Развитие корпоративного наставничества в отечественной практике управления
https://doi.org/10.69571/SSPU.2024.92.5.013
Аннотация
Пути решения задач по укреплению позиции предприятия на рынке могут быть разные. Один из них — надежное и своевременное кадровое обеспечение. В данной статье мы рассмотрим институт наставничества, проверенный временем и, имеющий много преимуществ перед другими технологиями HR-менеджмента. Цель статьи — анализ развития корпоративного наставничества в современной России.
В основу методологии проведенного исследования положены концепции, позволяющие определить институциональный характер наставничества и его основополагающие функции, теории социального обмена и исследования корпоративного наставничества, раскрывающие способы профессионального развития. Для достижения поставленной цели были использованы методы вторичного анализа данных социологических исследований по теме, опроса сотрудников крупного российского предприятия (в форме анкетирования и интервьюирования).
Проведенное исследование позволило выявить основные институциональные характеристики корпоративного наставничества, определить его содержание и роль в развитии современных организаций; представить анализ сильных сторон наставничества и проблем в реализации; раскрыть суть ролевых моделей наставничества. Элементы научной новизны содержатся, преимущественно, в сформулированных автором выводах о возможностях расширения практик наставничества в отечественном корпоративном управлении. К ним относятся условия:
— понимания и признания руководящим составом предприятия ценности и потенциала наставничества;
— обеспечения управляемости наставнической деятельности, включая её планирование, организацию и финансирование, внедрение программ поощрения и развития наставников, контроль и оценку результатов по разработанной системе критериев.
Ключевые слова
Список литературы
1. Брод Р. Коучинг и наставничество в профессиональном развитии менеджеров: проблемы и возможности // Университетское управление: практика и анализ. 2005. № 7. С. 57–64.
2. Ирисметова И. И., Масалимова А. Р. Модель и концептуальные подходы к формированию готовности наставников к осуществлению непрофессиональной педагогической деятельности // Вестник МПГУ. Серия: Педагогика и психология. 2022. № 16 (4). С. 10–25.
3. Кларин М. В. Современное наставничество: новые черты традиционной практики в организациях XXI века // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2016. № 5. С. 92–112.
4. Концепция развития наставничества в Российской Федерации // Педагог. Наставник. Наставничество. Лучшие педагогические практики наставничества в Волгоградской области. Волгоград, 2023. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_55367668_29831368.pdf (дата обращения 01.08.2024)
5. Мамонова О. Н., Cоcуновa И. A., Юрченко О. В. Наставничество в науке как индикатор социального измерения модернизации и научно-технологического развития // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. 2022. № 5 (1). С. 1060–1062.
6. Масалимова А. Р., Баянов Д. И. Модели прошлого и современного наставничества: точки соприкосновения и расхождения в исторической ретроспективе // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2023. № 2. С. 162–176.
7. Масалимова, А. Р. Корпоративная подготовка наставников: приоритетные подходы // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 4 (41). С. 96–99.
8. Сорокин П. А. Человек, общество, цивилизация. M.: Политиздат, 1992. 542 с.
9. Челнокова Е. А., Тюмасева З. И. Эволюция системы наставничества в педагогической практике // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 4 (25). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36507347 (дата обращения 01.08.2024)
10. Шкерин А. В. Наставничество как инструмент самообучающейся организации // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2018. № 2 (50). С. 109–114.
11. Blau P. M. Exchange and Power in Social Life. Wiley, New York, 1964. 352 р.
12. Clutterbuck, D. Everyone Needs a Mentor. London: CIPD, 2006. 158 р.
13. Gardiner С. Mentoring: Towards a Professional Friendship // Mentoring & Tutoring: Partnership in Learning. 1998. Vol. 6. № 1–2. Р. 77–84.
14. Homans G. C. Social behavior: its elementary forms. New York: Harcourt, Brace & World. 1961. 404 р.
15. Kram К. Е. Mentoring at work: developmental relationships in organizational life. Glenview: Scott, Foresman and Company, 1985. 252 р.
16. Lewis G. The mentoring manager: strategies for fostering talent and spreading knowledge. London, Washington, D.C.: Pitman Pub. 1996. 212 p.
17. Maxwell J. C. Mentoring 101: What Every Leader Needs to Know. HarperCollins Leadership. 2008. 128 р.
18. Morrison E. W. Newcomer information seeking: exploring types, modes, sources and outcomes // Academy of Management Journal. 1993. Vol. 36 (1). P. 557–589.
Рецензия
Для цитирования:
Рушева А.В. Развитие корпоративного наставничества в отечественной практике управления. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2024;(5(92)):96-106. https://doi.org/10.69571/SSPU.2024.92.5.013
For citation:
Rusheva A.V. Development of Corporate Mentoring in the Domestic Management Practice. Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2024;(5(92)):96-106. (In Russ.) https://doi.org/10.69571/SSPU.2024.92.5.013