Preview

Вестник Сургутского государственного педагогического университета

Расширенный поиск
№ 5(92) (2024)
Скачать выпуск PDF

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

9-17 48
Аннотация

Воспитательная работа становится ключевым направлением деятельности школы. Родители, как участники образовательных отношений, призваны помогать школе в реализации ее функций, выступать партнером в разработке и организации воспитательных мероприятий и программ.

Цель статьи — анализ участия родителей в управлении воспитательной работы в школе. Для достижения поставленной цели были проведены: 1) массовый опрос родителей школьников Свердловской области (апрель 2024 г., n=14873 чел.); 2) контент- анализ протоколов родительских собраний в школах Свердловской области (n=467).

Показано, что родители позитивно оценивают существующие в современной школе практики воспитания и заинтересованы в получении полной информации о ней. Большинство родителей считают необходимым существование и функционирование родительских объединений в школах (совета родителей, наблюдательного совета, попечительского совета). Часть родителей готова выступать с инициативами и активно включаться в практики управления школой (в т. ч. воспитательной работой). Однако руководство школ и учителя не в полной мере готовы к такому взаимодействию. Новизна исследования заключается в комплексном (субъективно-объективном) анализе участия родителей в воспитательной работе в школе: массовом опросе родителей и контент-анализе протоколов родительских собраний.

18-27 193
Аннотация

Человеческий капитал в информационном обществе является значимым показателем развития личности. Человеческий капитал — ценность, включающая в себя компетенции, знания, способности, умения, навыки, образование и т. д. Инвестируя в человеческий капитал, человек вкладывается в собственное успешное будущее и самореализацию. Наиболее эффективным методом пополнения человеческого капитала в информационном обществе является самообразование.

Целью работы является изучение самообразования как ресурса формирования современного человеческого капитала.

В статье проведен анализ работ о человеческом капитале населения Г. Беккера, Т. Шульца, П. Бурдье, Дж. Коулмана, также был проведен анализ теоретических материалов, в которых рассматривается ресурсный подход — работы Т. И. Заславской, Н. Е. Тихоновой и Н. М. Давыдовой, В. А. Ядова.

Самообразование рассматривается сквозь призму ресурсного подхода. Обосновывается, что самообразование является инновационным ресурсом формирования человеческого капитала личности. Актуализируются и формулируются компоненты человеческого капитала. В число актуальных компонентов включается цифровая грамотность, также указываются аргументы в пользу этого включения. Дается авторское определение самообразования с точки зрения ресурсного подхода, с уточнением роли субъекта и анализом процесса приобретения и совершенствования знаний, умений и навыков как с помощью образовательных организаций, так и без них. Обозначено, с помощью каких видов и практик самообразования может быть оптимизирован процесс пополнения человеческого капитала.

28-36 28
Аннотация

Вовлечение учащейся молодежи в деятельность общественно-государственных объединений выступает важной задачей государственной молодежной политики. Однако в современных условиях индивидуализации и атомизации социума сложно формировать интерес молодежи к участию в деятельности общественных организаций. Ресурсом активизации такого интереса и социальной активности молодого поколения выступают позиции и действия различных субъектов образовательных отношений. Среди них — педагоги и администрация образовательных организаций, региональные органы управления образованием, родители учащихся.

Цель статьи — рассмотреть деятельность ключевых факторов российского образования по вовлечению школьников и студентов организаций СПО в Движение Первых.

Эмпирической базой статьи выступают результаты социологического исследования «Активизация участия учащейся молодежи Свердловской области в общественно- государственной организации «Движение Первых»», проведенного в феврале–мае 2024 г.

Анализ данных показывает, что ключевую роль в информировании школьников и студентов о Движении Первых играют педагоги, а также классные руководители (кураторы). Значительно меньшую роль в информировании играют советники директоров по воспитанию и родители. Органы исполнительной власти не влияют на решение учащихся о вступлении в Движение Первых, однако их поддержка необходима педагогам и кураторам.

