Профессиональная идентичность студентов: опыт региональных университетов
https://doi.org/10.26105/SSPU.2023.83.2.008
Аннотация
Исследование профессиональной идентичности студентов расширяет эмпирическое поле научного направления «антропология профессий», методологического подхода к изучению самосознания, образов и повседневных практик конкретного профессионального сообщества. Цель настоящей статьи — систематизация и анализ кейсов, демонстрирующих маркеры профессиональной идентичности студентов региональных университетов — будущих педагогов-историков. Изучение профессиональной идентичности студенчества способствует пониманию мотивации и заинтересованности обучающихся в овладении профессией и трудоустройстве по специальности, восприятию профессиональных качеств. Собственное осознание себя преподавателем / учителем истории и обществознания или историком-исследователем выявляет конкретные характеристики данных образов и свойственную им индивидуальность.
Профессиональная идентичность студентов подразумевает тип идентичности, который представляет собой психологическую категорию, относящуюся к осознанию и оценке собственной принадлежности к конкретной профессии и профессиональному сообществу. Понятие «профессиональной идентичности» сопоставимо со словосочетанием «профессиональная субкультура», используемым по отношению к обозначению комплекса традиций, характеризующих конкретное профессиональное сообщество — стереотипы, поведенческие паттерны, повседневность, символику, атрибутику.
Особое внимание в статье уделено комментариям информантов и их интерпретации, позволяющим создание адекватной картины восприятия своего студенчества и специфики будущей профессии.
Об авторах
В. В. МедведевРоссия
Медведев Владислав Валентинович - кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры социально-гуманитарного образования
М. В. Попов
Россия
Попов Максим Васильевич - кандидат исторических наук, доцент кафедры Всеобщей истории
455000, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 38
Список литературы
1. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / Пер. с англ. В. Николаева; вступ. ст. С.П. Баньковской. М.: Кучково поле, 2016. 416 с.
2. Брубейкер Р. Этничность без групп / пер. с англ. И. Борисовой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. 408 с.
3. Гадеа Ш. Социология профессий и социология профессиональных групп. В защиту изменения подхода // Антропология профессий, или посторонним вход разрешен / Под редакцией П. Романова, Е. Ярской-Смирновой (Библиотека Журнала исследований социальной политики). М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2011. С. 15–34.
4. Гучинова Э.-Б.М. Воображаемое — не значит выдуманное. Интервью с В.А. Тишковым // Антропология и этнология: современный взгляд / отв. ред. А.В. Головнёв, Э.-Б.М. Гучинова. М.: Политическая энциклопедия, 2021. С. 26–43.
5. Медведев В. В. Идентичности студенчества регионального университета: опыт этнологического мониторинга // Манускрипт. 2020. Т. 13. Вып. 4. С. 55–60. URL: http://www.gramota.net/materials/9/2020/4/10.html (дата обращения 25.01.2023).
6. Мунгалов В. Н., Левинa А. Г. Профессиональная идентичность студентов, получающих профессиональное образование (на примере высшего образования) // Baikal Research Journal. 2016. Т. 7. № 6. C. 24–24.
7. Резник Ю. М. Личность (в культурной антропологии) // Социокультурная антропология. История, теория и методология. Энциклопедический словарь. М.: Академический Проект, Культура; Киров: Константа, 2012. С. 878–886.
8. Тишков В. А., Бараш Р. Э., Степанов В. В. Идентичность и жизненные стратегии студенчества в России // Социологические исследования. 2017. № 8. С. 81–87.
9. Чекалева Н. В., Алексеева Т. Ю. Развитие профессиональной идентичности на основе профессионально-ценностных ориентаций будущих педагогов // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2021. № 3 (32). С. 159–162.
10. Чеканцева З. А. Для чего нужны историки? Заметки о возможностях и пределах дисциплинарной истории // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2022. Т. 164, кн. 3. С. 9–28.
11. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг: учеб. пособие. М.: Изд-во Моск. психолого-социал. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. 599 с.
12. Щепанская Т. Б. Антропология профессий // Журнал социологии и социальной антропологии. 2003. Т. VI. № 1. С. 140–162.
Рецензия
Для цитирования:
Медведев В.В., Попов М.В. Профессиональная идентичность студентов: опыт региональных университетов. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2023;(2 (83)):78-90. https://doi.org/10.26105/SSPU.2023.83.2.008
For citation:
Medvede V.V., Professional Identity of Students: the Experience of Regional Universities. Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2023;(2 (83)):78-90. (In Russ.) https://doi.org/10.26105/SSPU.2023.83.2.008