Реализация программ этнокультурной направленности в образовательных организациях Республики Татарстан: проблемные зоны
https://doi.org/10.26105/SSPU.2023.83.2.016
Аннотация
Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена реализацией этнокультурного и регионального компонентов образовательных программ в рамках обновленных федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС). В настоящее время усилилась значимость этнопедагогики как одного из направлений парадигмы современного образования. Обновленные ФГОС направлены на овладение обучающимися духовных ценностей и культуры многонационального народа Российской Федерации.
В статье представлены результаты социологического исследования, направленного на выявление проблемных зон, возникающих в ходе реализации программ этнокультурной направленности в образовательных организациях Республики Татарстан. В качестве респондентов выступили педагоги предметной области «Искусство», осуществляющие свою деятельность в образовательных организациях Республики Татарстан.
Полученные в ходе опроса данные, свидетельствуют о недостаточно высоком уровне сформированности этнокультурной компетентности педагогов, что проявляется в нехватке знаний как о народной культуре, так и о формах ее реализации в образовательном процессе. В рамках исследования установлен ограниченный круг социальных партнеров, привлекаемых ими для реализации программ этнокультурной направленности. Также выявлена проблема недостаточной обеспеченности учебно-воспитательного процесса по программам этнокультурной направленности методическим сопровождением и под- держкой.
Обозначенные в ходе исследования проблемные зоны реализации этнокультурных образовательных программ позволят сформировать дорожную карту по их устранению. Это послужит достижению качественных результатов при освоении образовательных программ, а также положительно отразится на сфере этнокультурного образования в целом.
Об авторах
Л. А. ДавлетшинаТаджикистан
Давлетшина Лилия Авальевна - кандидат социологических наук, начальник информационно-аналитического отдела
В. М. Латыйпова
Россия
Латыйпова Венера Минехатовна - кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник информационно-аналитического отдела
Н Б. Кондратьева
Россия
Кондратьева Наталья Борисовна - старший научный сотрудник лаборатории воспитания и профилактики асоциального поведения
Список литературы
1. Давлетшина Л. А., Кондратьева Н. Б., Самойлова А. В. Формирование этнопедагогической компетентности в условиях поликультурности: региональный опыт // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2021. № 3. С. 93–100.
2. Давлетшина Л. А., Кондратьева Н. Б., Шаехов М. Р. Региональный образовательный проект как инструмент совершенствования этнопедагогической компетентности // Современное образование: актуальные вопросы и инновации. 2021. 2 (10). С. 91–97. URL: https://drive.google.com/file/d/1ANV0ijqasnVX2BIMdiqZFtuzNCH1ZWGV/edit (дата обращения: 25.10.2022).
3. Давлетшина Л. А., Шамсутдинова В. В., Кондратьева Н. Б. Этнокультурная компетентность педагогов, реализующих программы этнокультурной направленности в образовательных организациях Республики Татарстан: социологический анализ // Этнопедагогический ежегодник: сборник научных статей. Чебоксары. 2022. Выпуск 13. С. 18–24.
4. Кондратьева С. Б. Роль профессиональной этики в формировании этнокультурной компетентности современного педагога // Интерактивная наука. 2018. № 3 (25). С. 74–76. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-professionalnoy-etiki-v-formirovanii-etnokulturnoy-kompetentnosti-sovremennogo-pedagoga (дата обращения: 26.12.2022).
5. Латыйпова В. М., Муртазина Г. Р. Анализ реализации программ этнокультурной направленности в общеобразовательных организациях Республики Татарстан на современном этапе // Этнопедагогический ежегодник: сборник научных статей. Чебоксары. 2022. Выпуск 13. С. 37–42.
6. Мальцева Е. В., Макарова О. А., Мухина С. А. Этнокультурное образование как основа формирования экологической компетентности школьников // Вестник Марийского государственного университета. 2018. № 1 (29). С. 61–68. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etnokulturnoe-obrazovanie-kak-osnova-formirovaniya-ekologicheskoy-kompetentnosti-shkolnikov (дата обращения: 21.12.2022).
7. Нугуманова Л. Н. Управление кадровым потенциалом в образовательной организации (анализ ситуации на основе результатов мониторинга) // Современное образование: актуальные вопросы и инновации. 2022. № 3. С. 5–10.
8. Нугуманова Л. Н., Шайхутдинова Г. А., Яковенко Т. В. Индивидуальный образовательный маршрут как технология непрерывного профессионального развития педагога // Вестник НЦБЖД. 2021. № 3 (49). С. 19–26.
9. Солодухина Т. К. Современные проблемы преподавания дисциплин этнокультурного цикла в образовательных организациях // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2017. № 4 (27). С. 102–109. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-problemy-prepodavaniya-distsiplin-etnokulturnogo-tsikla-v-obrazovatelnyh-organizatsiyah (дата обращения: 23.12.2022).
10. Султанбаева К. И. Формирование этнокультурной компетентности будущих педагогов в процессе изучения этнопедагогики // Проблемы современного образования. 2021. № 1. С. 87–95. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-etnokulturnoy-kompetentnosti-buduschih-pedagogov-vprotsesse-izucheniya-etnopedagogiki (дата обращения: 30.12.2022).
11. Фатхуллина Л. З., Ярцева Д. С. Теоретико-методологические методы предупреждения конфликтов в школьной среде // Вестник Казанского технологического университета. 2013. Т. 16. № 15. С. 270–276.
12. Федорова С. Н., Петрова Т. Н. Эффективные механизмы инновационного развития этнокультурного образования детей на различных ступенях системы образования // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2019. № 1 (101). С. 222–231. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnye-mehanizmy-innovatsionnogo-razvitiya-etnokulturnogo-obrazovaniya-detey-na-razlichnyh-stupenyahsistemy-obrazovaniya (дата обращения: 09.01.2023).
Рецензия
Для цитирования:
Давлетшина Л.А., Латыйпова В.М., Кондратьева Н.Б. Реализация программ этнокультурной направленности в образовательных организациях Республики Татарстан: проблемные зоны. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2023;(2 (83)):151-159. https://doi.org/10.26105/SSPU.2023.83.2.016
For citation:
Davletshina L.A., Latyipova V.M., Kondrat’eva N.B. Implementation of Ethno-Cultural Programmes in Educational Organizations of the Republic of Tatarstan: Problem Areas. Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2023;(2 (83)):151-159. (In Russ.) https://doi.org/10.26105/SSPU.2023.83.2.016