Принципы и методы коммуникации научно-просветительских интернет-изданий
https://doi.org/10.26105/SSPU.2023.83.2.012
Аннотация
Статья посвящена анализу основных принципов и методов коммуникации просветительских интернет-изданий в рамках концепции общественных научных коммуни- каций (ОНК). Широкое развитие цифровых технологий и средств массовой информаций способствует формированию новой среды научных коммуникаций, реализующих просветительские задачи. Данное обстоятельство помимо позитивных тенденций также заключает в себе определенные вызовы для научного сообщества и его дальнейшего взаимодействия с социумом.
Цель: характеристика особенностей деятельности отечественных научно-просветительских интернет-изданий.
Материалы и методы: Статья базируется на результатах исследования, осуществленного в 2023 г. с помощью метода систематического анализа научной литературы, посвященной общественным научным коммуникациям. В статье также использованы данные анализа кейсов отечественных просветительских интернет-изданий.
Результаты и научная новизна: В статье дана социологическая характеристика понятий «медиапространство», «популяризация научного знания». На основании результатов исследования осуществлена систематизация основных принципов и классификация методов коммуникации, реализуемой просветительскими интернет-изданиями. Впервые на основе предложенной теоретической рамки рассмотрены кейсы таких популярных отечественных интернет-изданий, как Arzamas, Постнаука, электронный журнал «Нож».
Об авторе
К. П. ТрефиловРоссия
Трефилов Кирилл Павлович - аспирант кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления
Екатеринбург
Список литературы
1. Бандиты и закон: взгляд социолога // Arzamas. URL: https://arzamas.academy/materials/969 (дата обращения: 04.05.2023).
2. Дзялошинский И. М. Современное медиапространство России. М.: Аспект Пресс, 2015. 312 с.
3. Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 N 2124–1 (ред. от 29.12.2022) // Консультант Плюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/ (дата обращения:04.05.2023).
4. Кирилин К. А. Формы и методы популяризации науки в российских СМИ // Мир науки культуры и образования. 2018. № 4. С. 439–441.
5. Компьютерные игры: взгляд социолога // Arzamas. URL: https://arzamas.academy/materials/947 (дата обращения: 04.05.2023).
6. Кривоносов А. Д. Публичная среда и публичные коммуникации в эпоху интернета // Верхневолжский филологический вестник. 2016. № 1. С. 68–74.
7. Петрушин Е. В. Является ли интернет средством массовой информации. URL: https://www.rg.ru/2008/08/25/internet.html (дата обращения: 27.04.2023).
8. Сухенко Н. В. Специфика популяризации науки в России // Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Серия «Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии». 2016. № 4. С. 18–22.
9. Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста. СПб.: Симпозиум, 2007. 502 с.
10. O’Brien T. C., Palmer R., Albarracin D. Misplaced trust: When trust in science fosters belief in pseudoscience and the benefits of critical evaluation // Journal of Experimental Social Psychology. 2021. Vol. 96. Article no. 104184.
11. Stebbins R. A. Leisure Activities in Context: A Micro-Macro/Agency-Structure Interpretation of Leisure. New York: Routledge, 2017. 198 p.
12. Tenopir C., King D. Towards electronic journals: realities for scientists, librarians, and publishers. Washington, DC: Special Libraries Association, 2000. 488 p.
Рецензия
Для цитирования:
Трефилов К.П. Принципы и методы коммуникации научно-просветительских интернет-изданий. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2023;(2 (83)):117-126. https://doi.org/10.26105/SSPU.2023.83.2.012
For citation:
Trefilov K.P. Principles and Methods of Communication of Scientific and Enlightenment Online Editions. Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2023;(2 (83)):117-126. (In Russ.) https://doi.org/10.26105/SSPU.2023.83.2.012