездомных животных необходимо решать через организацию оптимальной жизни для бездомных животных, а также посредством социальной рекламы, направленной на формирование осведомленности о способах и приемах решения проблемы бездомных животных, на побуждение к действиям людей, с помощью которых данная проблема может быть решена или минимизированы отрицательные последствия существования проблемы бездомных животных.

37-46 168
Аннотация

Трансформационные процессы в современном обществе актуализируют осмысление ряда молодежных проблем, в том числе профессиональной социализации. В данном контексте комплексное изучение студенческой молодежи как потенциального носителя будущего общества становится важной научно-прикладной проблемой. Студенчество выделяется наличием высокого образовательного уровня, познавательной мотивацией и социальной активностью. Профессиональная социализация способствует получению профессии, формированию профессиональных качеств и успешному вхождению в производственную среду. Автором приводятся разнообразные научные подходы к раскрытию научной категории «профессиональная социализация». Причем отдельные научные положения становятся методологическим ключом к пониманию содержания процесса социализации. Представлены результаты авторского исследования процесса профессиональной социализации студентов Тюменского индустриального университета, целью которого являются формирование социально значимых качеств, практических умений и навыков, необходимых для успешной реализации в профессиональной сфере.

СОЦИОЛОГИЯ МИГРАЦИИ

47-55 128
Аннотация

В условиях существенного роста территориальной мобильности населения страны особый интерес приобретает проблема миграционных перемещений жителей регионов российской провинции. Целью нашего исследования является анализ динамики мотивов и направлений миграций жителей сел и небольших городов одного из российских регионов — Республики Марий Эл. Отмечается тенденция роста миграций, связанных с экономическим положением населения, и с ростом интереса молодежи к получению образования. Автор подчеркивает возрастание актуальности проблемы возрождения давней традиции временной миграции сельского населения в города. Особое внимание уделяется сравнительному анализу изменений возможностей миграции горожан и сельчан за анализируемый период.

СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

56-68 217
Аннотация

В статье представлен аналитический обзор кризисного состояния сферы культуры, возникшего вследствие отсутствия в последние три десятилетия продуманной, системной государственной политики в данном направлении деятельности российского общества. Общая ориентация на западные образцы культуры (СМИ, театр, литература и т. д.) способствовали углублению межпоколенческого кризиса. Сфера культуры стала тем видимым разломом, который обозначил современный межпоколенческий кризис. В ходе исследования были применены как общенаучные методы исследования (анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнительно-исторический и диалектические методы исследования), так и частнонаучные (анализ вторичных социологических данных), также в исследовании представлен обзор интервью, текстов статей, блогов из сети Интернет и т. д. по вопросам воспитания подрастающего поколения в современных условиях. Авторы статьи на фактологическом материале произвели анализ современного состояния культуры. Особое внимание уделено наличию межпоколенческого кризиса, возникшего в 90‑е годы XX века вследствие кардинальной смены ориентиров во всех сферах жизнедеятельности общества и особенно в сфере культуры Российского государства. Преодоление межпоколенческого кризиса также авторами статьи видится в отказе от тотальной вестернизации культурно-образовательной сферы и необходимости системной пропаганды базовых традиционных российских ценностей.

ПРОБЛЕМЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ И САМОИДЕНТИФИКАЦИИ

69-77 129
Аннотация

Социокультурные процессы, затрагивающие в том числе и СМИ (коммерциализация, конвергенция, цифровизация журналистики), заставляют методистов, социологов, журналистов-практиков пересмотреть условия формирования идентичности (прежде всего профессиональной) обучающихся в вузе. Необходимы новые подходы, концепции, модели медиаобразования, которые бы отвечали новым вызовам времени. В данной статье, на основе психологического исследования и анкетирования студентов первого курса СурГПУ, обозначаются проблемы в адаптации и становлении будущих журналистов в рамках образовательного процесса, выявляются проблемные вопросы, предлагаются способы их решения. Автор считает, что основным условием, содействующим успешному формированию профессиональной идентификации обучающихся, развитию необходимых компетенций, повышению мотивации станет создание целостного образовательного пространства, «медиапарка» (М. Ю. Ершов), в рамках которого моделировались бы профессиональные кейсы, а студенты разных курсов готовили оригинальные медиапродукты (метод проектов), имеющие ярко выраженную социальную направленность.

78-90 236
Аннотация

Исследование профессиональной идентичности студентов расширяет эмпирическое поле научного направления «антропология профессий», методологического подхода к изучению самосознания, образов и повседневных практик конкретного профессионального сообщества. Цель настоящей статьи — систематизация и анализ кейсов, демонстрирующих маркеры профессиональной идентичности студентов региональных университетов — будущих педагогов-историков. Изучение профессиональной идентичности студенчества способствует пониманию мотивации и заинтересованности обучающихся в овладении профессией и трудоустройстве по специальности, восприятию профессиональных качеств. Собственное осознание себя преподавателем / учителем истории и обществознания или историком-исследователем выявляет конкретные характеристики данных образов и свойственную им индивидуальность.
Профессиональная идентичность студентов подразумевает тип идентичности, который представляет собой психологическую категорию, относящуюся к осознанию и оценке собственной принадлежности к конкретной профессии и профессиональному сообществу. Понятие «профессиональной идентичности» сопоставимо со словосочетанием «профессиональная субкультура», используемым по отношению к обозначению комплекса традиций, характеризующих конкретное профессиональное сообщество — стереотипы, поведенческие паттерны, повседневность, символику, атрибутику.
Особое внимание в статье уделено комментариям информантов и их интерпретации, позволяющим создание адекватной картины восприятия своего студенчества и специфики будущей профессии.

