Preview

Вестник Сургутского государственного педагогического университета

Расширенный поиск

Представители спорта как категория, «пораженная» стигмой в системе образования

https://doi.org/10.26105/SSPU.2023.83.2.009

Аннотация

Поднимается проблема в жизнедеятельности спортсменов такого социального феномена, как стигматизация, который изучается с опорой на драматургический подход, актуализированный И. Гофманом. Общественное восприятие определенной социальной группы отражается на процессе идентификации личности/группы в современном социуме, что подтолкнуло к проведению авторского социологического исследования с целью выявления факта стигматизации в жизнедеятельности спортсменов и причин данного социального явления. Материалы и методы. Методологическая база исследования: теория стигматизации и концепция «порядка взаимодействия» И. Гофмана, теория социального конструирования П. Бергера и Т. Лукмана, теория маргинальности. Эмпирическая база исследования — проинтервьюированы представители спорта следующих квалификаций: кандидаты в мастера спорта, мастера спорта, мастера спорта международного класса (n=36 чел.; отбор респондентов осуществлялся методом снежного кома) разных возрастных категорий в настоящее время интегрированные в сферу спорта как действующие спортсмены, либо завершившие спортивную карьеру. Результаты и научная новизна. Общественный образ спортсмена, сконструированный в современном обществе, является преимущественно стигматизированным в восприятии представителей спорта. Отправным пунктом процесса навешивания ярлыков на данную категорию населения является система образования общеобразовательного звена. Наиболее распространенными коммуникативными средствами стигматизации спортсменов в системе образования являются языковые средства (клички, обидные прозвища), способы и стили общения (угрозы в ходе взаимодействия), использование разных шкал оценивания учебных достижений. Ведущими причинами стигматизации спортсменов в восприятии самих же представителей спорта выступают: зависть к достижениям спортсменов; ошибочное восприятие спорта как деятельности, не связанной с тяжелым трудом; наличие различных проявлений отклоняющегося поведения у спортсменов в публичном пространстве. В результате выявлена необходимость коррекции межличностного взаимодействия в системе образования в связи с присутствием стигматизации обучающихся спортсменов, что является новизной исследования.

Об авторе

А. В. Ермилова
ФСН Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского
Россия

Ермилова Анна Вячеславовна - кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры общей социологии и социальной работы



Список литературы

1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. URL: https://skepdic.ru/wp-content/uploads/2013/05/Berger_Lukman_-_Sotcialnoe_konstruirovanie_realnosti_Skepdic.ru_.pdf (дата обращения: 24.10.2022)

2. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / Пер. с англ. И вступ. Статья А. Д. Ковалева. М.: «КАНОН-пресс-Ц, «Кучково поле», 2000. 304 с.

3. Гофман И. Стигма: Заметки об управлении испорченной идентичностью. URL: https://www.hse.ru/data/2011/11/15/1272895702/Goffman_stigma.pdf (дата обращения: 22.10.22)

4. Джемс У. Прагматизм: новое название для некоторых старых методов мышления: Популярные лекции по философии / Пер. с англ. Изд. 3-е. М.: ЛКИ, 2011. 240 с.

5. Дьюи Дж. Обычай и привычка. // Интеракционизм в американской социологии и социальной психологии первой половины XX века: Сб. переводов. / РАН. ИНИОН. Центр социал. научн.-информ. исследований. Отд. социологии и социал. психологии; Сост. и переводчик В. Г. Николаев. Отв. ред. Д. В. Ефременко. М., 2010. Сер.: Теория и история социологии). С. 84–97.

6. Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Риски образовательной неуспешности учащейся молодежи // Социологический журнал. 2020. Том 26. № 2. С. 60–81.

7. Ермилова А. В. Трансформация представлений о спорте высших достижений в зеркале феноменологии // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. № 4. 2021. С. 194–206.

8. Кадушина В. А. Отношение к ценностям спорта в российском обществе // NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. № 16(71) 2009. С. 187–193.

9. Кули Ч. Х. Человеческая природа и социальный порядок. URL: https://smolsoc.ru/index.php/home/2009–12–24–13–38–54/32–2010–08–30–11–31–52/1080 (дата обращения: 21.10.2022)

10. Мид Дж. Разум, я и общество (главы из книги). G. H. Mead. Mind, self and society. Chicago, 1934. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/97-04-041-dzh-g-mid-razum-ya-i-obschestvo-glavy-iz-knigi-g-hmead-mind-self-and-society-chicago-1934-p-135–144–164–178–192–200 (дата обращения: 20.10.2022)

11. Мнацаканян Б. Х., Хачатурова Э. В., Степанян Л. С. Основные факторы демотивации у спортсменов различных групп видов спорта // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. № 1(38) 2016. С. 64–68.

12. Попова И. П. Маргинальность: Социол. анализ / И. П. Попова; Моск. гос. соц. ун-т. — М.: Союз, 1996. 77 с.

13. Смит А. Теория нравственных чувств/Вступ. ст. Б. В. Мееровского; Подгот. текста, коммент. А. Ф. Грязнова. М.: Республика, 1997. 351 с.

14. Федоровская М. Ю. Спорт как социокультурное явление современности и его ведущие функции // Социодинамика. 2019. № 5. С. 1–14.

15. Thomas W. I. On social organization and social personality. URL: https://archive.org/details/withomasonsocial0000thom/page/n3/mode/2up (дата обращения: 21.10.2022)


Рецензия

Для цитирования:


Ермилова А.В. Представители спорта как категория, «пораженная» стигмой в системе образования. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2023;(2 (83)):91-101. https://doi.org/10.26105/SSPU.2023.83.2.009

For citation:


Ermilova A.V. Sports Representatives as a Category «Affected» by Stigma in the Educational System. Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2023;(2 (83)):91-101. (In Russ.) https://doi.org/10.26105/SSPU.2023.83.2.009

Просмотров: 232


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-7626 (Print)