СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Воспитательная работа становится ключевым направлением деятельности школы. Родители, как участники образовательных отношений, призваны помогать школе в реализации ее функций, выступать партнером в разработке и организации воспитательных мероприятий и программ.
Цель статьи — анализ участия родителей в управлении воспитательной работы в школе. Для достижения поставленной цели были проведены: 1) массовый опрос родителей школьников Свердловской области (апрель 2024 г., n=14873 чел.); 2) контент- анализ протоколов родительских собраний в школах Свердловской области (n=467).
Показано, что родители позитивно оценивают существующие в современной школе практики воспитания и заинтересованы в получении полной информации о ней. Большинство родителей считают необходимым существование и функционирование родительских объединений в школах (совета родителей, наблюдательного совета, попечительского совета). Часть родителей готова выступать с инициативами и активно включаться в практики управления школой (в т. ч. воспитательной работой). Однако руководство школ и учителя не в полной мере готовы к такому взаимодействию. Новизна исследования заключается в комплексном (субъективно-объективном) анализе участия родителей в воспитательной работе в школе: массовом опросе родителей и контент-анализе протоколов родительских собраний.
Человеческий капитал в информационном обществе является значимым показателем развития личности. Человеческий капитал — ценность, включающая в себя компетенции, знания, способности, умения, навыки, образование и т. д. Инвестируя в человеческий капитал, человек вкладывается в собственное успешное будущее и самореализацию. Наиболее эффективным методом пополнения человеческого капитала в информационном обществе является самообразование.
Целью работы является изучение самообразования как ресурса формирования современного человеческого капитала.
В статье проведен анализ работ о человеческом капитале населения Г. Беккера, Т. Шульца, П. Бурдье, Дж. Коулмана, также был проведен анализ теоретических материалов, в которых рассматривается ресурсный подход — работы Т. И. Заславской, Н. Е. Тихоновой и Н. М. Давыдовой, В. А. Ядова.
Самообразование рассматривается сквозь призму ресурсного подхода. Обосновывается, что самообразование является инновационным ресурсом формирования человеческого капитала личности. Актуализируются и формулируются компоненты человеческого капитала. В число актуальных компонентов включается цифровая грамотность, также указываются аргументы в пользу этого включения. Дается авторское определение самообразования с точки зрения ресурсного подхода, с уточнением роли субъекта и анализом процесса приобретения и совершенствования знаний, умений и навыков как с помощью образовательных организаций, так и без них. Обозначено, с помощью каких видов и практик самообразования может быть оптимизирован процесс пополнения человеческого капитала.
Вовлечение учащейся молодежи в деятельность общественно-государственных объединений выступает важной задачей государственной молодежной политики. Однако в современных условиях индивидуализации и атомизации социума сложно формировать интерес молодежи к участию в деятельности общественных организаций. Ресурсом активизации такого интереса и социальной активности молодого поколения выступают позиции и действия различных субъектов образовательных отношений. Среди них — педагоги и администрация образовательных организаций, региональные органы управления образованием, родители учащихся.
Цель статьи — рассмотреть деятельность ключевых факторов российского образования по вовлечению школьников и студентов организаций СПО в Движение Первых.
Эмпирической базой статьи выступают результаты социологического исследования «Активизация участия учащейся молодежи Свердловской области в общественно- государственной организации «Движение Первых»», проведенного в феврале–мае 2024 г.
Анализ данных показывает, что ключевую роль в информировании школьников и студентов о Движении Первых играют педагоги, а также классные руководители (кураторы). Значительно меньшую роль в информировании играют советники директоров по воспитанию и родители. Органы исполнительной власти не влияют на решение учащихся о вступлении в Движение Первых, однако их поддержка необходима педагогам и кураторам.
Новизна исследования заключается в том, что впервые осуществлен замер интереса учащейся молодежи одного из субъектов Российской Федерации к ведущей общественно- государственной организации и определены причины его несформированности и неустойчивости. Кроме того, впервые раскрывается роль четырех факторов образования в активизации участия молодежи в Движении Первых, условия и возможности реализации потенциала их влияния на интерес школьников и студентов.
