Научная школа как субъект научной деятельности в вузе
https://doi.org/10.69571/SSPU.2024.92.5.005
Аннотация
Введение. Актуальность исследования научных школ в вузах страны в целом и Уральского федерального округа (УрФО), в частности, особенно ощущается в последние годы. Она обусловлена возрастанием их роли и значения в разработке и использовании университетского научного пространства. Сами ученые, педагоги и представители системы управления вузовской наукой проявляют к этой проблеме повышенный интерес вследствие активизации деятельности научных школ. Объектом исследования в статье выступают научные школы вузов УрФО. Предметом исследования является характеристика вузовских научных школ и возможность их превращения в ведущего субъекта университетской научной деятельности.
Цель исследования — анализ возможностей и проблем развития института научных школ в вузах УрФО и превращения их в ведущего субъекта научной деятельности.
Результаты и научная новизна. Дана характеристика научной школы в вузе. Рассмотрена история и методология исследования университетских научных школ. Выявлены основные субъекты вузовской научной деятельности, показывается соотношение роли и значения научной школы и иных субъектов научной деятельности. Определены возможности превращения научной школы в ведущего субъекта научной деятельности в вузе. Научная новизна исследования состоит в том, что впервые поставлена и обоснована возможность становления научной школы в вузе в качестве ведущего субъекта научной деятельности и показаны пути решения этой проблемы.
Список литературы
1. Ведущие научные школы России. Справочник. M.: Янус-К, 1998. 624 с.
2. Вишневский Ю. Р. Несостоявшееся интервью с Учителем о социологии культуры // Социологические исследования. 2023. № 3. С. 14–20.
3. Грезнева О. Ю. Научные школы (педагогический аспект). M.: Московский гуманитарный университет, 2003. 69 с.
4. Зборовский Г. Е. История социологии: классический и современный этапы. Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2003. 872 с.
5. Зборовский Г. Е. Л. Н. Коган и отечественная социология // Социологические исследования. 2023. № 3. С. 3–13.
6. Зборовский Г. Е. Теория социальной общности. Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2009. 304 с.
7. Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Научно-педагогические работники как социальная общность в меняющихся условиях академического развития // Образование и наука. 2022. Т. 24. № 5. С. 147–180.
8. Козлова Л. А. «Научная школа» в научной политике и социальном исследовании // Вестник Института социологии. 2014. № 3. С. 45–65.
9. Научные школы Уральского федерального университета: энциклопедия. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2020. 512 с.
10. Павельева Т. Ю. Научные школы и мобильные коллективы: вариативные пути организации науки // Гуманитарные и социальные науки. 2013. № 6. С. 50–58.
11. Павлов Б. С. К истории эмпирических исследований молодых рабочих на Урале // Социологические исследования. 2023. № 3. С. 21–25.
12. Тённис Ф. Общность и общество: основные понятия чистой социологии. M.: Фонд Университет; СПб.: Владимир Даль, 2002. 451 с.
13. Шмидт Ю. Д., Крохмаль Л. А., Ивашина Н. В. О финансировании государственных заданий вузам на выполнение научно- исследовательских работ // Журнал Новой экономической ассоциации. 2021. № 2. С. 119–135.
14. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара: Самарский ун-т, 1995. 328 с
Рецензия
Для цитирования:
Зборовский Г.Е. Научная школа как субъект научной деятельности в вузе. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2024;(5(92)):53-63. https://doi.org/10.69571/SSPU.2024.92.5.005
For citation:
Zborovsky G.E. Scientific School as a Subject of Scientific Activity at the University. Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2024;(5(92)):53-63. (In Russ.) https://doi.org/10.69571/SSPU.2024.92.5.005