Методологические подходы к изучению образования: теоретический обзор
https://doi.org/10.26105/SSPU.2023.83.2.001
Аннотация
В статье рассматриваются различные подходы к исследованию образования в социологии. Показана преемственность, взаимосвязь и проблемное поле основных макросоциологических и микросоциологических направлений, что способствует расширению и систематизации теоретико-методологического аппарата при изучении образования как социального феномена.
Об авторах
С. С. БогданРоссия
Богдан Сергей Сергеевич -кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры социально-экономического образования и философии
Д. И. Богдан
Россия
Богдан Дарья Ивановна - начальник отдела мониторинга качества обучения
Список литературы
1. Амбарова П. А., Зборовский Г. Е. Время социальной общности. Монография. Министерство образования и науки Российской Федерации Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2017. 347 с.
2. Амбарова П. А. Темпоральная самоорганизация вузовской науки и трансформация научно-педагогического сообщества // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2016. № 2(41). С. 35–41.
3. Астафьев Я. У., Шубкин В. Н. Социология образования в СССР и России // Мир России. Социология. Этнология. 1996. Т. 5, № 3. С. 161–178.
4. Бабушкин И. Е., Воронцов П. Г., Елисеев В. А., Ушакова Е. В. Социокультурная специфика социально-педагогических трансформаций в условиях кризиса образования (западный и российский подходы) // Философия образования. 2020. Т. 20, № 2. С. 145–165.
5. Дзиов А. Р. Современная высшая школа в институциональном аспекте // Философия образования. 2011. № 3(36). С. 68–72.
6. Дроздова Ю. А. Ресурсный подход в исследовании территориальных общностей // Вестник Института социологии. 2019. Т. 10, № 1. С. 82–103.
7. Зарубежная социология образования. Коллективная монография / А.М. Осипов, В.А. Иванова, П.И. Рысакова [и др.]. Великий Новгород: Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, 2014. 346 с.
8. Засыпкин В. П., Мастюгина (Лаврик) Е.В. Социальное благополучие и социальное самочувствие студенческой молодежи ХМАО — Югры сквозь призму ценностных ориентаций // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2021. № 5 (74). С. 84–93.
9. Зборовский Г. Е. Образование: научные подходы к исследованию // Социологические исследования. 2000. № 6. С. 21–29.
10. Зборовский Г. Е. Образовательные общности и противоречия их темпоральных характеристик // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2016. № 2(41). С. 25–34.
11. Зборовский Г. Е. Теория социальной общности. Монография. Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2009. 300 с.
12. Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Социология высшего образования. Монография. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, Российское общество социологов. Екатеринбург: Автономная некоммерческая организация высшего образования «Гуманитарный университет», 2019. 539 с.
13. Иванова В. А., Осипов А. М. Теории конфликта в современной социологии образования // Вестник Новгородского государственного университета. 2005. № 31. С. 71–73.
14. Кирьякова А. В., Ольховая Т. А. Реализация аксиологического подхода в университетском образовании // Высшее образование в России. 2010. № 5. С. 124–128.
15. Константиновский Д. Л., Кораблева Г. Б. Об институциональном подходе к исследованию связи профессии и образования // Социологические исследования. 2000. № 6. С. 48–51.
16. Литвиненко Е. Ю., Сусименко Е. В. Аксиологический подход в контексте исследования современного высшего образования // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. 2020. № 2. С. 75–80.
17. Нечаев В. Я. Новые подходы в социологии образования // Социологические исследования. 1999. № 11. С. 84–91.
18. Осипов А. М., Матвеева Н. А. Социология образования в России: «работа над ошибками» в начале XXI века // Высшее образование в России. 2009. № 9. С. 36–42.
19. Осипов А. М., Тумалев В. В. Социология образования в России: проблемы и перспективы // Социологические исследования. 2004. № 7(243). С. 120–127.
20. Попова Е. С. О теоретико-методологических аспектах изучения влияния профессионального образования на социальную стратификацию // Вестник Института социологии. 2020. Т. 11, № 3. С. 14–27.
21. Рысакова П. И. Статус теоретического знания в современном образовании: новые подходы в современной социологии образования // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. — 2015. Т. 208. С. 289–297.
22. Синицина И. А., Корчаловская Н. В., Сундукова А. Х. Системно-синергетический подход в интерпретации социальных феноменов (на примере управления образованием) // Философия образования. 2018. № 1(74). С. 97–107.
23. Тюрина Ю. А. К вопросу о теоретико-методологических основах социологии образования в России // Журнал социологии и социальной антропологии. 2006. Т. 9, № 4. С. 117–129.
24. Федорова Л. А., Коршикова Л. Ю. Аксиологический подход к проблемам образования // Философия образования. 2016. № 2(65). С. 153–164.
25. Фурсова В. В., Горбачева О. В. Социология образования как отрасль социологического знания: сравнительный анализ российского и зарубежного образовательного дискурса // Социологическая наука и социальная практика. 2015. № 2(10). С. 88–111.
26. Черезов А. Е. Синергетический подход в социальной философии и социологии образования // Социология образования. 2008. № 8. С. 30–37.
27. Чмыхало А. Ю., Макиенко М. А. Социальные коммуникации в образовании в условиях внедрения смарт-технологий // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2022. № 66. С. 111–126.
28. Шереги Ф. Э. Дисфункциональность российского профессионального образования // Труд и социальные отношения. 2009. Т. 20, № 12. С. 23–31.
29. Шуклина Е. А. Коммуникативный подход к исследованию образовательной сферы // Педагогический журнал Башкортостана. 2006. № 6(6). С. 61–70.
Рецензия
Для цитирования:
Богдан С.С., Богдан Д.И. Методологические подходы к изучению образования: теоретический обзор. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2023;(2 (83)):9-17. https://doi.org/10.26105/SSPU.2023.83.2.001
For citation:
Bogdan S.S., Bogdan D.I. Methodological Approaches to the Study of Education: a Theoretical Overview. Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2023;(2 (83)):9-17. (In Russ.) https://doi.org/10.26105/SSPU.2023.83.2.001