Практическая значимость исследования связана с возможностью использования полученных социологических данных для разработки практических рекомендаций органам управления Движения Первых, в частности, для создания Дорожной карты по вовлечению учащейся молодежи Свердловской области в Движение первых.
СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ
Одним из приоритетов современной государственной социальной политики в настоящее время является сохранение и укрепление здоровья населения, что подтверждает принятие целого нормативных документов, в которых задача сохранения и укрепления здоровья молодежи определена как приоритетная [14]. Однако, несмотря на повышенное внимание государства и общества к данной проблеме, наблюдается ухудшение здоровья населения в целом и молодежи, в частности. На основании результатов как вторичных социологических исследований, так и собственного эмпирического материала в статье проанализированы трактовки здорового образа жизни, который рассматривается с позиций биомедицинского, ценностного, деятельностного подходов. На основе данных эмпирических исследований выявлена мотивация студенческой молодежи к выбору здорового образа жизни. В статье рассмотрены идеи и концепции классиков социологической мысли (Г.Спенсера, М.Вебера, Э.Дюркгейма, Г.Зиммеля, Э. идденса и др.) о физическом воспитании личности в целом и здоровом образе жизни в частности, которые сохраняют свою актуальность для современного социологического знания.
В статье анализируется и раскрывается современная культура, ее влияние на мировоззрение и ценности молодежи. Как показывает опыт, культура ориентирует людей на определенные поведенческие стандарты, создает стимулы и мотивы их действий, поступков, считающихся в данном социальном сообществе нормальными, естественными, правильными. В связи с этим авторы провели социологический опрос среди студентов, с целью изучить мнение молодежи о современной культуре. В результате определили, что социальные сети, интернет и новые технологии играют важную роль в распространении современной культуры, что культура влияет на будущее общества и студенческую среду, через развитие и продвижение новых идей и инноваций. Студенты считают нужным принимать участие в разных мероприятиях, которые, формируют чувство гражданской причастности и гордости за свою страну, ее историю и культуру. Авторы выделяют и подчеркивают, что изменяющаяся культурная действительность, каждый раз обусловливает новые параметры жизненного пути нового поколения. Ценностное отношение современной российской молодёжи к культуре существенно изменяется под влиянием её жизненных ситуаций, поэтому необходимо обеспечить связь ценностного отношения к культуре с изменяющимися смысло-жизненными ориентациями молодых людей.
СОЦИОЛОГИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Введение. Актуальность исследования научных школ в вузах страны в целом и Уральского федерального округа (УрФО), в частности, особенно ощущается в последние годы. Она обусловлена возрастанием их роли и значения в разработке и использовании университетского научного пространства. Сами ученые, педагоги и представители системы управления вузовской наукой проявляют к этой проблеме повышенный интерес вследствие активизации деятельности научных школ. Объектом исследования в статье выступают научные школы вузов УрФО. Предметом исследования является характеристика вузовских научных школ и возможность их превращения в ведущего субъекта университетской научной деятельности.
Цель исследования — анализ возможностей и проблем развития института научных школ в вузах УрФО и превращения их в ведущего субъекта научной деятельности.
Результаты и научная новизна. Дана характеристика научной школы в вузе. Рассмотрена история и методология исследования университетских научных школ. Выявлены основные субъекты вузовской научной деятельности, показывается соотношение роли и значения научной школы и иных субъектов научной деятельности. Определены возможности превращения научной школы в ведущего субъекта научной деятельности в вузе. Научная новизна исследования состоит в том, что впервые поставлена и обоснована возможность становления научной школы в вузе в качестве ведущего субъекта научной деятельности и показаны пути решения этой проблемы.