Новизна исследования заключается в том, что впервые осуществлен замер интереса учащейся молодежи одного из субъектов Российской Федерации к ведущей общественно- государственной организации и определены причины его несформированности и неустойчивости. Кроме того, впервые раскрывается роль четырех факторов образования в активизации участия молодежи в Движении Первых, условия и возможности реализации потенциала их влияния на интерес школьников и студентов.

Практическая значимость исследования связана с возможностью использования полученных социологических данных для разработки практических рекомендаций органам управления Движения Первых, в частности, для создания Дорожной карты по вовлечению учащейся молодежи Свердловской области в Движение первых.

СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ

37-46 43
Аннотация

Одним из приоритетов современной государственной социальной политики в настоящее время является сохранение и укрепление здоровья населения, что подтверждает принятие целого нормативных документов, в которых задача сохранения и укрепления здоровья молодежи определена как приоритетная [14]. Однако, несмотря на повышенное внимание государства и общества к данной проблеме, наблюдается ухудшение здоровья населения в целом и молодежи, в частности. На основании результатов как вторичных социологических исследований, так и собственного эмпирического материала в статье проанализированы трактовки здорового образа жизни, который рассматривается с позиций биомедицинского, ценностного, деятельностного подходов. На основе данных эмпирических исследований выявлена мотивация студенческой молодежи к выбору здорового образа жизни. В статье рассмотрены идеи и концепции классиков социологической мысли (Г.Спенсера, М.Вебера, Э.Дюркгейма, Г.Зиммеля, Э. идденса и др.) о физическом воспитании личности в целом и здоровом образе жизни в частности, которые сохраняют свою актуальность для современного социологического знания.

47-52 20
Аннотация

В статье анализируется и раскрывается современная культура, ее влияние на мировоззрение и ценности молодежи. Как показывает опыт, культура ориентирует людей на определенные поведенческие стандарты, создает стимулы и мотивы их действий, поступков, считающихся в данном социальном сообществе нормальными, естественными, правильными. В связи с этим авторы провели социологический опрос среди студентов, с целью изучить мнение молодежи о современной культуре. В результате определили, что социальные сети, интернет и новые технологии играют важную роль в распространении современной культуры, что культура влияет на будущее общества и студенческую среду, через развитие и продвижение новых идей и инноваций. Студенты считают нужным принимать участие в разных мероприятиях, которые, формируют чувство гражданской причастности и гордости за свою страну, ее историю и культуру. Авторы выделяют и подчеркивают, что изменяющаяся культурная действительность, каждый раз обусловливает новые параметры жизненного пути нового поколения. Ценностное отношение современной российской молодёжи к культуре существенно изменяется под влиянием её жизненных ситуаций, поэтому необходимо обеспечить связь ценностного отношения к культуре с изменяющимися смысло-жизненными ориентациями молодых людей.

СОЦИОЛОГИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

53-63 28
Аннотация

Введение. Актуальность исследования научных школ в вузах страны в целом и Уральского федерального округа (УрФО), в частности, особенно ощущается в последние годы. Она обусловлена возрастанием их роли и значения в разработке и использовании университетского научного пространства. Сами ученые, педагоги и представители системы управления вузовской наукой проявляют к этой проблеме повышенный интерес вследствие активизации деятельности научных школ. Объектом исследования в статье выступают научные школы вузов УрФО. Предметом исследования является характеристика вузовских научных школ и возможность их превращения в ведущего субъекта университетской научной деятельности.

Цель исследования — анализ возможностей и проблем развития института научных школ в вузах УрФО и превращения их в ведущего субъекта научной деятельности.

Результаты и научная новизна. Дана характеристика научной школы в вузе. Рассмотрена история и методология исследования университетских научных школ. Выявлены основные субъекты вузовской научной деятельности, показывается соотношение роли и значения научной школы и иных субъектов научной деятельности. Определены возможности превращения научной школы в ведущего субъекта научной деятельности в вузе. Научная новизна исследования состоит в том, что впервые поставлена и обоснована возможность становления научной школы в вузе в качестве ведущего субъекта научной деятельности и показаны пути решения этой проблемы.

