Вовлечение учащейся молодёжи в движение первых: роль акторов образования
https://doi.org/10.69571/SSPU.2024.92.5.002
Аннотация
Вовлечение учащейся молодежи в деятельность общественно-государственных объединений выступает важной задачей государственной молодежной политики. Однако в современных условиях индивидуализации и атомизации социума сложно формировать интерес молодежи к участию в деятельности общественных организаций. Ресурсом активизации такого интереса и социальной активности молодого поколения выступают позиции и действия различных субъектов образовательных отношений. Среди них — педагоги и администрация образовательных организаций, региональные органы управления образованием, родители учащихся.
Цель статьи — рассмотреть деятельность ключевых факторов российского образования по вовлечению школьников и студентов организаций СПО в Движение Первых.
Эмпирической базой статьи выступают результаты социологического исследования «Активизация участия учащейся молодежи Свердловской области в общественно- государственной организации «Движение Первых»», проведенного в феврале–мае 2024 г.
Анализ данных показывает, что ключевую роль в информировании школьников и студентов о Движении Первых играют педагоги, а также классные руководители (кураторы). Значительно меньшую роль в информировании играют советники директоров по воспитанию и родители. Органы исполнительной власти не влияют на решение учащихся о вступлении в Движение Первых, однако их поддержка необходима педагогам и кураторам.
Новизна исследования заключается в том, что впервые осуществлен замер интереса учащейся молодежи одного из субъектов Российской Федерации к ведущей общественно- государственной организации и определены причины его несформированности и неустойчивости. Кроме того, впервые раскрывается роль четырех факторов образования в активизации участия молодежи в Движении Первых, условия и возможности реализации потенциала их влияния на интерес школьников и студентов.
Практическая значимость исследования связана с возможностью использования полученных социологических данных для разработки практических рекомендаций органам управления Движения Первых, в частности, для создания Дорожной карты по вовлечению учащейся молодежи Свердловской области в Движение первых.
Список литературы
1. Борисенко В. И., Чернышева Е. Н. Российское движение детей и молодёжи: становление // Социально-гуманитарные знания. 2023. № 9. С. 26–28.
2. Возрождение пионерских традиций: мнение родителей и учителей. ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/vozrozhdenie-pionerskikh-tradicii-mnenie-roditelei-i-uchitelei (дата обращения: 07.08.2024).
3. Индикаторы образования: 2024: статистический сборник. M.: НИУ ВШЭ, 2024. 416 с.
4. Лазарева А. Г., Королькова Ю. В., Шалыгина О. Н. Общероссийское общественно-государственное Движение детей и молодёжи «Движение первых» — курс на консолидацию и объединение // Вестник Ставропольского краевого института развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования. 2023. № 17. С. 75–81.
5. Лобанов В. В. Ценностно-ц елевые установки общественно-государственного детского и молодежного движения в современной России // Ценности современного образования: новые исследования. Брянск: РИСО БГУ, 2023. С. 154–175.
6. Новиков А. Д. Правовая природа общественно-государственного движения Российского движения детей и молодежи «Движение первых» // Приоритеты конституционного развития России и стран Содружества независимых государств: сб. науч. тр. M.: МГПУ, 2023. С. 355–361.
7. Общественная активность молодежи. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/obshchestvennaja-aktivnost-molodezhi (дата обращения: 14.09.2024).
8. Путин заявил, что в «Движении первых» состоит уже почти 5 млн ребят. URL: https://tass.ru/obschestvo/19878367 (дата обращения: 14.09.2024).
9. Ситнова А. А. Детские общественные объединения: от пионерии к российскому движению детей и молодежи «Движение первых». История становления и развития // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2023. № 2. С. 142–151.
10. Харланова Е. М., Сиврикова Н. В., Буравова Н. В., Викулов К. В. Участие в общественных объединениях как фактор субъективного благополучия подростков // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2023. № 3. С. 155–163.
11. Яяев А. Р. Региональные особенности развития движения детей и молодежи: «Движение первых» в Республике Крым // Сохранение приоритетов профессионального образования как инструмент кадрового обеспечения региональной экономики. Гатчина: Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, 2023. С. 110–115.
Рецензия
Для цитирования:
Амбарова П.А., Стахеева А.О. Вовлечение учащейся молодёжи в движение первых: роль акторов образования. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2024;(5(92)):28-36. https://doi.org/10.69571/SSPU.2024.92.5.002
For citation:
Ambarova P.A., Staheeva A. . Involving Students in the Movement of the First: the Role of Education Actors. Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2024;(5(92)):28-36. (In Russ.) https://doi.org/10.69571/SSPU.2024.92.5.002