Preview

Вестник Сургутского государственного педагогического университета

Расширенный поиск

Самообразование как ресурс формирования человеческого капитала личности

https://doi.org/10.69571/SSPU.2024.92.5.014

Аннотация

Человеческий капитал в информационном обществе является значимым показателем развития личности. Человеческий капитал — ценность, включающая в себя компетенции, знания, способности, умения, навыки, образование и т. д. Инвестируя в человеческий капитал, человек вкладывается в собственное успешное будущее и самореализацию. Наиболее эффективным методом пополнения человеческого капитала в информационном обществе является самообразование.

Целью работы является изучение самообразования как ресурса формирования современного человеческого капитала.

В статье проведен анализ работ о человеческом капитале населения Г. Беккера, Т. Шульца, П. Бурдье, Дж. Коулмана, также был проведен анализ теоретических материалов, в которых рассматривается ресурсный подход — работы Т. И. Заславской, Н. Е. Тихоновой и Н. М. Давыдовой, В. А. Ядова.

Самообразование рассматривается сквозь призму ресурсного подхода. Обосновывается, что самообразование является инновационным ресурсом формирования человеческого капитала личности. Актуализируются и формулируются компоненты человеческого капитала. В число актуальных компонентов включается цифровая грамотность, также указываются аргументы в пользу этого включения. Дается авторское определение самообразования с точки зрения ресурсного подхода, с уточнением роли субъекта и анализом процесса приобретения и совершенствования знаний, умений и навыков как с помощью образовательных организаций, так и без них. Обозначено, с помощью каких видов и практик самообразования может быть оптимизирован процесс пополнения человеческого капитала.

Об авторах

А. Ю. Ульянкина

Россия


Т. В. Краснова

Россия


Список литературы

1. Авраамова Е. М., Логинов Д. М. Адаптация населения к «новой экономической реальности» // Всероссийский экономический журнал ЭКО. 2018. № 6. С. 86–102.

2. Алиев Т. Г., Алиева Ш. Т. Человеческий капитал: определение, виды, отношение к экономике // Проблемы современной науки и образования. 2024. С. 1–3.

3. Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология. Т. 3. 2002. № 5. С. 60–74.

4. Воробьева И. Н. Ресурсный подход как методологический принцип выделения агентов социальных изменений // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2023. № 75. С. 179–192.

5. Грибков А. А. Роль человеческого капитала в концепции цифровой экономики // Молодой ученый. 2023. № 14 (461). С. 101–103.

6. Давыдова Н. М., Тихонова Н. Е. Методика расчета ресурсной обеспеченности при анализе социальной стратификации // Методы социологических исследований. 2006. № 2. С. 29–41.

7. Заславская Т. И. Современное российское общество: социальный механизм трансформации. М.: Дело, 2004. 400 с.

8. Колесникова Ю. С. Структура человеческого капитала // Вестник экономики, права, социологии. 2014. № 3. С. 50–52.

9. Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. 2001. № 3. С. 122–139.

10. Курганский С. А. Структура человеческого капитала и его оценка на макро- уровне // Известия Байкальского государственного университета. 2011. С. 15–22.

11. Курнышева И. Р. Особенности человеческого капитала российской экономики в конкурентном мире. Монография. M.: Синергия, 2018. 886 с.

12. Медведева О. В. Человеческий капитал: понятие, структура и основные характеристики // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. № 7(41). 2019. С. 80–86.

13. Радаев В. В. Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация ресурсов // Общественные науки и современность. 2002. № 2. С. 2–32.

14. Семенов А. А. Самообразование как средство формирования профессионально- личностной компетентности студентов. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samoobrazovanie-kak-sredstvo-formirovaniyaprofessionalno-lichnostnoy-kompetentnosti-studentov/viewer (дата обращения: 10.08.2024).

15. Смыслов Д. А. Построение индикатора человеческого капитала социальных групп. M.: Синергия, 2018. 43 c.

16. Тихонова Н. Е. Ресурсный подход как новая теоретическая парадигма в стратификационных исследованиях // Экономическая социология. 2006. Т. 7. № 3. С. 11–26.

17. Хоконов А. А. К вопросу о значении фактора человеческий капитал в инновационном развитии страны // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2015. № 1 (21). С. 76–80.

18. Шинкевич А. И. Концепция формирования отраслевых инновационных кластеров // Вестник Казанского технологического университета. 2011. Т. 14. № 22. С. 299–306.

19. Ядов В. А. Социальный ресурс индивидов и групп как их капитал: возможность применения универсальной методологии исследования реального расслоения в российском обществе. M.: МВШСЭН, 2001. С. 310–319.

20. Gilster P. Digital literacy. M.: New York, 1997. 276 p.

21. Schultz T. Human capital in the International Encyclopedia of Social Sciences. M.: New York, 1968. Vol. 6. 350 р.


Рецензия

Для цитирования:


Ульянкина А.Ю., Краснова Т.В. Самообразование как ресурс формирования человеческого капитала личности. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2024;(5(92)):18-27. https://doi.org/10.69571/SSPU.2024.92.5.014

For citation:


Ulyankuna A.Yu., Krasnova A.O. Self-Education as a Resource for the Formation of Human Capital. Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2024;(5(92)):18-27. (In Russ.) https://doi.org/10.69571/SSPU.2024.92.5.014

Просмотров: 193


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-7626 (Print)