91-101 226
Аннотация

Поднимается проблема в жизнедеятельности спортсменов такого социального феномена, как стигматизация, который изучается с опорой на драматургический подход, актуализированный И. Гофманом. Общественное восприятие определенной социальной группы отражается на процессе идентификации личности/группы в современном социуме, что подтолкнуло к проведению авторского социологического исследования с целью выявления факта стигматизации в жизнедеятельности спортсменов и причин данного социального явления. Материалы и методы. Методологическая база исследования: теория стигматизации и концепция «порядка взаимодействия» И. Гофмана, теория социального конструирования П. Бергера и Т. Лукмана, теория маргинальности. Эмпирическая база исследования — проинтервьюированы представители спорта следующих квалификаций: кандидаты в мастера спорта, мастера спорта, мастера спорта международного класса (n=36 чел.; отбор респондентов осуществлялся методом снежного кома) разных возрастных категорий в настоящее время интегрированные в сферу спорта как действующие спортсмены, либо завершившие спортивную карьеру. Результаты и научная новизна. Общественный образ спортсмена, сконструированный в современном обществе, является преимущественно стигматизированным в восприятии представителей спорта. Отправным пунктом процесса навешивания ярлыков на данную категорию населения является система образования общеобразовательного звена. Наиболее распространенными коммуникативными средствами стигматизации спортсменов в системе образования являются языковые средства (клички, обидные прозвища), способы и стили общения (угрозы в ходе взаимодействия), использование разных шкал оценивания учебных достижений. Ведущими причинами стигматизации спортсменов в восприятии самих же представителей спорта выступают: зависть к достижениям спортсменов; ошибочное восприятие спорта как деятельности, не связанной с тяжелым трудом; наличие различных проявлений отклоняющегося поведения у спортсменов в публичном пространстве. В результате выявлена необходимость коррекции межличностного взаимодействия в системе образования в связи с присутствием стигматизации обучающихся спортсменов, что является новизной исследования.

ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ И ОБРАЗОВАНИЯ

102-109 469
Аннотация

В условиях перехода к цифровой экономике возрастает значимость цифровых компетенций студенческой молодежи, которые необходимы для дальнейшей профессиональной деятельности, безопасного нахождения в цифровой среде. В статье представлен обзор и систематизация научных подходов, раскрывающих содержание цифровой грамотности. Предложено соотношение научных категорий «цифровая грамотность» и «цифровая компетенция». Конкретными фактами подтверждается использование в образовании цифровых технологий, предполагающих наличиt цифровых компетенций у студентов. Установлено, что цифровая грамотность предполагает формирование навыков поиска, анализа, оценки полученной информации; активное использование образовательных платформ, цифровых технологий медиабезопасности в цифровой среде. В связи с этим цель авторского исследования заключается в определении уровня формирования цифровых компетенций студентов в системе высшего образования. Научная новизна исследования заключается в теоретическом обосновании содержания цифровой грамотности и систематизации подходов на основе компетентносного подхода. В данном контексте представляют интерес результаты опроса студентов Тюменского индустриального вуза, направленного на выявление проблем формирования цифровых компетенций в высшей школе. Результаты исследования могут служить важным методологическим инструментом в определении групп риска касательно уровня развития цифровых компетенций среди обучающихся, применения методов безопасного использования контента, предупреждения распространения деструктивных интернет-практик в студенческой среде.

110-116 140
Аннотация

Растущее использование технологий виртуальной реальности требует понимания их роли в социальном развитии. В основном виртуальная реальность применяется и достаточно активно в игровой индустрии, но в последнее время данная технология активизировалась в образовании как инструмент для работы с большим объемом информации и новыми формами их представления. Виртуальная реальность выступает и как коммуникационный инструмент в социуме. Поэтому так важно изучить ценностный аспект внедрения данных технологий в обучение. Применение авторского подхода, основанного на следующих методах исследования, таких как метод сравнительного анализа, конкретизации и научного обобщения, позволили выявить ценностные аспекты обучения посредством применения технологий виртуальной реальности в настоящее время.