64-70 55
Аннотация

В настоящее время экономика России переживает трансформационный период, связанный с рядом тенденций, как внешнего, так и внутреннего воздействия. К внешним относятся вопросы повышения конкурентоспособности предприятий на отечественной и мировой арене, а к внутренним — инновационная деятельность всех субъектов экономики. Не осталась в стороне и сфера высшего образования. Сегодня она находится в поиске оптимальной модели, пережив отказ от советского образования, присоединение к Болонской системе и уход от нее, а так же переход на новую систему. Несмотря на попытки государства модернизировать эту сферу, отечественные исследователи выявили, что последние 15 лет спрос на получение высшего образования падал.

 Цель исследования: выявление причин падения ценности высшего образования в современном обществе обусловлена актуальностью исследования. Авторами проведен сравнительный анализ на основе статистических данных, а также собственное исследование, базирующееся на показателях Тюменского индустриального университета.

Методологической основой исследования послужил подход современных социологов Рональда Инглхарта и Кристиана Вельцель, которые придерживаются теории ценностного сдвига. Практическая значимость работы заключается в осмыслении проблемы снижения ценности высшего образования, имеющее не только теоретическое, но и практическое значение для формирования корректной политики российских вузов, а также для формирования комплексов мероприятий по привлечению обучающихся и пропаганде высшего образования в обществе для осознанного восприятия российским обществом ценности высшего образования, его актуальных и профессиональных предпочтений, адаптации граждан к обществу, а также готовности к труду и конкурентоспособности на рынке труда.

71-81 78
Аннотация

Категория «корпоративная культура» сегодня по праву считается междисциплинарной, а сам феномен активно изучается отечественными и зарубежными учеными.

До середины XX века корпоративная культура находилась в фокусе внимания исследователей, сосредоточившихся исключительно на организациях экономического профиля и эмпирическим путем доказавших прямую корреляцию экономической эффективности и доминирующего типа корпоративной культуры организации. Фокус внимания смещается на рубеже XX–XXI вв., культурно- идеологическая и социально- экономическая трансформация общества порождает научный интерес к исследованию корпоративной культуры образовательных организаций через призму антропологического подхода. Современные университеты характеризуются динамичной корпоративной культурой, сущностное содержание которой становится объектом прагматического, феноменологического, семиотического, философского, функционального, подходов, признанных классическими. Появление инновационных с точки зрения выявления функционального потенциала корпоративной культуры подходов детерминирует необходимость их более глубокого изучения.

Цель авторского исследования заключается в теоретическом анализе и систематизации методологических подходов к изучению феномена корпоративной культуры университета в контексте их эволюционного развития.

Методологическая база исследования представлена общесоциологическими методами, ретроспективный анализ позволил выявить особенности трансформации категории «культура» в результате смены общественных формаций, культурная парадигма формировалась на основе господствующей в обществе идеологии и доминирующих групповых ценностей, от универсальной культуры труда до академической культуры классического университета. Эволюция теоретико-методологических подходов к изучению корпоративной культуры университета изложена в авторской интерпретации как последовательный, многоэтапный процесс: от предпосылок к появлению первых постулатов культуры до формирования альтернативных направлений прикладных исследований.

Обобщение теоретических положений по вопросам классификации и систематизации подходов к изучению корпоративной культуры университета детерминировало вывод о непротиворечивости классических и современных подходах, перманентно растущем интересе к введению антропологического, лингвистического, коммеморативного подходов к интерпретации культуры образовательных организаций.

Научная новизна исследования заключается в выявлении возможностей инновационных подходов в раскрытии социокультурного, эвристического потенциала корпоративной культуры современного университета.

Практическое значение представляет разработанная автором классификация подходов к исследованию корпоративной культуры, построенная по принципу комплементарности, позволяющая существенно расширить возможности использования функционала культуры образовательных учреждений.

СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

82-95 139
Аннотация

Актуальность исследования медиапространства дошкольного образования обусловлена необходимостью выявления возможностей управления им. Медиапространство рассматривается как «территория», на которой происходит согласование интересов субъектов дошкольного образования — органов местного самоуправления, дошкольных учреждений, родителей, государственных и некоммерческих организаций, с ними взаимодействующих. Проблема исследования заключается в том, что это медиапространство может стать конфликтогенным в том случае, если у его субъектов отсутствуют сформированные медиакомпетенции и понимание «законов» его функционирования. Цель статьи заключается в выявлении проблем управления медиапространством в муниципальном образовании. Ключевые вопросы: трактовка понятия и структуры медиапространства дошкольного образования; характеристика медиапространства дошкольного образования г. Лысьвы Пермского края; оценка барьеров управления медиапространством дошкольного образования. Эмпирическая база статьи — исследование, проведенное в 2022–2023 гг. методами анализа документов и полуструктурированного интервью. Элементами медиапространства дошкольного образования предложено рассматривать СМИ, интернет- форумы, социальные сети, чаты мессенджеров, сайты управления образованием и дошкольных учреждений. В качестве проблем управления медиапространством выделены: низкий уровень медиакомпетенций сотрудников органов власти и детских садов, отвечающих за сайты и паблики; невнимание к проблемам дошкольного образования в СМИ, сосредоточение интерактивного взаимодействия с родителями исключительно во фрагментированном пространстве мессенджеров. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов для выработки эффективной медиаполитики в системе дошкольного образования

96-106 96
Аннотация

Пути решения задач по укреплению позиции предприятия на рынке могут быть разные. Один из них — надежное и своевременное кадровое обеспечение. В данной статье мы рассмотрим институт наставничества, проверенный временем и, имеющий много преимуществ перед другими технологиями HR-менеджмента. Цель статьи — анализ развития корпоративного наставничества в современной России.

В основу методологии проведенного исследования положены концепции, позволяющие определить институциональный характер наставничества и его основополагающие функции, теории социального обмена и исследования корпоративного наставничества, раскрывающие способы профессионального развития. Для достижения поставленной цели были использованы методы вторичного анализа данных социологических исследований по теме, опроса сотрудников крупного российского предприятия (в форме анкетирования и интервьюирования).

Проведенное исследование позволило выявить основные институциональные характеристики корпоративного наставничества, определить его содержание и роль в развитии современных организаций; представить анализ сильных сторон наставничества и проблем в реализации; раскрыть суть ролевых моделей наставничества. Элементы научной новизны содержатся, преимущественно, в сформулированных автором выводах о возможностях расширения практик наставничества в отечественном корпоративном управлении. К ним относятся условия:

— понимания и признания руководящим составом предприятия ценности и потенциала наставничества;

— обеспечения управляемости наставнической деятельности, включая её планирование, организацию и финансирование, внедрение программ поощрения и развития наставников, контроль и оценку результатов по разработанной системе критериев.

ПРОБЛЕМЫ ОТРАСЛЕВЫХ СОЦИОЛОГИЙ

107-114 109
Аннотация

В эпоху цифровой экономики активно развиваются и успешно внедряются «сквозные цифровые технологии» во все сферы деятельности общества, в связи с чем избранная тема исследования представляет значительный интерес не только для экономических наук, но и для смежных отраслей знаний: история, социология, политология и др. Актуальность работы вызвана потребностью публичного управления в совершенствовании системы здравоохранения в эпоху цифровизации. В ходе исследования был изучен широкий круг научных источников российских авторов, посвященных проблемам цифровизации сферы здравоохранения. Для выявления задач цифровой трансформации здравоохранения были проанализированы различные подходы и точка зрения ученых- представителей отраслевых наук (экономики, социологи, философии и др.). Особое внимание было уделено межотраслевым теоретическим исследованиям по данной проблеме. В статье проанализирована правовая среда в области цифровизации системы здравоохранения России. Изучены основные системы, приложения и сервисы цифровой медицинской архитектуры. Представлены основные компании- разработчики современных цифровых помощников в оказании медицинской помощи. Пристальное внимание уделено развитию региональных информационных систем здравоохранения. Результаты исследования имеют теоретическое значение, поскольку они позволяют взглянуть под новым углом на проблему цифровизации здравоохранения, углубляют научные представления и дают новый импульс для продолжения научных исследований по данной проблематике.

