Проблема ценности высшего образования: современные российские реалии
https://doi.org/10.69571/SSPU.2024.92.5.012
Аннотация
В настоящее время экономика России переживает трансформационный период, связанный с рядом тенденций, как внешнего, так и внутреннего воздействия. К внешним относятся вопросы повышения конкурентоспособности предприятий на отечественной и мировой арене, а к внутренним — инновационная деятельность всех субъектов экономики. Не осталась в стороне и сфера высшего образования. Сегодня она находится в поиске оптимальной модели, пережив отказ от советского образования, присоединение к Болонской системе и уход от нее, а так же переход на новую систему. Несмотря на попытки государства модернизировать эту сферу, отечественные исследователи выявили, что последние 15 лет спрос на получение высшего образования падал.
Цель исследования: выявление причин падения ценности высшего образования в современном обществе обусловлена актуальностью исследования. Авторами проведен сравнительный анализ на основе статистических данных, а также собственное исследование, базирующееся на показателях Тюменского индустриального университета.
Методологической основой исследования послужил подход современных социологов Рональда Инглхарта и Кристиана Вельцель, которые придерживаются теории ценностного сдвига. Практическая значимость работы заключается в осмыслении проблемы снижения ценности высшего образования, имеющее не только теоретическое, но и практическое значение для формирования корректной политики российских вузов, а также для формирования комплексов мероприятий по привлечению обучающихся и пропаганде высшего образования в обществе для осознанного восприятия российским обществом ценности высшего образования, его актуальных и профессиональных предпочтений, адаптации граждан к обществу, а также готовности к труду и конкурентоспособности на рынке труда.
Список литературы
1. Алексеева П. М. Трансформация роли высшего образования в обществе: обобщение социальных процессов начала XII века // Современное педагогическое образование. 2023. № 8. С. 6–10.
2. Баркова А. С. Получение высшего образования и успех на рынке труда: современные российские реалии // Общество: социология, психология, педагогика. 2024. № 1. С. 37–45.
3. Беляев С. А. Обесценивание престижа высшего образования как фактор снижения численности обучающихся на заочной форме обучения // БГЖ. 2021. № 1. С 41–48.
4. Гаязов А. С. Новые условия развития и новые тенденции современного образования // Педагогический журнал Башкортостана. 2010. № 1. С. 11–18.
5. Дзиов А. Р. Высшая школа как социальный институт производства. Монография. Москва: Акад. Естествознания, 2012. 239 с.
6. Касумова Г. А. Организация образовательного процесса в аграрном университете в условиях дистанционного и гибридного обучения на примере курса «Культура речи и делового общения» // АПК: инновационные технологии. 2020. № 4. С. 51–56.
7. Константиновский Д. Л. Среднее vs высшее // Мир России. Социология. Этнология. 2020. Т. 29, № 2. С. 6–26.
8. Конохова А. С. Об укреплении связи высшей школы с жизнью (реформа системы высшего образования СССР в 1958 г.) // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2015. № 1. С. 126–132.
9. Крюкен Г. Учить «Новым, новым предметам» // Социология образования. 2004. № 8 С. 16–17.
10. Мальцева В. А. Необходной маневр, или Бум спроса на среднее профессиональное образование в России // Вопросы образования. 2021. № 2. С. 1042.
11. Новодерова А. П. Обесценивание значимости высшего образования среди современной молодёжи как педагогическая проблема // Самарский научный вестник. 2023. Т. 12, № 1. С. 288–292.
12. Российское образование в контексте международных индикаторов — 2021: cравнительный анализ развития образования в России и странах ОЭСР. Монография. Москва: Дело, 2021. 58 c.
13. Сайт «ВЦИОМ». URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/naibolee-prestizhnye-idokhodnye-professii-monitoring?clckid=dd9d39dc (дата обращения: 18.08.2024).
14. Сайт MKRU Тюмень URL: https://tumen.mk.ru/social/2023/11/09/v-tyumeni-zapustili-dvaekspressmarshruta-2.html (дата обращения: 26.10.2024).
15. Сайт «Работа.ру». URL: https://press.rabota.ru/75-rabotodateley-obraschayut-vnimanie-na-nalichie— (дата обращения: 18.05.2024).
16. Сайт «Росстат». URL: https://rosstat.gov.ru/labor_market_employment_salaries (дата обращения: 18.08.2024).
17. Сайт Тюменского индустриального университета. URL: http://ddo.tyuiu.ru/dopolnitelnoe-obrazovanie/kalendarnyy-plan/ (дата обращения: 27.10.2024).
18. Chryssochoou X. & Barrett M. Civic and Political Engagement in Youth Findings and Prospects // Zeitschrift fur psychologiejournal of psychology. 2017. Vol. 400. Pp. 291–301.
19. Welzel C., Inglehart R., Klingemann H.-D. 2003. The Theory of Human Development: A Cross- Cultural Analysis. // European Journal of Political Research. 2003. Vol. 440. Pp. 341–379.
Рецензия
Для цитирования:
Остапченко Г.С., Шарипова Э.М. Проблема ценности высшего образования: современные российские реалии. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2024;(5(92)):64-70. https://doi.org/10.69571/SSPU.2024.92.5.012
For citation:
Ostapchenko G.S., Sharipova E.M. The Problem of the Value of Higher Education: Modern Russian Realities. Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2024;(5(92)):64-70. (In Russ.) https://doi.org/10.69571/SSPU.2024.92.5.012