117-126 173
Аннотация

Статья посвящена анализу основных принципов и методов коммуникации просветительских интернет-изданий в рамках концепции общественных научных коммуни- каций (ОНК). Широкое развитие цифровых технологий и средств массовой информаций способствует формированию новой среды научных коммуникаций, реализующих просветительские задачи. Данное обстоятельство помимо позитивных тенденций также заключает в себе определенные вызовы для научного сообщества и его дальнейшего взаимодействия с социумом.
Цель: характеристика особенностей деятельности отечественных научно-просветительских интернет-изданий.
Материалы и методы: Статья базируется на результатах исследования, осуществленного в 2023 г. с помощью метода систематического анализа научной литературы, посвященной общественным научным коммуникациям. В статье также использованы данные анализа кейсов отечественных просветительских интернет-изданий.
Результаты и научная новизна: В статье дана социологическая характеристика понятий «медиапространство», «популяризация научного знания». На основании результатов исследования осуществлена систематизация основных принципов и классификация методов коммуникации, реализуемой просветительскими интернет-изданиями. Впервые на основе предложенной теоретической рамки рассмотрены кейсы таких популярных отечественных интернет-изданий, как Arzamas, Постнаука, электронный журнал «Нож».

ПЕДАГОГИ В ГОСТЯХ У СОЦИОЛОГОВ

127-136 127
Аннотация

В статье описывается опыт разработки и апробации модульной системы внеаудиторной самостоятельной работы студентов неязыковых направлений по иностранному языку в электронной информационно-образовательной среде. Модульная организация самостоятельной работы студентов рассматривается в качестве средства повышения эффективности обучения иностранному языку в условиях ограниченного количества аудиторных часов и большой наполняемости учебных групп. Выделены компоненты электронного модуля как структурной единицы организации самостоятельной работы студентов (целевой, содержание и материалы, тренировка и самоконтроль, итоговый контроль и оценка), а также их характеристики (комплексность практических задач, самодостаточность и отсутствие жесткой сопряженности содержания модуля с аудиторными занятиями, автономный режим выполнения заданий и автоматическая проверка, оценивание в рамках балльно-рейтинговой системы в электронной среде). Пробное использование электронных модулей для организации самостоятельной работы студентов Национального исследовательского университета «МИЭТ», а также анкетирование студентов подтвердили теоретические выводы и позволили наметить дальнейшие шаги по совершенствованию модульной системы.

137-141 134
Аннотация

В статье рассматриваются методы интерпретации этноискусства и его потенциал в сфере проектной деятельности будущих дизайнеров. Рассмотрена методика предпроектного и визуально-морфологического анализа в учебном процессе. Определена роль этноискусства в содержании профессионального художественного образования.

142-150 110
Аннотация

В статье рассматривается проблема развития исследовательской компетенции в контексте изучения иноязычного академического письма в современных условиях. Цель данной статьи — определение потенциала использования современных электронных образовательных ресурсов как средства развития исследовательской компетенции и оценка эффективности использования данных ресурсов в процессе обучения иноязычному академическому письму в вузе. В качестве методов исследования использовались анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта, обобщение, анкетирование и тестирование. На основании анализа литературы раскрывается содержание понятия исследовательской компетенции, дается характеристика критериев оценивания уровней развития исследовательской компетенции. В ходе исследования был осуществлен анализ уровня сформированности исследовательской компетенции у обучающихся и представлены результаты обучения. Полученные результаты говорят о том, что использование ресурсов электронной информационно-образовательной среды универ- ситета в процессе обучения иноязычному академическому письму способствует эффективному развитию исследовательской компетенции обучающихся. Новизна исследования заключается в дополнении эмпирических данных новыми сведениями о возможностях развития исследовательской компетенции в контексте изучения иноязычного академического письма.

151-159 165
Аннотация

Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена реализацией этнокультурного и регионального компонентов образовательных программ в рамках обновленных федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС). В настоящее время усилилась значимость этнопедагогики как одного из направлений парадигмы современного образования. Обновленные ФГОС направлены на овладение обучающимися духовных ценностей и культуры многонационального народа Российской Федерации.
В статье представлены результаты социологического исследования, направленного на выявление проблемных зон, возникающих в ходе реализации программ этнокультурной направленности в образовательных организациях Республики Татарстан. В качестве респондентов выступили педагоги предметной области «Искусство», осуществляющие свою деятельность в образовательных организациях Республики Татарстан.
Полученные в ходе опроса данные, свидетельствуют о недостаточно высоком уровне сформированности этнокультурной компетентности педагогов, что проявляется в нехватке знаний как о народной культуре, так и о формах ее реализации в образовательном процессе. В рамках исследования установлен ограниченный круг социальных партнеров, привлекаемых ими для реализации программ этнокультурной направленности. Также выявлена проблема недостаточной обеспеченности учебно-воспитательного процесса по программам этнокультурной направленности методическим сопровождением и под- держкой.
Обозначенные в ходе исследования проблемные зоны реализации этнокультурных образовательных программ позволят сформировать дорожную карту по их устранению. Это послужит достижению качественных результатов при освоении образовательных программ, а также положительно отразится на сфере этнокультурного образования в целом.

160-168 123
Аннотация

Внедрение робототехники во все технологические процессы меняет среду обитания, что требует развития технологического мышления школьников на уроках технологии. Это актуализирует необходимость изучения влияния образовательной робототехники на развитие методической системы обучения (МСО) будущих учителей технологии. В статье дан анализ влияния образовательной робототехники на МСО будущих учителей технологии в РГПУ им. А. И. Герцена; проблемный подход отмечен как обязательный элемент обучения в педагогическом университете. Статья написана с целью обмена опытом.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-7626 (Print)