115-122 71
Аннотация

Искусственный интеллект является одним из наиболее динамично развивающихся комплексов технологий, и его влияние на современное общество становится все более очевидным. Если ранее искусственный интеллект использовался преимущественно в математических и инженерно-технических областях науки, то сейчас технологии искусственного интеллекта уже применяются в ключевых сферах общественной жизни, и в дальнейшем практика его применения будет расширяться. В связи с динамичностью распространения искусственного интеллекта актуальным становится выявление его влияния на возможную трансформацию цифрового неравенства. В статье предпринята попытка проанализировать возможные направления трансформации цифрового неравенства под влиянием искусственного интеллекта. Используя концепцию трех уровней цифрового неравенства, авторы приходят к выводу, что искусственный интеллект может оказать как положительное влияние на нивелирование цифрового неравенства (в части необходимости создания и предиктивного обслуживания информационной инфраструктуры, персонализированного подхода к обучению и повышению мотивации использования цифровых технологий), так и отрицательное (в части ограничения доступа к технологиям искусственного интеллекта и увеличения экономического разрыва между организациями, использующими цифровые технологии). Сформулировано предположение, что широкое применение технологий искусственного интеллекта может сформировать новый уровень цифрового неравенства, выражающийся в новом способе квантификации общества и возможной дискриминации при реализации прав человека.

123-130 170
Аннотация

Статья посвящена описанию проблем профессиональной самоидентификации современных журналистов. На основе данных, полученных в результате анкетирования, а также опираясь на материалы творческих работ (эссе) на тему «Легко ли быть журналистом?» студентов СурГПУ, автор отмечает наметившиеся и все более усиливающиеся противоречия между социальным заказом в условиях цифровизации СМИ и восприятием профессии, своего места в медиапространстве как начинающими, так и уже состоявшимися журналистами. Акторы медиапространства УрФО зачастую не фиксируют актуальных трансформаций в СМИ и считают, что обладают достаточными компетенциями, чтобы быть конкурентоспособными на рынке медиауслуг. В условиях усиливающейся конкуренции с «общественными журналистами» и искусственным интеллектом такая стратегия для профессиональных журналистов является неэффективной. В этой связи предлагается в рамках отечественного медиаобразования скорректировать подходы к обучению будущих журналистов и выстроить учебные курсы, а также производственные практики таким образом, чтобы учесть новейший социальный запрос и те изменения, которые происходят в отечественной журналистике (цифровизация, конвергенция жанров, виртуализация медиапространства).

131-138 83
Аннотация

В статье исследуется одна из детерминант бытовой коррупции в современном российском обществе — осознанная готовность граждан к участию в коррупционных действиях.

Проанализированы основные теоретические подходы, традиционно используемые при рассмотрении этой проблемы в отечественной и зарубежной научной литературе. С учетом неоднозначных результатов борьбы с бытовой коррупцией в современном обществе в статье поставлена цель применить для исследования указанной детерминанты данного негативного феномена еще один подход, в основе которого лежит теория структурации известного английского социолога Э. Гидденса. Для анализа полученных авторами результатов эмпирического социологического исследования бытовой коррупции в Свердловской области апробирована стратификационная модель агента, разработанная Э. Гидденсом. Сделан вывод о возможности изменения в положительную сторону одного из компонентов сознания рядовых граждан, потенциально готовых участвовать в коррупционных действиях, — теоретического сознания, что может помочь в формировании антикоррупционных установок у населения.

139-146 78
Аннотация

В данной статье подвергнуты сравнительному анализу факторы брачного выбора поколений X и Z, выявлены особенности факторов брачного выбора поколений X и Z, предложен опросник для вступающих в брак. В введении обозначена актуальность выбранной темы. Исследование факторов брачного выбора было проведено в г. Иваново, в мае 2024 года при помощи метода формализованного и неформализованного интервью (неформализованное, глубинное интервью было использовано в качестве пилотажного метода исследования). Объем выборочной совокупности составил 204 человека. Объектом исследования выступили жители г. Иваново поколений X (1965–80 гг.) и Z (1997–2007 гг.). Предметом исследования стали факторы брачного выбора жителей г. Иваново: поколенческий аспект. Цель исследования: изучить факторы брачного выбора поколений X (1965–80 гг.) и Z (1997–2007 гг.) на примере жителей г. Иваново. Результаты проведенного исследования представлены в данной статье.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-7626 (Print)