Управление медиапространством в муниципальной системе дошкольного образования
https://doi.org/10.69571/SSPU.2024.92.5.001
Аннотация
Актуальность исследования медиапространства дошкольного образования обусловлена необходимостью выявления возможностей управления им. Медиапространство рассматривается как «территория», на которой происходит согласование интересов субъектов дошкольного образования — органов местного самоуправления, дошкольных учреждений, родителей, государственных и некоммерческих организаций, с ними взаимодействующих. Проблема исследования заключается в том, что это медиапространство может стать конфликтогенным в том случае, если у его субъектов отсутствуют сформированные медиакомпетенции и понимание «законов» его функционирования. Цель статьи заключается в выявлении проблем управления медиапространством в муниципальном образовании. Ключевые вопросы: трактовка понятия и структуры медиапространства дошкольного образования; характеристика медиапространства дошкольного образования г. Лысьвы Пермского края; оценка барьеров управления медиапространством дошкольного образования. Эмпирическая база статьи — исследование, проведенное в 2022–2023 гг. методами анализа документов и полуструктурированного интервью. Элементами медиапространства дошкольного образования предложено рассматривать СМИ, интернет- форумы, социальные сети, чаты мессенджеров, сайты управления образованием и дошкольных учреждений. В качестве проблем управления медиапространством выделены: низкий уровень медиакомпетенций сотрудников органов власти и детских садов, отвечающих за сайты и паблики; невнимание к проблемам дошкольного образования в СМИ, сосредоточение интерактивного взаимодействия с родителями исключительно во фрагментированном пространстве мессенджеров. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов для выработки эффективной медиаполитики в системе дошкольного образования
Список литературы
1. Дзялошинский И. М. Современное медиапространство России. M.: Изд-во «Аспект Пресс», 2015. 312 с.
2. Журавлев Е. Госпаблики: 14 рекомендаций, как вести официальные аккаунты в соцсетях. URL: https://www.garant.ru/ia/opinion/author/zhuravlev/gospabliki/?ysclid=lwoeay6toq629012278 (дата обращения: 27.05.2024).
3. Ключникова И. Ф. Развитие дошкольной образовательной организации через новые подходы управления // Colloquium-journal. 2020. № 6. С. 38–40.
4. Красильникова Л. В., Волкова Е. В., Кальсина Н. С. Некоторые аспекты сетевого взаимодействия детского сада с семьями воспитанников // Мир педагогики и психологии. 2022. № 11. Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/nekotorye-aspekty-setevogo-vzaimodejstviya-detskogosada-s-semyami-vospitannikov.html (дата обращения: 28.11.2022).
5. Крежевских О. В., Михайлова А. И. Цифровые технологии в дошкольном образовании. M.: Ай Пи Ар Медиа, 2022. 158 c.
6. Молокоедова Г. Журналистика. Медиапространство — факт, сюреализм, творчество. URL: https://proza.ru/2018/09/02/804 (дата обращения: 20.05.2024).
7. Немцев А. В. Взаимодействие органов исполнительной власти и населения региона в коммуникационном пространстве: основные модели и проблемы эффективности: автореф. дис. … канд. социол. наук. СПб., 2017. 19 с.
8. Об определении ВКонтакте и Одноклассники в качестве информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, используемых государственными органами, в том числе судами, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, включая управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, а также органами местного самоуправления, организациями, подведомственными государственным органам и органам местного самоуправления, для создания официальных страниц: Распоряжение Правительства РФ от 02.09.2022 N 2523-р. URL: https://base.garant.ru/405236747/?ysclid=lwoexhqra1120749654 (дата обращения: 19.05.2024).
9. Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации» (с изменениями, вступившими в силу с 01.09.2022): Приказ Рособрнадзора № 831 от 14.08.2020. URL: https://base.garant.ru/74901486/?ysclid=lwoeyp-sl53787604024 (дата обращения: 19.05.2024).
10. О внесении изменений в Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и статью 10 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»: Федеральный закон от 14.07.2022 N 270-ФЗ. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_421796/?ysclid=lwof0011p6887734950 (дата обращения: 15.05.2024).
11. Озёрский С. В. Информатизация образования — неотъемлемая часть формирования информационного общества // Вестник Самарского юридического института. 2013. № 1. С. 87–90.
12. Пфаненштиль И. А., Яценко М. П. Информационные аспекты управления образованием // Профессиональное образование в современном мире. 2018. Т. 8. № 1. С. 1581–1586. https://doi.org/10.15372/PEMW20180103
13. Рыбакова М. В., Пивоварова М. Б. Цифровизация образования: проблемы управления и безопасности // Среднерусский вестник общественных наук. 2022. Т. 17. № 2. С. 161–175.
14. Сардак Л. В., Софронов А. А. Взаимодействие педагога и родителей (законных представителей) обучающегося средствами мобильных и облачных технологий // Педагогическое образование в России. 2016. № 6. С. 91–96.
15. Толкова Н. М. Сетевое взаимодействие дошкольной организации с родителями воспитанников // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58–3. С. 281–284.
16. Хворова В. А. Медиатексты современных молодежных медиа: специфика построения отношений «адресант — адресат» // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2023. Т. 29. № 2. С. 77–84. DOI 10.15826/izv1.2023.29.2.027
17. Шевченко И. О. Социальные сети и практики взаимопомощи в семьях с маленькими детьми // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2013. № 2. С. 101–118.
Рецензия
Для цитирования:
Амбарова П.А., Ленко С.С. Управление медиапространством в муниципальной системе дошкольного образования. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2024;(5(92)):82-95. https://doi.org/10.69571/SSPU.2024.92.5.001
For citation:
Ambarova P.A., Lenko S.S. Media Space Management in the Municipal Preschool Education System. Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2024;(5(92)):82-95. (In Russ.) https://doi.org/10.69571/SSPU.2024.92.5.001