В настоящее время экономика России переживает трансформационный период, связанный с рядом тенденций, как внешнего, так и внутреннего воздействия. К внешним относятся вопросы повышения конкурентоспособности предприятий на отечественной и мировой арене, а к внутренним — инновационная деятельность всех субъектов экономики. Не осталась в стороне и сфера высшего образования. Сегодня она находится в поиске оптимальной модели, пережив отказ от советского образования, присоединение к Болонской системе и уход от нее, а так же переход на новую систему. Несмотря на попытки государства модернизировать эту сферу, отечественные исследователи выявили, что последние 15 лет спрос на получение высшего образования падал.
Цель исследования: выявление причин падения ценности высшего образования в современном обществе обусловлена актуальностью исследования. Авторами проведен сравнительный анализ на основе статистических данных, а также собственное исследование, базирующееся на показателях Тюменского индустриального университета.
Методологической основой исследования послужил подход современных социологов Рональда Инглхарта и Кристиана Вельцель, которые придерживаются теории ценностного сдвига. Практическая значимость работы заключается в осмыслении проблемы снижения ценности высшего образования, имеющее не только теоретическое, но и практическое значение для формирования корректной политики российских вузов, а также для формирования комплексов мероприятий по привлечению обучающихся и пропаганде высшего образования в обществе для осознанного восприятия российским обществом ценности высшего образования, его актуальных и профессиональных предпочтений, адаптации граждан к обществу, а также готовности к труду и конкурентоспособности на рынке труда.
Категория «корпоративная культура» сегодня по праву считается междисциплинарной, а сам феномен активно изучается отечественными и зарубежными учеными.
До середины XX века корпоративная культура находилась в фокусе внимания исследователей, сосредоточившихся исключительно на организациях экономического профиля и эмпирическим путем доказавших прямую корреляцию экономической эффективности и доминирующего типа корпоративной культуры организации. Фокус внимания смещается на рубеже XX–XXI вв., культурно- идеологическая и социально- экономическая трансформация общества порождает научный интерес к исследованию корпоративной культуры образовательных организаций через призму антропологического подхода. Современные университеты характеризуются динамичной корпоративной культурой, сущностное содержание которой становится объектом прагматического, феноменологического, семиотического, философского, функционального, подходов, признанных классическими. Появление инновационных с точки зрения выявления функционального потенциала корпоративной культуры подходов детерминирует необходимость их более глубокого изучения.
Цель авторского исследования заключается в теоретическом анализе и систематизации методологических подходов к изучению феномена корпоративной культуры университета в контексте их эволюционного развития.
Методологическая база исследования представлена общесоциологическими методами, ретроспективный анализ позволил выявить особенности трансформации категории «культура» в результате смены общественных формаций, культурная парадигма формировалась на основе господствующей в обществе идеологии и доминирующих групповых ценностей, от универсальной культуры труда до академической культуры классического университета. Эволюция теоретико-методологических подходов к изучению корпоративной культуры университета изложена в авторской интерпретации как последовательный, многоэтапный процесс: от предпосылок к появлению первых постулатов культуры до формирования альтернативных направлений прикладных исследований.
Обобщение теоретических положений по вопросам классификации и систематизации подходов к изучению корпоративной культуры университета детерминировало вывод о непротиворечивости классических и современных подходах, перманентно растущем интересе к введению антропологического, лингвистического, коммеморативного подходов к интерпретации культуры образовательных организаций.
Научная новизна исследования заключается в выявлении возможностей инновационных подходов в раскрытии социокультурного, эвристического потенциала корпоративной культуры современного университета.
Практическое значение представляет разработанная автором классификация подходов к исследованию корпоративной культуры, построенная по принципу комплементарности, позволяющая существенно расширить возможности использования функционала культуры образовательных учреждений.
СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Актуальность исследования медиапространства дошкольного образования обусловлена необходимостью выявления возможностей управления им. Медиапространство рассматривается как «территория», на которой происходит согласование интересов субъектов дошкольного образования — органов местного самоуправления, дошкольных учреждений, родителей, государственных и некоммерческих организаций, с ними взаимодействующих. Проблема исследования заключается в том, что это медиапространство может стать конфликтогенным в том случае, если у его субъектов отсутствуют сформированные медиакомпетенции и понимание «законов» его функционирования. Цель статьи заключается в выявлении проблем управления медиапространством в муниципальном образовании. Ключевые вопросы: трактовка понятия и структуры медиапространства дошкольного образования; характеристика медиапространства дошкольного образования г. Лысьвы Пермского края; оценка барьеров управления медиапространством дошкольного образования. Эмпирическая база статьи — исследование, проведенное в 2022–2023 гг. методами анализа документов и полуструктурированного интервью. Элементами медиапространства дошкольного образования предложено рассматривать СМИ, интернет- форумы, социальные сети, чаты мессенджеров, сайты управления образованием и дошкольных учреждений. В качестве проблем управления медиапространством выделены: низкий уровень медиакомпетенций сотрудников органов власти и детских садов, отвечающих за сайты и паблики; невнимание к проблемам дошкольного образования в СМИ, сосредоточение интерактивного взаимодействия с родителями исключительно во фрагментированном пространстве мессенджеров. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов для выработки эффективной медиаполитики в системе дошкольного образования
Пути решения задач по укреплению позиции предприятия на рынке могут быть разные. Один из них — надежное и своевременное кадровое обеспечение. В данной статье мы рассмотрим институт наставничества, проверенный временем и, имеющий много преимуществ перед другими технологиями HR-менеджмента. Цель статьи — анализ развития корпоративного наставничества в современной России.
В основу методологии проведенного исследования положены концепции, позволяющие определить институциональный характер наставничества и его основополагающие функции, теории социального обмена и исследования корпоративного наставничества, раскрывающие способы профессионального развития. Для достижения поставленной цели были использованы методы вторичного анализа данных социологических исследований по теме, опроса сотрудников крупного российского предприятия (в форме анкетирования и интервьюирования).
Проведенное исследование позволило выявить основные институциональные характеристики корпоративного наставничества, определить его содержание и роль в развитии современных организаций; представить анализ сильных сторон наставничества и проблем в реализации; раскрыть суть ролевых моделей наставничества. Элементы научной новизны содержатся, преимущественно, в сформулированных автором выводах о возможностях расширения практик наставничества в отечественном корпоративном управлении. К ним относятся условия:
— понимания и признания руководящим составом предприятия ценности и потенциала наставничества;
— обеспечения управляемости наставнической деятельности, включая её планирование, организацию и финансирование, внедрение программ поощрения и развития наставников, контроль и оценку результатов по разработанной системе критериев.
ПРОБЛЕМЫ ОТРАСЛЕВЫХ СОЦИОЛОГИЙ
В эпоху цифровой экономики активно развиваются и успешно внедряются «сквозные цифровые технологии» во все сферы деятельности общества, в связи с чем избранная тема исследования представляет значительный интерес не только для экономических наук, но и для смежных отраслей знаний: история, социология, политология и др. Актуальность работы вызвана потребностью публичного управления в совершенствовании системы здравоохранения в эпоху цифровизации. В ходе исследования был изучен широкий круг научных источников российских авторов, посвященных проблемам цифровизации сферы здравоохранения. Для выявления задач цифровой трансформации здравоохранения были проанализированы различные подходы и точка зрения ученых- представителей отраслевых наук (экономики, социологи, философии и др.). Особое внимание было уделено межотраслевым теоретическим исследованиям по данной проблеме. В статье проанализирована правовая среда в области цифровизации системы здравоохранения России. Изучены основные системы, приложения и сервисы цифровой медицинской архитектуры. Представлены основные компании- разработчики современных цифровых помощников в оказании медицинской помощи. Пристальное внимание уделено развитию региональных информационных систем здравоохранения. Результаты исследования имеют теоретическое значение, поскольку они позволяют взглянуть под новым углом на проблему цифровизации здравоохранения, углубляют научные представления и дают новый импульс для продолжения научных исследований по данной проблематике.
Искусственный интеллект является одним из наиболее динамично развивающихся комплексов технологий, и его влияние на современное общество становится все более очевидным. Если ранее искусственный интеллект использовался преимущественно в математических и инженерно-технических областях науки, то сейчас технологии искусственного интеллекта уже применяются в ключевых сферах общественной жизни, и в дальнейшем практика его применения будет расширяться. В связи с динамичностью распространения искусственного интеллекта актуальным становится выявление его влияния на возможную трансформацию цифрового неравенства. В статье предпринята попытка проанализировать возможные направления трансформации цифрового неравенства под влиянием искусственного интеллекта. Используя концепцию трех уровней цифрового неравенства, авторы приходят к выводу, что искусственный интеллект может оказать как положительное влияние на нивелирование цифрового неравенства (в части необходимости создания и предиктивного обслуживания информационной инфраструктуры, персонализированного подхода к обучению и повышению мотивации использования цифровых технологий), так и отрицательное (в части ограничения доступа к технологиям искусственного интеллекта и увеличения экономического разрыва между организациями, использующими цифровые технологии). Сформулировано предположение, что широкое применение технологий искусственного интеллекта может сформировать новый уровень цифрового неравенства, выражающийся в новом способе квантификации общества и возможной дискриминации при реализации прав человека.
Статья посвящена описанию проблем профессиональной самоидентификации современных журналистов. На основе данных, полученных в результате анкетирования, а также опираясь на материалы творческих работ (эссе) на тему «Легко ли быть журналистом?» студентов СурГПУ, автор отмечает наметившиеся и все более усиливающиеся противоречия между социальным заказом в условиях цифровизации СМИ и восприятием профессии, своего места в медиапространстве как начинающими, так и уже состоявшимися журналистами. Акторы медиапространства УрФО зачастую не фиксируют актуальных трансформаций в СМИ и считают, что обладают достаточными компетенциями, чтобы быть конкурентоспособными на рынке медиауслуг. В условиях усиливающейся конкуренции с «общественными журналистами» и искусственным интеллектом такая стратегия для профессиональных журналистов является неэффективной. В этой связи предлагается в рамках отечественного медиаобразования скорректировать подходы к обучению будущих журналистов и выстроить учебные курсы, а также производственные практики таким образом, чтобы учесть новейший социальный запрос и те изменения, которые происходят в отечественной журналистике (цифровизация, конвергенция жанров, виртуализация медиапространства).
В статье исследуется одна из детерминант бытовой коррупции в современном российском обществе — осознанная готовность граждан к участию в коррупционных действиях.
Проанализированы основные теоретические подходы, традиционно используемые при рассмотрении этой проблемы в отечественной и зарубежной научной литературе. С учетом неоднозначных результатов борьбы с бытовой коррупцией в современном обществе в статье поставлена цель применить для исследования указанной детерминанты данного негативного феномена еще один подход, в основе которого лежит теория структурации известного английского социолога Э. Гидденса. Для анализа полученных авторами результатов эмпирического социологического исследования бытовой коррупции в Свердловской области апробирована стратификационная модель агента, разработанная Э. Гидденсом. Сделан вывод о возможности изменения в положительную сторону одного из компонентов сознания рядовых граждан, потенциально готовых участвовать в коррупционных действиях, — теоретического сознания, что может помочь в формировании антикоррупционных установок у населения.
В данной статье подвергнуты сравнительному анализу факторы брачного выбора поколений X и Z, выявлены особенности факторов брачного выбора поколений X и Z, предложен опросник для вступающих в брак. В введении обозначена актуальность выбранной темы. Исследование факторов брачного выбора было проведено в г. Иваново, в мае 2024 года при помощи метода формализованного и неформализованного интервью (неформализованное, глубинное интервью было использовано в качестве пилотажного метода исследования). Объем выборочной совокупности составил 204 человека. Объектом исследования выступили жители г. Иваново поколений X (1965–80 гг.) и Z (1997–2007 гг.). Предметом исследования стали факторы брачного выбора жителей г. Иваново: поколенческий аспект. Цель исследования: изучить факторы брачного выбора поколений X (1965–80 гг.) и Z (1997–2007 гг.) на примере жителей г. Иваново. Результаты проведенного исследования представлены в данной статье.